Шотландский гамбит

Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшую более десяти изданий за рубежом, но неизвестную нашему читателю. Сегодня мы на примере шотландского гамбита ра
news

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшую более десяти изданий за рубежом, но неизвестную нашему читателю. Сегодня мы на примере шотландского гамбита рассказываем об особенностях гамбитной игры (об атаке и жертве, о накоплении преимуществ и о гармонии с духом дебюта на примерах шотландской, итальянской партий, а также дебюта четырех коней и дебюта Понциани см. «Советский спорт» от 16.01, 30.01, 12.02, 13.03 и 27.03.03 г.).

ПАРТИЯ № 6

Свободная (незащищенная) фигура. Жертва слона на f7. Промежуточный ход для достижения позиционного перевеса. Уклонение от упрощений для развития атаки. Установка фигуры на сильное поле. Два коня в центре позиции оппонента. Обмен для достижения желаемого поля. Использование открытых линий. Двойной шах.

УГРОЗА

В шахматах нет более эффективного оружия, чем угроза. Угроза ограничивает возможности противника. Она заставляет его играть в определенном направлении, принимая во внимание последствия угрозы, и отвечать соответственно.

Имеется несколько типов угроз – некоторые очевидные, некоторые более тонкие. Это двойной шах, пешечная вилка, разрушающая коневая вилка.

Угроза – сильнейший мотив в любых партиях, но особенно в открытых позициях или когда король оппонента плохо защищен пешечной цепью по второй линии.

Представляемый шотландский гамбит — пример силы угрозы, а также мощи двух взаимно защищающих коней.

Если вы хотите улучшить свои шахматные познания, силу своей игры, практикуйтесь в организации таких ходов, которые создают угрозу.

Шотландский гамбит

Мастер - Любитель

1. е4 е5

2. d4

В этой игре, как и в шотландской партии (№1), а также в шотландском варианте дебюта четырех коней (№4) белые пытаются занять центр непосредственно для достижения перевеса. Но, как отмечалось ранее, этот прямой метод захвата центра не ведет к желаемому успеху, а скорее к равенству в большинстве партий.

2… ed4.

Как и во многих других дебютах, где белые атакуют пешку е5 путем d4, можно продемонстрировать, что если черные не меняют центральные пешки, белые всегда получают некоторый перевес.

Если теперь сыграть 3. Фd4, черные могут выиграть темп путем 3… Кс6 4. Фе3, что характеризует основной вариант центрального дебюта. Черные легко достигают равенства, то есть данный дебют не сулит белым особых преимуществ.

Если сыграть 3. Kf3 Kc6, мы получим шотландскую партию (№1) или, если после 3. Kf3 черные пытаются поддержать свою пешку d4 путем 3… с5, мы получим вариант защиты Филидора (он будет представлен в партии № 11).

В данной партии, однако, белые не стремятся к захвату центра, а скорее – к быстрому развитию, которого они намереваются достичь путем жертвы пешки. Жертва пешки за развитие характеризует гамбитные начала, концепция которых подробно рассматривается в партиях 17, 18 и 24. В данной партии белые отвечают

3. с3.

Черные могут теперь сыграть 3… d5, ибо после 4. ed5 Фd5 белые не в состоянии прогнать ферзя путем 5. Kc3. Равная игра получается после 5. cd4 Kf6 6. Kc3 Cb4.

Черные могли также ответить 3… d6, возвращая пешку и оставляя белых со странной пешкой на с3. Мы уже видели это в партии №2 (комментарии к 5-му ходу черных).

Но вместо этого черные предпочитают забрать материал:

3… dc3.

В этой позиции белые иногда играют 4. Сс4, жертвуя вторую пешку с целью быстрейшего развития. В этом случае игра могла бы продолжаться так: 4… сb2 5. Cb2, черные должны отдать назад одну пешку, чтобы избежать слишком большой инициативы двух слонов белых – 5… d5.

4. Kc3.

В обмен за пожертвованную пешку белые теперь имеют свободную открытую игру.

В позициях, подобных этой, где белые должны компенсировать отсутствие пешки атакой, черным зачастую желательно держать позицию закрытой с помощью ходов типа… d6, но в данной партии они стремятся к скорейшему развитию:

4… Сс5.

На поле с5 слон черных не защищен, что дает белым возможность использовать тактику, как увидим позднее.

5. Сс4.

Белые намереваются вернуть пешку путем 6. Cf7+ Kpf7 7. Фd5+ (или 7. Фh5+). Поэтому черные могли бы ответить 5… d6, на что последовало бы 6. Фb3, создавая черным проблемы с защитой пешки f7:

(а) 6… Фе7 7. Kd5 Фе4+ 8. Kpf1, и черные в большой опасности. Например, 8… Kpd7 9. Ce3 Ce3 10. Ле1, и т.д. Более надежно 7… Фd7, но этот ход затрудняет развитие, а это – стоимость гамбитной пешки.

(в) 6… Фf6 7. Kf3 (7. Kd5 Фf2+ 8. Kpd1 Cg4+ — опасно для белых. Зачем делать себе харакири? 7… с6 (чтобы не дать коню попасть на d5) 8. Cg5 Фg6 9. h4, и у черных большие затруднения.

