Проблема слона в Каро-Канне
КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА
Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшей более десяти изданий за рубежом, но неизвестной нашему читателю. Сегодня мы на примере защиты Каро-Канн поговорим о важнейшем аспекте игры — развитии инициативы.
ПАРТИЯ № 7
Проблема развития слона с8 в Каро-Канне. Пробуксовка в развитии инициативы при потере темпа. Спокойная игра, ведущая к возможной ничьей, против более рискованной активной игры, ведущей к возможному выигрышу. Наступление пешек на ослабленный королевский фланг. Строенные пешки. Промежуточный ход «десперадо». Окончание с разноцветными слонами. Обмен фигур для ослабления атаки и увеличения шансов сопротивления.
ИНИЦИАТИВА
Инициатива — важнейшее преимущество в шахматной игре. В какой момент игрок обязан захватить инициативу, сколь сильно он должен рисковать для ее достижения и при каких обстоятельствах следует избегать обмена важных фигур, для того чтобы удержать ее, — все это рассматривается в данной партии.
Защита Каро-Канн
Любитель - Мастер
1.e4 - c6
Поскольку черные будут иметь опорный пункт в центре после 1…с6, подготавливающий 2…d5, Каро-Канн является одной из самых безопасных защит против 1.e4. Вместе с французской защитой Каро-Канн является наиболее важной с точки зрения давления на поле e4, однако по сравнению с французской слон черных на с8 не ограничен в своих действиях, тогда как после 1…e6 во французской защите активизация этого слона является проблемой. С другой стороны, недостатком защиты Каро-Канн является то, что на поле с6 не может пойти конь с b8.
2. d4 - d5
В распоряжении белых теперь имеются три возможности: (а). 3.Kc3 — основной и наиболее логичный вариант защиты Каро-Канн.
(в). 3.e5 — этот вариант имеет по сравнению с французской защитой тот недостаток, что слон черных с8 занимает поле f5 без затруднений. На практике этот вариант не является очень успешным.
(с). 3.ed5 — разменный вариант, обеспечивающий освобождение поля с6 для развития коня b8. Шансы равны.
3.ed5 - cd5
Разменный вариант защиты Каро-Канн не характеризуется ничейными мотивами, как разменный во французской защите (1.e4 e6 2.d4 d5 3.ed5 ed5), ибо в Каро-Канне симметрия нарушена, и это сразу определяет последующую стратегию. Белые активизируются на королевском фланге, черные — на ферзевом. 4.Cd3. Тихий, но крепкий ход, обеспечивающий работу королевского слона по важной диагонали, не давая в то же время черным развить своего слона на f5.
Часто здесь играют 4.с4, начиная атаку Панова. Это дает белым большие шансы (например, 4… Kf6 5.Kc3 Kc6 6.Cg5 dc4 7.d5), но черные располагают удовлетворительными защитными маневрами.
4…Kc6 5.c3. Хотя ход в тексте выглядит как потеря темпа, рано или поздно его пришлось бы сделать, поскольку не только защищается пешка d4, но и предотвращается ход Kb4. И хотя пешка занимает родное поле коня, в этом варианте конь на с3 не столь эффективен. В случае защиты пешки d4 ходом 5.Kf3 черные могли бы ответить 5… Cg4, а в этом варианте одной из задач системы белых является препятствие развитию слона с8. 5…Kf6. Развивающий ход, дающий возможность черным продолжать… Cg4. Одной из тематических идей в разменном варианте защиты Каро-Канн является развитие черными слона с8.
Борьба за развитие слона с8 продолжается. Белые играют так, чтобы воспрепятствовать… Cg4. Однако очень сомнительно, что для предотвращения этого белым следовало потерять темп. Лучше было сыграть 6.Ke2.
ПЕРЕЛОМ
6…e5.
Достоинством этого хода является открытие диагонали для слона f8 при сохранении открытой диагонали для слона с8. Недостаток же заключается в возникновении изолированной пешки.
7.de5 - Ke5
У черных изолированная пешка, но лучшее развитие и контроль пространства.
8.Cb5+ Белые уводят слона с темпом, заставляя черных потерять темп для защиты от шаха. Если бы белые хотели ничью, лучше было бы сыграть 8.Фe2, заставляя черных играть 8…Фe7 и после 9.Cb5+ и 9…Kc6 разменять ферзей, после чего ничья не за горами.
8…Kc6. Альтернатива — 8…Cd7, что после 9.Cd7+ Фd7 10.Kf3 Kf3+ 11.Фf3 Ce7 12.0-0 облегчит игру белым и оставит черных с изолированной пешкой без компенсации.
9.Cg5. Здесь снова лучше 9.Kf3, обеспечивая возможность рокировки, а Cg5 можно сыграть позже, когда слон будет защищен конем с f3. После хода в тексте у белых два незащищенных слона, что можно использовать в комбинационной игре.
9…Сс5. Первый тактический поворот: черные угрожают 10…Cf2+ 11.Kpf2, а затем как 11…Ke4, так и 11…Фb6+. Заметьте, что эта комбинация не предотвращается 10.Kf3, так как конь черных может затем забрать слона. Черные также угрожают 10…Фb6.
