В Москве – троевластие
ШАХМАТЫ
МЕМОРИАЛ ТАЛЯ
На стартовавшем в столице России Мемориале Михаила Таля после двух туров лидируют россияне Владимир Крамник и Александр Морозевич, а также украинец Василий Иванчук.
За полтора столетия современных шахмат много гигантов этой древнейшей игры ушло, как говорится, в мир иной. Надеюсь, лучший. Но у них учатся, их помнят, и потому на Кубе проходят Мемориалы Капабланки, в Германии – Мемориалы Ласкера и Стейница, в Лондоне – турниры памяти Стаунтона: шахматными фигурами его эскиза и сегодня играют матчи за мировую корону. Но, по-моему, Мемориал Михаила Таля находится на особом положении, как был совершенно не похожим на всех 8-й в истории чемпион мира: улыбчивый – солнцем полна голова, доброжелательный, гениальный. Не случайно на первом же турнире памяти Таля в один голос и Гарри Каспаров, и Виши Ананд, и остальные участники говорили: «Играть надо так, чтобы Талю было приятно». То есть смело, искрометно, ища упоения в бою…
Теперь Мемориал – это традиционный форум Российской шахматной федерации: увы, у Латвийской федерации нет денег (читай: нет особого желания) поминать того, кто был гордостью республики. И состав турнира в Москве – всегда звездный. Нынешний год – не исключение: экс-чемпион мира Владимир Крамник, второй в мировом рейтинг-листе Александр Морозевич, Василий Иванчук (пусть он и опустился на 6-ю позицию в мире по рейтингу, но во веки веков был и будет Иванчуком), экс-чемпион мира по версии ФИДЕ Руслан Пономарев, обосновавшийся в Киеве, но мечтавший жить в России…
Центральной партией стартового тура стал поединок Крамника, буквально просиявшего лицом на жеребьевке, когда первый номер в таблице достался именно ему, с учеником Таля, выросшим в Риге, живущим в Литве и играющим под испанским флагом Алексеем Шировым. Учеником не всегда послушным. Когда Таль лежал в свой последней по счету больнице № 15 в Москве, он очень сетовал, что на шахматной Олимпиаде в Маниле Широв его не послушался и против Каспарова избрал тот дебютный вариант, который избирать не стоило.
Крамник вел бой блестяще: пожертвовал в дебюте пешку. Кстати, и во втором туре против венгра Петера Леко он сделал то же самое – и в конце концов приобрел фигуру за три пешки. Формально – это эквивалент, однако на полупустой доске два белых слона показали, что они властелины не только в джунглях.
Фантастически медленно разворачивались события в партии Иванчука с Камским. Белые потратили на первые 19 ходов 1 час 42 минуты, черные – вообще почти все отпущенное им время: у Гаты, опоздавшего на тур минут на десять, вообще оставалось 3 минуты 6 секунд на те же 20 с лишним ходов. Свою роль это сыграло: Иванчук сначала растерзал ферзевый фланг соперника, а затем нанес «удар слева».
Не разменивать же одну из черных фигур, застрявшую на последней горизонтали!
33…Фb5+ 34.Kpg1 h6 35.K:f7+ Kph7 36.Фс2+.
Закрыться от шаха можно лишь ходом 36…Фd3, но после 37.Ф:d3 будет уже мат. Черные сдались.
Во втором туре первыми подписали мир Алексеев с Пономаревым. Затем к такому же результату пришли Крамник с Леко (повторение ходов), Мамедьяров с Морозевичем (острейшая борьба и почти полное истощение сил), Гельфанд с Иванчуком (равный ладейный эндшпиль со взаимным истреблением пешек). Во встрече потерпевших накануне неудачу Широва с Камским в бой рвались белые, но инициативу перехватили черные и выиграли.
СТАТИСТИКА
1-й тур
Крамник – Широв – 1:0.
Морозевич – Алексеев – 1:0.
Иванчук – Камский – 1:0.
Леко – Мамедьяров – 0,5:0,5.
Пономарев – Гельфанд – 0,5:0,5.
2-й тур
Алексеев – Пономарев – 0,5:0,5.
Крамник – Леко – 0,5:0,5.
Мамедьяров – Морозевич – 0,5:0,5.
Гельфанд – Иванчук – 0,5:0,5.
Камский – Широв – 1:0.
Турнирное положение: 1-3. Иванчук, Крамник, Морозевич – 1,5 очка. 4-8. Камский, Леко, Мамедьяров, Пономарев, Гельфанд – 1. 9. Алексеев – 0,5. 10. Широв – 0.