Как правильно играть дебют

null
news

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Принято считать, что средняя продолжительность дебютной стадии составляет 10—15 ходов. В течение этого краткого времени обе стороны располагают гигантским числом возможностей. Для того чтобы уметь отсеивать плохие ходы и отбрасывать ненужные варианты, необходимо знать основные принципы разыгрывания дебюта. Это поможет вам вести игру из общих соображений в начале партии.

Итак, принцип номер 1.

Старайся опередить соперника в развитии. Каждым ходом выводи новую фигуру и соответственно не ходи одной фигурой много раз. Сначала выходят легкие фигуры, кони и слоны. Особое внимание в начале партии уделяй центру, захватывай центр пешками. При взятии пешками бей к центру, фланговые пешки меняй на центральные. Избегай бесполезных пешечных ходов и не создавай пешечных слабостей в своей позиции.

2. Фигуры выводи таким образом, чтобы они простреливали максимальное число полей и при этом не попадали под удары вражеских фигур и пешек. Конь на «f3» (f6) всегда стоит лучше чем на «е2» (е7), тем более на «h3» (h6). Слон, выведенный далеко за пределы пешечной цепи, может попасть под удары пешек противника.

3. Ферзя в начале партии выводить опасно, поскольку он попадет под удары более слабых фигур и вынужден будет отступать, терять темп.

4. Своего короля следует увести из центра с помощью рокировки. При этом позицию рокировки нельзя ослаблять движением пешек вперед. Не меняй без нужды слонов на коней.

5. В начале партии опасно увлекаться атакой пешек соперника (пешкоедством). Если и съедать пешки, то только центральные.

6. Развивай сначала фигуры того фланга, куда будешь рокировать. Старайся задержать короля соперника в центре. Имеющий перевес в развитии должен стремиться к вскрытию игры. Кто первым введет в игру свои ладьи, тот и выиграет партию!

Итак, ограничим дебютную стадию тем моментом, когда в игру вступают ладьи. Если ладьи вступают в игру одновременно, то позиция примерно равная. На практике белые почти всегда чуть опережают. Ну что ж, осталось только выучить приведенные законы и можно на равных играть с гроссмейстерами, подумают читатели, и будут не правы. Ведь гроссмейстеры в отличие от любителей умеют грамотно нарушать эти законы.

Обратимся к практике чемпионов мира и посмотрим, как они не только следовали этим законам, но и нарушали их.

ВИЛЬГЕЛЬМ СТЕЙНИЦ

Стейниц – Зельман Балтимор, 1886 г.

Французская защита

  1. e4 e6 2. d4 d5 3. Kc3 Kf6 4. e5 Kd7 5. f4 c5.

6.dс. Белые меняют свою центральную пешку на фланговую (у шахматистов это называется сдачей центра) и позволяют сопернику вывести слона на грозную позицию. Взамен белые получают поле «d4» и возможность свободно развивать фигуры. Для прошлого века подлинное новаторство.

6…С:c5 7.Кf3 a6 8.Сd3 Кc6 9.Фe2 Кb4. Черные не могли рокировать ввиду стандартной жертвы на «h7». Поэтому они стремятся разменять важного слона.

10.Сd2 b5 11.Кd1 К:d3. 12.cd! А теперь все по правилам — взятие к центру. В результате постоянных изменений конфигурации позиции черные совсем теряют ориентировку и проигрывают без борьбы.

12…Фb6 13.b4 e7 14.a3 f5? 15.Лc1 Cb7 16.Сe3 Фd8 17.Кd4 Кf8 18.0-0 h5. На доске уже миттельшпиль, и Стейниц может себе позволить пойти пять раз подряд одной фигурой.

19.Кc3 Крf7 20.Кb1 g6 21.Кd2 Кd7 22.Кb3 Лc8 23.Кa5 Сa8 24.Л:c8 Ф:c8 25.Лc1 Фb8 26.Фc2 Сd8 27.Каc6, и вскоре черные сдались.

ЭМАНУИЛ ЛАСКЕР

Ильин-Женевский — Ласкер, Москва, 1925 г.

Сицилианская защита

1.e4 c5 2.Кc3 e6 3.Кf3 d6 4.g3 Кf6 5.Сg2 Сe7 6.0-0.0-0 7.b3 Кc6 8.Сb2 Сd7 9.d4. Зарождение конфликта. Если читатель помнит, то борьба за центр — первейшая обязанность шахматиста.

9…cd 10.К:d4 Фa5 11.Фd2 Лаc8 12.Лаd1.

Уже создана тактическая угроза — 13.К:c6 С:c6 14.Кd5 с гибелью пешки «d6».

