Что делать после поражения?
ШАХМАТЫ
СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
«Проигранная партия – это как пропущенный в голову удар», — сказал мне однажды в интервью умница Анатолий Карпов и был абсолютно прав. Конечно, большинство шахматистов умеют в таких случаях изображать просто наплевательское отношение к случившемуся и делают это не хуже самых что ни на есть народных и заслуженных актеров, но внутри-то кошки скребут по сердцу и порой хочется совсем по-волчьи выть на луну.
Ну, а назавтра после поражения? С Александром Алехиным, например, играть было совершенно невозможно: словно из космоса черпал он какие-то дополнительные силы и практически всегда «мстил» сегодняшнему партнеру за успех партнера вчерашнего. Андрэ Лилиенталь, нынешний старейшина гроссмейстерского цеха – ему нынче 96 и выигрывал он у Капабланки тогда, когда даже меня, вроде бы старейшину в шахматной журналистике, по крайней мере русскоговорящей, и в проекте не было, всегда рекомендовал в таких случаях делать спокойную ничью. А неповторимого Михаила Таля однажды так вдохновил красивейший разгром, учиненный ему моим учителем, 5-кратным чемпионом России Рашидом Нежметдиновым, что Миша выиграл 6 партий подряд на финише и очень достойно завершил трудно складывающийся поначалу турнир.
В 8-м туре суперфиналов таких «послепроигрышников» мужского и женского рода было немало. Петр Свидлер, к примеру, накануне допустил невероятный для шахматиста мирового класса просмотр в партии с саратовским студентом Евгением Томашевским, буквально изо дня в день набирающим силу.
В этой позиции последовало:
28…Лс7? 29.Кf4 Лd6 30.Ca5 K:a5 31.Л:с7!
И выясняется, что на белой ладье лежит табу, потому что если ее взять, белый ферзь объявит ни мало ни много, как мат с е8. А после случившегося в партии 31…Сb6 32.Лс3 черные остались без качества и играть до 45 хода им было уже необязательно.
После этого в 8-м туре Свидлер, играя белыми с лидером и теперь уже можно сказать без пяти минут новым чемпионом России Александром Морозевичем, вроде бы был настроен по-алехински или, по крайней мере, по-талевски. Завладел дебютной инициативой, начал надвигать свои пешки на позицию черного короля и… снова «зевнул». Остался без пешки в худшем положении, и следующий просмотр лишь ускорил поражение. Да он столько нулей не получал и на чемпионате мира! Словом, не только о золотой медали, но и о пьедестале Петру Великому, похоже, мечтать уже не приходится. Как говорят шахматисты, «он ушел в минус», то есть имеет менее 50% возможных очков. А впереди всего лишь три партии…
Морозевич же выиграл шестую партию подряд, и если мне не изменяет память, в наших чемпионатах это тянет на новый рекорд!
Иную тактику избрал после предыдущего поражения другой питерский экс-чемпион России Константин Сакаев. В ответ на любимый ход Остапа Бендера 1.е2-е4 он избрал – не мгновенно, конечно, – русскую партию, которую играют тогда, когда хотят ничью. Его «белый» соперник Александр Грищук накануне тоже проиграл, и здесь молчаливый призыв к мирным переговорам не поддержал. И вроде бы сумел организовать атаку, причем черный король даже вынужден был на секундочку высунуться из своего укрытия, но вовремя успел убежать назад. В результате – все же ничья.
На женском суперфинале тоже 6 побед – правда, разбавленных где-то посередине одной ничьей – у Елены Таировой. В этом году она впервые попала в сборную России, стала командной чемпионкой Европы, а сейчас вот явно собирается отобрать чемпионский титул у своей практически сверстницы Екатерины Корбут. Говорить об этом пока рановато, но после 8-го тура именно Таирова возглавила таблицу, поскольку Катя в жуткой шахматной драке со старшей из сестер Косинцевых – Надеждой сделала ничью и отстает на пол-очка.