Крамник и Ананд разошлись миром. Фавориты чемпионата мира сыграли вничью в третьем туре

В Мексике продолжается чемпионат мира по шахматам
news

ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА

 В Мексике продолжается чемпионат мира по шахматам. После трех туров лидируют те, кого и предполагали увидеть во главе турнирной таблицы — Владимир Крамник и Вишванатан Ананд.

ПРОСНУЛИСЬ!

Конечно, это сказано с долей иронии, но как иначе объяснить неслыханную «ленивость» всех участников чемпионата, сделавших на старте лишь 98 ходов во всех партиях вместе взятых. И такую внезапную шахматную ярость, явленную миру в туре втором! Не иначе, как у всех, ну совсем как по команде старика Хоттабыча, одновременно закончилась акклиматизация, проснулся азарт и все перестали быть, как говаривал классик мировой литературы, «людьми воздуха», то есть теми, кто задумывает и планирует многое, но не делает ничего.

Застрельщиком можно считать чемпиона мира Владимира Крамника. В третьем туре, играя черными, он явно не возражал против ничьей (дебют – миролюбивая русская партия), но стоило Ананду допустить неточность, как Крамник перехватил инициативу и ровно 40 ходов мучил своего визави, доведя дело до пешечного эндшпиля и пата: случай в шахматах довольно редкий. А вот во втором туре сыграл одну из своих самых запоминающихся партий против человека, скупой на краски мини-портрет которого я хочу вам предложить.

МОРОЗЕВИЧ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ

Давным-давно я судил зональный турнир на первенство мира в Ленинграде, и внимание буквально всех было приковано к юному мастеру Александру Морозевичу. Причем привлекали не его 15 лет, очаровывал стиль игры москвича. Тогда же заслуженный тренер СССР Володя Юрков определил стиль своего воспитанника: «Он кого хочешь пересчитает».

Спорить не приходилось: юноша затевал такие осложнения, такие танцы на доске, что можно было лишь диву даваться. Еще недостаточно зная теорию, то и дело получал черными фигурами сомнительные позиции, но рос буквально на глазах. Чуть позднее выиграл за год штук шесть неплохих турниров и ракетой ворвался в десятку сильнейших.

Причем Морозевич мог сотворить самое необычное: на доске вдруг сделать ход и начать вариант, какого никогда еще не было. «Вокруг доски» — взять и проспать очередной тур. Причем не где-нибудь, а на чемпионате России. После этого остаться невозмутимым и заметно поправить свое турнирное положение.

Мог начисто провалить первую половину турнира, а во втором круге с последнего места сумасшедшим рывком, побеждая и белыми и черными, вынырнуть во главу таблицы. А во время победного для себя блицтурнира на призы газеты «Вечерняя Москва», вопреки всем законам теории, развивать коней на край доски, и десяток ходов спустя эта фигура вдруг начинала играть очень важную роль.

Словом, Александр способен абсолютно на все, и нет специалиста, который мог бы предсказать, как завершит он нынешний чемпионат мира.

КРАМНИК ПЛЕСНУЛ МАСЛА В ОГОНЬ

Итак, Крамник – Морозевич. По накатанной теоретической колее поединок катился недолго, всего 7–8 ходов (здесь неплохо вспомнить, что кое-где хода до 30-го все уже исследовано, ну или почти все). А потом игра сразу сбросила темп, еще хода на три соперники затратили сообща не менее часа. Чемпион мира предложил жертву пешки за совсем не очевидное давление в центре, и возникла вот такая позиция.

Крамник – Морозевич

Здесь Крамник еще плеснул масла в огонь.

12. е4 f6 13. ed!!? fe.

На алтарь собственного замысла, все еще неочевидного, принесен последний конь белых.

14. bc ed 15.dc Ce6 16. cb.

Здесь черные могли увести ладью из-под рентгена белопольного слона белых – 16…Ла7 17. Лb1 Ca5 18. Ce4 с дальнейшим а2-а4, но Морозевич в полном согласии с собственным характером избрал более острое продолжение.

16…d3 17. c7 Фd4 18. Фа4! Кd7 19. Ce3 Фd6 20. C:a8 Л:а8 21. Сf4 Фf8.