12…Крh8. Темп пришлось затратить.

13.Ксe2.

13…Фa2. Маленькое хулиганство на шахматной доске. Мы с вами уже знаем, как опасно брать ферзем крайние пешки. Здесь же он и вовсе теряется. Но как известно, Ласкер был отличный психолог, а резкая перемена обстановки на доске оказалась неожиданной для его соперника.

14.Ла1 Ф:b2 15.Лfb1 Ф:b1 16.Л:b1 Лfd8 17.c4 Кe8 18.f4 a6 19.Крh1 Кc7 20.Фe3 Лb8. 21.Лd1. Белые играют без определенного плана, впрочем, и после 21.К:с6 bc к позиции черных трудно подобраться.

21…Кb4 22.Фc3 a5 23.Лa1 b6 24.Фe3? А вот и решающая ошибка. Белые просматривают вилку. 24…е5. 25. Кf5 Сf5 26. ef Кс2, и вскоре белые сдались.

ХОСЕ РАУЛЬ

КАПАБЛАНКА

Казалось, уж такой классик, как Капабланка, не мог сделать ничего нестандартного. Однако бывало.

Моррисон — Капабланка, Нью-Йорк, 1918 г.

Испанская партия

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 d6 4.Кc3 Сd7 5.d4 ed 6.К:d4 g6 7.Кf3. Белые чуть-чуть нарушают (два раза одной фигурой), но у них конкретная цель — найти слона на «g5».

7…Сg7 8.Сg5 Кf6. Помните правило, что конь на «f6» всегда стоит лучше, чем на e7? И Капабланка следует ему, несмотря на связку.

9.Фd2 h6 10.Сh4. Сам Капабланка считал, что лучше 10.Сf4, препятствуя рокировке. Правила надо соблюдать.

10…0-0. 11. 0-0-0 Лfe8 12.Лhe1.

12…g5! Разве можно двигать пешки от своего короля! Капабланка тонко рассудил, что факт выключения слона из игры окажется более весомым. Отметим, что жертва на g5 не представляет опасности.

13.Сg3 Ла5 14.Кd5 a6 15. Сd3 Ce6 16.c3 f5!

Черные усиливают нажим на слона «g3».

17.h4 f4 18.hg hg. После 18…f8 возникали ненужные осложнения. При оголенном короле нужна осторожность.

19.Лh1 Сf7 20.Крb1. Потеря темпа. Лучше сразу 20.Сh2 с последующим 21.g3, пытаясь ввести в игру слона.

20… Кe5 21.К:e5 Л:e5 22.Сh2 Кf6. Сильные фигуры соперника надо стремиться разменять.

23.g3 К:e4 24.С:e4 Л:e4 25.gf c6. 26.Кe3?

Вот она — решающая ошибка. После 26.Кb4 можно было бороться.

26…Фа5 27.c4 Ф: d2 28.Л:d2 gf. 29.Кg4 Сg6, и вскоре черные реализовали лишнюю пешку.

АЛЕКСАНДР АЛЕХИН

Иногда стремление не потерять темп идет только во вред позиции. Первый русский чемпион мира был сторонником конкретного подхода к делу: если надо было сделать несколько ходов подряд одной фигурой, он всегда творчески решал эту проблему.

Алехин — Рубинштейн, Гаага, 1921 г.

Ферзевой гамбит

1.d4 d5 2.Кf3 e6 3.c4 a6 4.с5. Очень ответственное решение. Ведь мало захватить пространство, нужно его еще и удержать.

4…Кc6 5.Сf4. Грозило 5…e5.

5…Кge7 6.Кc3 Кg6 7.Сe3. Ради предупреждения прорыва в центре белые тормозят развитие своего королевского фланга.

7…b6. Черные переносят атаку на выдвинутую пешку «с5», надеясь добиться преимущества в развитии.

8.cb cb 9.h4! Сd6? Пространство нельзя уступать. Следовало продолжать 9…h5, на что Алехин указывает 10.Сg5 f6 11.Фc2 с некоторым перевесом белых.

10.h5 Kge7 11.h6! g6 12.Cg5 0-0 13.Cf6.

«Из тринадцати первых ходов белые сделали три хода пешкой «с», три хода пешкой «h» и четыре хода слоном, после чего достигли если не выигрышного уже, то близкого к тому положения», — пишет Алехин. Но далее добавляет, что «подобные эксперименты в дебютах совершенно не соответствуют моему стилю».

13…b5 14.e3 Сd7 15.Сd3 Лс8.

Алехин считает, что сильнее 15… Кa5 16.a4!, начиная наступление на ферзевом фланге.

