Командовать парадом будет Жуков

Александр Жуков — самый реальный кандидат на пост президента Российской шахматной федерации. Накануне отчетно-перевыбор-ного съезда РШФ в Дагомысе наш корреспондент встретился с ним и поговорил о сегодняшнем положении дел и о завтрашнем дне популярной иг
news

Александр Жуков — самый реальный кандидат на пост президента Российской шахматной федерации. Накануне отчетно-перевыбор-ного съезда РШФ в Дагомысе наш корреспондент встретился с ним и поговорил о сегодняшнем положении дел и о завтрашнем дне популярной игры.

СЛИШКОМ МНОГО ДЕНЕГ НЕ БЫВАЕТ

Александр Дмитриевич, в ближайшем будущем вы должны занять пост президента Российской шахматной федерации. Непонятно, насколько это престижно, а вот работы предстоит много. Зачем вам это нужно?

— Я искренне считаю шахматы одним из важнейших видов спорта. Российская федерация представляет самых сильных шахматистов в мире – это тоже очевидно. Так что это достаточно престижная должность. С другой стороны, нынешнее отношение к шахматам в России несравнимо с тем, которое было в Советском Союзе. И со стороны государства, и со стороны средств массовой информации. Финансовые ресурсы, которыми обладают сегодня российские шахматы, в том числе и федерация, – мизерные.

Все последние годы федерация выживала. Выжила – надо отдать должное всем, кто в последние годы были президентами РШФ. Они сумели в тяжелых условиях сохранить федерацию, сохранить соревнования. Сборная побеждает, дети подрастают.

Но, конечно, если и дальше участие государства и спонсоров будет таким же, как сейчас, это приведет к плохим последствиям. Работы действительно непочатый край.

— С моей точки зрения, в шахматах совершенно отсутствует сколько-нибудь профессиональный менеджмент. С вашим появлением на посту руководителя РШФ в российских шахматах появятся наконец деньги и можно будет опять ничего не делать? 

— Пока что такой проблемы – слишком много денег – не будет. Если сравнить, сколько денег тратится в любом другом более или менее популярном виде спорта, то многое станет понятно. Расходы на содержание какой-нибудь одной футбольной команды в десятки раз больше, чем суммы, которые тратятся на все шахматы. Но вы правы в том, что денег нужно не так много. Их нужно эффективно использовать.

— Эффективно – это как? На что потратить в первую очередь?

— Прежде всего на оборудование шахматных школ и клубов. Те клубы и школы, которые есть, нищенствуют. Всю базу – и компьютеры, и Интернет, и тренеров – нужно заново налаживать. Это требует определенных затрат.

Второй вопрос, который требует серьезного финансирования, – это проведение крупных турниров, например, чемпионата России, в котором участвовали бы все сильнейшие игроки. Необходим штат государственных тренеров, которые бы получали нормальную зарплату на постоянной основе. Еще один вопрос — подготовка сборных команд. Все эти задачи требуют своего решения и соответственно средств.

— То, что вы перечислили, за исключением поддержки сборных, – не очень престижные для спонсоров проекты. Можно, конечно, оборудовать какой-нибудь детский клуб, но что получат за свои деньги доноры? Большого внимания со стороны прессы не ожидается.

— Для спонсоров у нас есть проекты с большой отдачей. Генеральное спонсорство сборной России, которая побеждает на Олимпиадах и чемпионатах мира. Генеральное спонсорство чемпионатов страны – опять же если там будут играть все сильнейшие. Организация крупнейших турниров – на примере «Аэрофлота» мы видим, что это может быть успешным. Если шахматы в значительно большем объеме окажутся на телевидении и в газетах, спонсорам станет намного интереснее.

Сейчас очень удачный момент для того, чтобы начинать вкладывать деньги в шахматы, пока это недорого. За такие деньги, как в шахматах, в других видах спорта ничего серьезного не получишь.

— И как я понимаю, какая-то часть этих денег может пойти на «непрестижные» проекты – поддержку клубов, тренеров и т.п.

— Безусловно, хотя не такие уж они «непрестижные». В юношеских финалах чемпионатов страны, которые сейчас проходят в Дагомысе, играет больше тысячи детей. В финале! Это значит, что в отборах участвовали десятки тысяч.

Это не «просто спонсорство», а очень большая социальная программа. Детские шахматы нужно развивать не просто как спорт. Речь идет о поддержке интеллектуального потенциала страны. Это, безусловно, может привлечь крупные компании, социальная роль которых сейчас широко обсуждается. Есть такие проекты – в том числе Интернет-проекты, проекты компьютеризации школ и т.д.

ГУБЕРНАТОРЫ ВНЕСУТ СВОЮ ЛЕПТУ

— Вы согласны с тем, что популярность шахмат в российских СМИ намного ниже, чем их реальная популярность в народе?