10.Фe2+. Для того чтобы парировать угрозы, но все это способствует развитию черных.
10…Ce6
Здесь черные могли бы сыграть 11…0-0, после чего последовало бы 12.0-0 Ce7 13.Kbd2 Фb6, и черные вряд ли могут предпринять что-то серьезное. Более активное продолжение связано с 11…h6 12.Ch4 g5 с последующими …Фb6 и …0-0-0. Но черные играют еще более энергично, хотя и несколько рискованно: 11…Фb6. Рискованность этого хода связана со сдвоением пешек королевского фланга черных после 12.Cf6 gf6. Но если мастер имеет выбор между спокойной игрой, в которой оппоненту легко найти правильные ходы для уравнения, и игрой, где он может навязать борьбу, в которой важную роль играют противоборствующие факторы, мастер обычно останавливается на более активной линии, даже если до конца не уверен, что это даст ему лучшую игру. Любителю значительно труднее найти правильные ходы.
12.0-0. Это парирует угрозу 12…Cf2+, но белые должны были принять вызов и сыграть 12.Сс6+.
12…Ke4! Угрожая выиграть качество путем 13…Kg3 и избегая ослабления пешечной структуры.
13.Ch4. Хуже 13.Ce3 из-за 13…Ce3 14.Cc6+ (вынужденно, так как 14.Фe3 ведет к потере слона на b5, а 14.fe3 — к потере качества после 14…Kg3) 14…bc6 15.Фe3 Фb2 16.Kbd2 Фc3.
13…h6. Угрожая выиграть фигуру ходом 14…g5 15.Cg3 Kg3. Белые вынуждены потерять еще один темп.
14…Kph1 - g5
Ввиду уязвимости королевского фланга белых черным необходимо форсировать открытие линии, тем более что это можно делать с темпом.
15.Cg3. Дикая позиция. Черные еще не рокировали, но если они потратят время на рокировку, белые успеют защитить свой королевский фланг.
АТАКА
15…g4!? Проводя свой план разрушения пешечной структуры белых. Позднее это даст черным возможность усилить атаку. 16.hg4 Kg3+ 17.fg3. Строенные пешки белых характеризуют серьезное позиционное ослабление, которое усугубляется ограниченной мобильностью их фигур и возможностью атаки черными. С другой стороны, временно они имеют лишнюю пешку.
17…0-0-0 18.Kbd2. Развитие закончено, но, возможно, слишком поздно. 18…Лdg8. Черные могли бы сыграть 18…Cg4, но пешка не убежит, а ход …Лg4, возможно, сильнее. 19.Kb3. Белые хотят перевести коня на блокадное поле перед изолированной пешкой. Однако это позволяет черным установить чернопольного слона на идеальное поле для участия в атаке: 19…Cd6.
Черные вернули пешку и угрожают выиграть пешку g3.
21.Фf2. Этот благовидный ход предоставляет черным тем не менее новую возможность для простых комбинаций. Лучше сначала 21.Сс6, чтобы предотвратить последующую комбинацию, основанную на уязвимости слона белых. 21...Cf3. Выигрывая пешку и освобождая линию для ладьи. Если теперь 22.Фf3 (или gf3) то …Kd4, и белые теряют слона. Если 22.Cc6 Cg2+, ферзи остаются, а черные сохраняют атаку, имея две лишние пешки.
22.Kc6. Белые надеются, что расположение ферзей на одной диагонали облегчит им защиту. Здесь черные могли бы ответить 22…bc6 23.Фb6, и после (а) 23…ab6 24.Ca6+ белые имели бы почти приемлемую игру, или (в) 23…Cg2+ 24.Kpg2 Лg3+ 25.Kpf2 ab6 26.Cc6, и снова белые стоят не так уж плохо. Поэтому черные играют:
22…Cg2+
Это промежуточное «десперадо» ведет к выигрышу второй пешки и делает позицию белых безнадежной.
23.Фg2 bc6
24.Cd3 - Лg3
25.Cf5+. Этот промежуточный ход для усиления вашей позиции всегда полезен.
Обмен ферзей даст белым возможность значительно продлить сопротивление благодаря наличию разнопольных слонов, составляющих сильный нейтрализующий фактор. Поэтому:
26…Фd8! Угрожая выиграть ферзя путем 27…Фh4+ 28.Фh2 Лg1+ и т.д.
27.Фd4. Чтобы защититься от мата на h4. 27…Лhg8. Угрожая 28…Л8g4! и если (а) 29.Cg4, то 29…Фh4+, или если (в) 29.Фg4 Лg4 30.Cg4 Фh4+.
28.Лf2 - Фg5!
Черные могут также выиграть путем 28…Л3g4, открывая диагональ для слона, контролирующего поле h2, но 28…Л8g4 не выигрывает, так как диагональ слона перекрыта. При ходе в тексте черные угрожают матом как путем 29…Лg1+, так и 29…Фh5+.
29.Лh2 - Фf5.
Белые сдались. 0:1.