(с) 6… Фd7 (Наиболее солидный ход, но черный ферзь теперь затрудняет развитие, как в (а), хотя белые имеют на темп меньше).

7. Kf3 Kc6 (чтобы сыграть… Ка5) 8. Cd3 Kf6 9. Cg5, и белые имеют компенсацию за пожертвованную пешку.

5… Kge7? (см. диаграмму №1)

Черные хотят развиться и боятся 5… Kf6 6. е5 (ибо 6… Фе7 7. Kf3 d6 8. 0-0 de5 9. Ke5 – многообещающе для белых).

СТАНДАРТНАЯ ЖЕРТВА

6. Cf7+. Стандартная жертва в таких позициях, основанная на незащищенности слона с5. Не столь сильно выглядит 6. Фh5. Черные отдают назад пешку путем 6… d5 и рокируются по возможности быстрее. Например, 7. Kd5 0-0.

6… Kpf7

7. Фh5+ Kg6.

Или 7… g6 8. Фс5 d6 9. Фе3, и белые также вернули пожертвованную пешку, но черные потеряли право на рокировку, как в данной партии.

Белые могут теперь сразу отыграть слона, но вместо этого они делают промежуточный ход, заставляя короля черных вернуться назад и препятствуя ладье занять поле е8.

8. Фd5+ Kpe8

9. Фс5 d6

10. Фh5 Фh4.

Черным выгоден размен ферзей, сводящий к минимуму их недостатки, связанные с положением короля.

11. Фе2. Можно сыграть и 11. Фd1, но на е2 ферзь активнее, а поле f3 – для коня.

11… Кс6. Хотя это и развивающий ход, возможно 11… с6 был бы лучше, поскольку препятствовал Kd5. Позиция черных выглядит лучше, чем она является на самом деле. Ферзь черных будет отброшен назад с темпом, и белые начнут прямую атаку.

12. Kf3 Фе7.

Поскольку 13. Kd5 атакует ферзя, 12… Фd8 спасает темп. В этом случае белые могли бы продолжать 13. Cg5, но в данной позиции важно оставить поле g5 для коня.

13. Kd5 Фd7.

14. Kg5 – с грандиозной угрозой, как увидим.

14… Ксе5.

Черным следовало предпочесть 14… Kd8, чтобы воспрепятствовать следующему ходу белых. Однако и тогда, после 15. Фh5, позиция благоприятна для белых. Например, 15… с6 16. Kh7 cd5 (16… Фf7 17. Kc7+ Фс7 18. Фg6+ Фf7 19. Фf7+ Kpf7 20. Kg5+ дает белым активную позицию плюс пешку) 17. Фg6+ Фf7 18. Фf7+ Kf7 19. Kg5 Kg5 20. Cg5 de4 21. Лd1, и белые вскоре выигрывают пешку, но наличие разноцветных слонов дает черным некоторые шансы на ничью.

БЕШЕНЫЕ КОНИ

15. Ке6! (см. диаграмму №2)

Ход-сюрприз. Черные не могут взять коня из-за 16. Кс7 с выигрышем ферзя. Два коня на вражеской территории чрезвычайно опасны, особенно если они косвенно поддерживают друг друга, как в данном случае. Белые угрожают Кес7+, делая черных беспомощными. Черные тем не менее находят ход, создающий белым некоторые проблемы.

15… с6

16. Кdc7+ Kpe7.

Черные стараются по возможности оставить коней белых взаимозависимыми. Например, 16… Kpf7 привели бы черных к потере качества после 17. Kg5+ 18. Ka8.

17. Cg5+ Kpf7.

Кажется, что белым теперь трудно что-либо получить, ибо если 18. Ка8 Фе6, и белые могут потерять двух коней за ладью.

18. f4! Нокаут! Коню черных некуда отступать. Поэтому черные пытаются контратаковать:

18… h6.

Но это попросту играет белым на руку, ибо освобожденное поле g5 необходимо для коня, после чего можно забрать ладью а8. Кроме того, этот маневр позволяет белым удалить самую сильную фигуру черных.

19. fe5 hg5

20. Kg5+ Kpg8

В этом положении белые теперь могут выиграть, по крайней мере, качество путем 21. Ка8, но тогда после 21… Ке5 черные имеют довольно крепкий бастион, который нелегко взять. Вот почему мастер выбирает другое направление, связанное с королем черных:

21. Фс4+. Если теперь 21… Kpf8, то после 22. 0-0+ черных ждет катастрофа.

21… d5

22. ed5 cd5.

После 22… Фс7 23. d6+ белые выигрывают. Однако черные могли бы сыграть 22… Ке5 23. dc6+ Kc4 24. cd7 Cd7 25. Ka8. Однако это, конечно, неудовлетворительно для черных, поскольку не удастся удержать коня белых.

23. Kd5 (см. диаграмму №3)

23… Ке5.

Ничего лучшего у черных нет.

24. Kf6++

Двойной шах вынуждает короля черных обязательно ходить.

24… Kpf8

25. Kd7+, и черные сдались.

Новости. Шахматы