Безусловно. Мы собираемся усиливать работу с самыми разными СМИ. Будет комиссия по связям с прессой, в которой будут совершенно новые методы работы.

— Что вы подразумеваете под «уровнем государственной поддержки»? У государства вроде бы забот немало. Почему оно должно поддерживать шахматы?

— Один чиновник какое-то время назад решил, что надо разделить виды спорта на несколько категорий. Первая категория – это те виды, которые приносят медали на Олимпийских играх, много медалей. Шахматы попали в последнюю категорию, потому что они не являются олимпийским видом спорта. Совершенно неправильная классификация, со всех точек зрения!

На самом деле, с позиций международного престижа, медали шахматных Олимпиад ничуть не менее важны, чем медали Олимпийских игр. Мы должны вернуть шахматам их место – это важно и для имиджа страны, и для воспитания детей. От этого в значительной степени зависит и государственная поддержка сборной команды, тренерского состава.

Конечно, в мире интерес к шахматам несколько упал. Но я считаю, что многое может измениться, в том числе благодаря необыкновенной популярности, которую шахматы завоевали в Интернете. Во многих странах уже поняли, что шахматы как образовательный предмет очень полезны для детей.

— Насколько я знаю, при РШФ будет создан общественный совет. Вы уже знаете, кто туда войдет?

— Я уже получил согласие от четырех губернаторов – от Росселя, Строева, Хлопонина и Кресса, от чемпионов мира, от чиновников, от знаменитых спортсменов. Я думаю, что они согласились не потому…

— …что вы их попросили?

— Да. А потому, что они на самом деле все шахматисты, все играют и все любят шахматы. Губернаторы, которые развивают шахматы в своих регионах, готовы проводить у себя самые крупные соревнования. Каждый сможет внести свою лепту.

— Что означают шахматы лично для вас?

— Прежде всего – любимый вид спорта. Я занимаюсь шахматами с семи лет.

— Кто вас учил и как далеко вам удалось продвинуться по квалификационной лестнице?

— У меня было два тренера – Моисеев и Хасин. Это хорошо известные специалисты. Уровень? В 18 лет я бросил заниматься шахматами профессионально. В университете у меня было два мастерских балла.

— Кто ваш любимый шахматист? Не обязательно из современных – может быть, кумир юности?

— Не могу сейчас сказать. Нет такого.

— В каком стиле играете вы сами?

— Я не уверен, что при моем уровне игры можно говорить о каком-то стиле… Я бросил заниматься профессионально в 18 лет. Если вы настаиваете, то больше мне нравится, конечно, комбинационный стиль.

— Как часто вы играете в шахматы?

— Очень часто. Пару раз в неделю точно.

— Кто ваш самый опасный партнер?

— Иваненко. С ним лучше играть в одной команде. Когда мы играли с парламентом Украины, то победили, хотя среди соперников собственно парламентариев было совсем мало. В основном приглашенные и «сочувствующие». А в личном блиц-турнире, который напоминал уже открытый чемпионат Киева – пришли сильнейшие блицоры города, все равно победил Иваненко.

— Как вы собираетесь строить свои взаимоотношения с ФИДЕ?

— Я думаю, мы будем плодотворно сотрудничать. У нас абсолютно нормальные личные отношения с Кирсаном Илюмжиновым, так что проблем быть не должно.

— Как вы расцениваете перспективу объединительного процесса и вероятность появления у нас единого чемпиона?

— Я очень надеюсь, что это успешно завершится. Потому что обилие версий и чемпионов – это самый серьезный удар по престижу шахмат. Я, конечно, не сторонник того, чтобы чемпион определялся в блице. Чемпион должен определяться по классическим шахматам, в матчах, и это должно происходить не каждый год.

Есть простая аналогия – чемпионаты мира по футболу (раз в четыре года) и по хоккею (раз в год). Кто был чемпионом мира по хоккею два года назад? Так и не вспомнишь. А про футбол можно любого на улице спросить – не ошибется. Я считаю, что и в шахматах нужно возвращаться к классическому циклу.

— Давайте в конце еще раз конспективно назовем основные пункты вашей предвыборной программы.

1. Изменение статуса шахмат на государственном уровне.
2. Привлечение спонсоров, способных обеспечить достойный календарь и подготовку сборных команд.
3. Детские программы.
4. Программы сотрудничества со СМИ.
5. Укрепление кадрового состава федерации. 

НАША СПРАВКА

ЖУКОВ Александр Дмитриевич

Депутат Государственной Думы от избирательного округа 0199 (Преображенский окр., г. Москва)
Член депутатской группы «Регионы России (Союз независимых депутатов)»
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам
Член Комиссии ГД по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации
Член Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации
Родился 1 июня 1956 года

Новости. Шахматы