Уже после партии аналитики установили, что лучше было 21. Фd5!!, и это вроде бы вело к равновесию. Я не удержался и впервые нарушил наш с Крамником уговор: через США и моих друзей дозвонился в команду чемпиона мира и услышал оттуда ответ: «Там тоже кое-что есть». В партии же развязка теперь близка.

22. b6 Ke5.

После 22… K:b6 23. Фс6 Ch3 24. Ф:b6 и размена на f1 белая пешка на с7 стоит ой как дорого. Поэтому любой ценой черные стремятся к контратаке по белым полям.

23. С:е5 Фf3 24. Фd1 Фе4 25. b7 Лf8 26. c8Ф Сd5 27. f3, и черные сдались.

Другим героем дня стал лучший шахматист родины шахмат.

АНАНД МОЛНИЕНОСНЫЙ

Мы познакомились с ним очень давно. Еще в советские времена, на одном из международных юношеских турниров в Одессе. Мальчишка из Индии был явно талантлив, но многие наши тренеры сразу стали в нем сомневаться: очень уж легко и быстро играл Вишванатан. При контроле 2 или 2,5 часа на 40 ходов он позволял своим часам отстучать минут 30, 40, а то и только 20. «Легковесность» — был чуть ли не общий приговор. Что ж, мы привыкли учить юных по безапелляционным указаниям шахматного патриарха Михаила Ботвинника: и от себя, и от своих молодых подопечных он требовал оставлять на последний ход 5 минут, а время, данное регламентом, использовать полностью. Зачем? Да чтобы глубже проникать в особенности позиции.

Ананд же играл поначалу чисто интуитивно, и этот дар его заслуживал уважения. В особенности когда успехи и, главное, качество партий росли как на дрожжах. К этому нужно было прибавить исключительную восточную выдержку, невозмутимость, ровное отношение к любым неприятностям. Лишь потом у взрослого Ананда стала просматриваться чувствительность к поражениям, начисто отсутствовавшая, например, у Алехина. Первых мест в соревнованиях стало несколько меньше, но в тройке призеров он оказывался практически всегда.

И еще можно добавить, что он из высокой индийской касты, что жену ему «назначили» с детства (она на редкость обаятельна и всегда следует за ним на полшага сзади и справа, только наедине они идут, держась за руки) и что он чуть ли не единственный в мире шахматист, ни с кем ни разу не поссорившийся. А еще в свободное время он любит ездить по миру и забирается в такие места, куда и нога человеческая нечасто ступала…

В этом турнире он рейтинг-фаворит, что неудивительно, поскольку давно уже возглавляет рейтинг-лист ФИДЕ.

ЗООСАД ДЛЯ СЛОНОВ

Свою партию черными Вишванатан Ананд привел с обладателем кубка мира Левоном Ароняном к такой позиции.

Аронян – Ананд

У Ароняна преимущество двух слонов, но они чувствуют себя как в зоопарке: живут в безопасности, но свободы им не дают и поесть нечего. А после 27. Л:h5 f5 в клетке оказалась и белая ладья. Черные ее с аппетитом скушали, а затем, имея лишнее качество, обрушились на белого короля. В результате после второго тура лидерами стали Крамник и Ананд, и после третьего удержали свои позиции.

МЕХИКО (МЕКСИКА)

Второй тур
Аронян (Армения) – Ананд (Индия) – 0:1.
Гельфанд (Израиль) – Грищук (Россия) – 0,5:0,5.
Крамник (Россия)Морозевич (Россия) – 1:0.
Свидлер (Россия) – Леко (Венгрия) – 0,5:0,5.

Третий тур
Ананд – Крамник – 0,5:0,5.
Грищук – Аронян – 0,5:0,5.
Леко – Гельфанд – 0,5:0,5.
Морозевич Свидлер – 1:0.

Положение после трех туров: 1-2. Ананд, Крамник – по 2 очка. Леко, Морозевич, Гельфанд, Грищук – по 1,5. 3. Свидлер, Аронян – по 1.

Новости. Шахматы