Шахматы. Широв и Камский вошли в игру. Мемориал Таля
ШАХМАТЫ
Сегодня в Москве стартует второй по счету Мемориал Михаила Таля. В нем примут участие десять гроссмейстеров из мировой элиты.
По-моему, это единственный в шахматном мире случай: Мемориал великого шахматиста проводится не на его родине, а в другой стране. Почему же Москва добровольно приняла на себя обязанности – а они нелегки – хранить память о рижанине Михаиле Тале, хотя в самой Первопрестольной родилось, жило, творило и ушло в мир иной немало знаменитых имен? С этим вопросом, предварительно поздравив с золотым дублем на командном чемпионате Европы, я и обратился к исполнительному директору Российской шахматной федерации, главному идеологу турнира Александру Баху.
— Все просто. Из общения с сотнями шахматистов давно сделан вывод: Таль – самая яркая шахматная звезда ХХ века. Да и кроме нас заняться турниром некому: Рига или не может, или не хочет проводить Мемориал. Руководство Российской шахматной федерации (РШФ) Таля любит, и вот возник турнир. В этом году он — самый сильный.
У федерации были обязательства перед молодыми победителями чемпионата России – и среди участников оказались и Евгений Алексеев, и Дмитрий Яковенко.
Отказался приглашенный Александр Морозевич и от Мемориала, и от Кубка мира в Ханты-Мансийске: решил подготовиться к суперфиналу чемпионата страны. Отказался и Теймур Раджабов.
Их заменили ученик Таля экс-рижанин Алексей Широв и бывший петербуржец Гата Камский. Ну а появление в составе Владимира Крамника, Василия Иванчука, Петера Леко, Бориса Гельфанда, Шахрияра Мамедьярова и Магнуса Карлсена в объяснении не нуждается. Категория турнира для десяти участников очень высока: между двадцатой и двадцать первой.
Что еще добавить к этому разговору? Турнир получился действительно не только именитый, но и боевой по составу. И – это уже традиция во всем мире – русскоговорящий.
По большому счету в нем лишь один (кое-кто станет настаивать на числе два) по-настоящему «зарубежный» гроссмейстер, если, конечно, брать мерки былого Союза ССР. Магнус Карлсен, вундеркинд, представляет Норвегию, Петр Леко – Венгрию, но он «отягощен» советской женой и «продвинут» советским же тестем, тренером и гроссмейстером Аршаком Петросяном. Словом, остальные официальные языки ФИДЕ могут отдохнуть, поскольку даже малыш Карлсен уже раз пять играл в России.
Своеобразной увертюрой Мемориала выступил матч ветеранов СССР и Югославии, проведенный в Москве в честь первой товарищеской встречи этих сборных полвека назад.
Тогда в поединках сильнейших шахматных держав мира играли все сильнейшие, некоторые из них сели за столики и нынче. Громом среди ясного неба прозвучало участие Виктора Корчного в роли лидера советской команды – он играл с прославленным Светозаром Глигоричем, неоднократным претендентом на мировую корону, арбитром нескольких матчей на высшем уровне.
Не хочу даже называть счет – он не имеет значения в такой встрече, по-настоящему дружеской (хотя некий перевес у советских шахматистов обрисовался главным образом за счет женщин). Но шахматная федерация Москвы дала добрую затравку ноябрьскому шахматному празднику в столице. Плохо только одно: в эти дни Михаил Таль не встречает среди нас свое 71-летие…