16…b4 17.Кe2 Фb6 18.Кс1 Лc7 19.Кb3 Кa5 20.Кc5!

Без чернопольного слона позиция черных рухнет. Например: 20…Сс5 21.dc Ф:c5 22.Сd4 Фс6 23.Кe5 Фb7 24.Кg4 и т.д.

20…Кc4 21.С:с4 dc 22.Кe5 затягивает борьбу. Сильнее было 22.Ke4!, угрожая не только 23.К:d6, 24.Сe5 с выигрышем качества, но и хитрым 23.Сg7 с угрозой 24.Кf6х.

В дальнейшем белые одержали победу на 51-м ходу.

МИХАИЛ БОТВИННИК

Посмотрим, как использовал неудачный вариант Пауля Кереса первый советский чемпион.

Керес — Ботвинник, Москва, 1941 г.

Защита Нимцовича

1.d4 Кf6 2.с4 e6 3.Кc3 Сb4 4.Фс2 d5 5.сd ed 6.Сg5 h6 7.Сh4 c5 8.0-0-0. Белые полностью выполнили принцип «развивай фигуры того фланга, куда будешь рокировать», но дело в том, что на ферзевом фланге король укрыт недостаточно надежно. В частности, линия «с» может вскрыться и наступит катастрофа.

8…С:с3! Вопреки правилу о размене слона на коня.

9.Ф:с3 g5! Нельзя двигать пешки от позиции рокировки, но с темпом ввести в игру коня «b8» и удержать при этом центральную пешку d5 важнее.

10.Сg3 сd 11.Ф:d4 Кс6. Решающий выигрыш темпа.

12.Фf4 Сf5 13.e3. По мнению Ботвинника, продолжить борьбу можно было путем 13.f3 Фb6 14.e4 de 15.Крb1. Теперь же спасения нет.

13…Лс8 14.Сd3 Фd7! 15.Крb1 С:d3 16.Л:d3 Фf5 17.e4 К:e4 18.Крa1 0-0. Вы обратили внимание, что длительное время черные вели игру с королем в центре? Впрочем, ограниченный контингент белых фигур не мог создать ему никаких угроз. Теперь пришло время развязать коня «c6».

19.Лd1 b5! 20.Ф:b5 Кd4 21.Фd3 Кc2 22.Крb1 Кb4. Белые сдались.

МИХАИЛ ТАЛЬ

ТальБотвинник, Москва, 1960 г.

Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Кc3 Сb4 4.e5 c5 5.a3 cc3 6.bc Фc7. В наше время более популярно 6…Кe7.

7.Фg4 f5 8.Фg3. Вот и пойми этих чемпионов — в начале партии играют одними ферзями. На самом деле пункты «g7» и «c3» — самые уязвимые в позиции. Обратите внимание на магический квадрат g3-g7-c7-c3.

8…Кe7. Сильнее 8…cd 9.cd и лишь затем 9…Кe7.

9.Ф:g7 Лg8 10.Ф:h7 cd. Белые съели свою порцию пешек, теперь очередь за черными. Если сейчас защитить на c3 ходом 11.Кe2, то последует 11…Кbc6 12. cd К:d4. Вместо 12.cd можно сыграть 12.f4. Но тогда после 12…Сd7 черные без помех рокируют, и обе их ладьи в игре.

11.Крd1!! Удивительная позиция. У белых в игре один ферзь, к тому же король лишается права рокировки, и это всего лишь за какую-то пешку. Как мы видим, в шахматах существуют иррациональные позиции, которые не поддаются общепринятым законам.

11…Сd7 12.Фh5 Кg6. Как ни странно, лучше было тоже отказаться от рокировки. 12…Крd8. Ботвинник и сыграл так год спустя в матч-реванше, правда, тоже проиграл.

13.Кe2 d3 14.cd Сa4+ 15.Крe1 Ф:e5 16.Сg5! Ключевой ход. Теперь черный король не сможет убежать в безопасное место.

16…Кс6 17.d4 Фc7. «А как же правило о ладьях?» — спросит читатель. Почему ладьи стоят на первоначальных местах? Сейчас мы увидим, как Таль красиво решил и эту проблему.

18.Кf4 e5 19.Лh3! Фf7 20.de Кс:e5 21.Лe3! Крd7 22.Лb1 b6? Борьбу можно было продолжить путем 22…Сc6.

23.Кf4 Лаe8 24.Лb4 Сc6 25.Фd1 К:f4 26.Л:f4 Кg6 27.Лd4 Л:e3 28.fe Крc7 29.c4 dc 30.Сc4 Фg7 31.С:g8 Ф:g8 32.h5. Черные сдались.

Новости. Шахматы