На всех одна победа…
ШАХМАТЫ
В мексиканской Морелии продолжается супертурнир ХХ категории. А в Москве подходит к концу турнир «Аэрофлота».
ПОД БДИТЕЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ КАИССЫ
У каждого турнира – свой норов. История знает соревнования, отнюдь не любительские, в таблицах которых не было ни одной ничьей! Знает и выдающихся шахматистов, остававшихся после марафонской дистанции как непобежденными, так и не побеждавшими. В чем дело? Не знаю. Могу только предположить, что во времена инквизиции это назвали бы происками дьявола, в советские времена – происками сионистов. Но реальнее всего свалить такие крайности на музу шахмат Каиссу, которая, как и все женщины, вообще любит покапризничать где угодно и когда угодно.
Похоже, что нынешний турнир в Морелии (это просто первый акт Линареса) выработал для себя – и тут уж Каисса точно виновата! – совершенно особый бойцовский настрой. В каждом из трех стартовых туров – только одна победа и три ничьи. А когда наш Александр Морозевич попытался поломать такие внезапно возникшие рамки и, пожертвовав на 10-м ходу пешку, размашисто и свежо атаковал труднопробиваемого обладателя Кубка мира Левона Ароняна (к тому времени в третьем туре Виши Ананд черными весьма убедительно переиграл Магнуса Карлсена и лишил того лидерства), Каисса взбунтовалась и настояла на своем, девичьем.
Морозевич – Аронян
«Не в пешки играем, а в шахматы!» – этот популярный лозунг подходит к агрессивному стилю Александра как нельзя лучше. Но вот здесь в цейтноте – хотя он блестяще играет блиц и выигрывал в разгромном стиле чемпионаты на приз «Вечерней Москвы», – не разглядел изящнейший вариант, а точнее – один ход в нем: после 39.Фd8+ Kpg7 40.f6+ Kph6 41.Kph4!! черные получали мат, потому что не спасает 41…Фе1+ 42.g3 Фе4+ 43.g4 Фе1+ 44.Лg3, и шахов больше нет.
3-й тур
Топалов (Болгария) – Леко (Венгрия) – 0,5:0,5. Карлсен (Норвегия) – Ананд (Индия) – 0:1. Морозевич (Россия) – Аронян (Армения) – 0,5:0,5. Свидлер (Россия) – Иванчук (Украина) – 0,5:0,5.
Положение участников
1-2. Ананд, Иванчук – по 2 очка. 3-6. Леко, Карлсен, Аронян, Свидлер – по 1,5. 7-8. Морозевич, Топалов – по 1.
РАЗГРУЗОЧНЫЙ ТУР
В Москве же на турнире «Аэрофлота» лидер сильнейшей группы А1 – молодой москвич Станислав Новиков (его рейтинг среди участников лишь 75-й, а очков пока набрал столько, сколько положено набирать первому шахматисту мира) едва не проиграл в 6-м туре своему ровеснику, тоже московскому студенту Дмитрию Яковенко.
Новиков – Яковенко
Что, белым плохо? Ничуть!
81.Лf4+! Л:f4.
А днем ранее в лидеры Новиков выбрался, обыграв героя старта Евгения Томашевского.
Томашевский – Новиков
Белые в цейтноте решили восстановить материальное равновесие, сыграли 38.К:а4? (необходимо было 38.Кg2) K:a4 39.Л:а4, но на это последовало 39…Кf4 и белые сдались: следующим ходом черный король нападет на белого коня, а отступать тому некуда. Боже, насколько же прав был несколько догматичный доктор Зигберт Тарраш, когда век назад провозглашал свой очередной постулат: «Конь на краю доски – позор всей партии»! А вы говорите – компьютеры, компьютеры…
Еще раньше – изящная победа в таком вот стиле. Ее можно назвать – чистой.
Рязанцев – Новиков
24…Лаd8 25. Kf4 Л:d1+ 26.Л:d1 Л:d1+ 27. K:d1 Фа3 28.К:е6 К:е6 29.Фс4.
А это уже явная переоценка своей позиции: белым бы собственного властелина поберечь. Теперь же на него обрушивается шторм, хотя силы атакующих минимальны.
29…Фа2+ 30.Крg3 Ce5+ 31.Kph3 Cf4 32.C:f4 K:f4+ 33.Kpg3.
Дальше следует прямо-таки учебный пример: тандем ферзь и конь в погоне за королем.
33…Фd2 34.Фf1 Ke2+ 35.Kpg4 Фf4+ 36.Kph3 Фh6+. За ход до мата белые сдались.
Но вот в 7-м туре Новикову не повезло: в партии с ним Алексеев взял верх и с 5,5 очками вырвался вперед. Правда, в течение ближайших двух часов его догнали Томашевский и Яковенко: Дмитрий обыграл рейтинг-фаворита турнира Володю Акопяна, у которого 15 лет назад выиграл свою последнюю в жизни партию Михаил Таль.
Так что за пару туров до финиша в группе сильнейших – троевластие, и ни за какие коврижки я не соглашусь гадать, кто станет первым и летом поедет в Дортмунд. Это – уже прорыв на главную шахматную сцену, и это – традиция «Аэрофлота».