Кремлевский хит-парад

null
news

ПЛАНЕТА ШАХМАТЫ

Матч сборных России и остального мира никого не оставил равнодушным. Перед началом этого крупнейшего в истории шахмат состязания большинство специалистов склонялось к нелестному для «Мира» прогнозу в связи с отсутствием двух сильнейших гроссмейстеров (Топалова и Адамса) в составе интернациональной сборной. Тем не менее матч закончился поражением игравшей в сильнейшем составе команды России со счетом 48:52.

И все же этот матч запомнится нам как одно из самых ярких событий года. Сколько же фантастических эпизодов произошло всего за 4 осенних дня!

1. ПОРАЖЕНИЕ СБОРНОЙ РОССИИ

Самая неприятная из сенсаций. До начала матча английские букмекерские конторы принимали ставки на победу «Мира» всего из расчета 2 к 7. И вот вам пожалуйста: уступив в первый же день, наша команда не сумела даже ни разу сравнять счет.

Победила, как любили писать журналисты 70-х, дружба. Дружба и согласие сборников остального мира обеспечили поражение российской команды, в которой, похоже, каждый был за себя. Несомненно, главной цементирующей силой оказался капитан команды Кирсан Илюмжинов (хотя на пресс-конференции перед началом матча он говорил, что болеть будет за Россию), которому очень толково помогал главный идеолог Пражских соглашений Ясер Сейраван, выполнявший функции тренера. Очень кстати оказался и еще один помощник президента ФИДЕ — Булат Асанов.

2. ЧЕМПИОНЫ — СЛАБОЕ ЗВЕНО

Почему перед началом матча никто не сомневался в победе сборной России. Потому что за нее выступали великий и ужасный Гарри Каспаров и практически непобедимый Владимир Крамник. Они, по прогнозам, должны были набрать примерно по 6,5—7,5 очка из 10. Иными словами, обеспечить национальной команде фору в 6—8 очков.

Однако именно наши чемпионы оказались неожиданно для всех «слабым звеном»: Каспаров финишировал с результатом «минус два», «минус один» показал Крамник. Может быть, на результатах гениев сказалась подготовка к матчам с компьютерами, предстоящими уже в начале октября. Машина ведь играет в совсем другие, нечеловеческие шахматы! К тому же Крамник весь матч провел с повышенной температурой.

Легко подсчитать, что, если бы наши чемпионы смогли показать 50-процентный результат, сборная России не нарушила бы традиции и победила бы и в новом веке.

3. ПЕТР СВИДЛЕР — ГЕРОЙ РОССИИ

На фоне достаточно бледного выступления наших чемпионов (за исключением, может быть, Анатолия Карпова) весьма заметной фигурой в сборной России оказался питерский гроссмейстер Петр Свидлер. Невероятную популярность у зрителей Петру принесли… костыли. Дело в том, что незадолго до матча он растянул связки на футбольном поле. В итоге каждое появление питерца в зале перед очередным поединком вызывало гул одобрения и щелканье фотокамер.

Петр играл хорошо, победив главного забойщика сборной мира Виши Ананда и растущего как на дрожжах бакинца Раджабова. И если бы не осечка в последнем туре в партии с Шировым (когда Петр посчитал себя обязанным выиграть по заказу черными), его игру можно было бы оценить на пятерку.

4. САМЫЕ ЛУЧШИЕ В МИРЕ ФАНЫ

Московские болельщики всегда отличались особой объективностью: оценивали прежде всего красоту игры, независимо от национальной или командной принадлежности исполнителей. В Кремлевском дворце все четыре игровых дня был полный аншлаг: никогда ведь еще в мире не собиралось столько великих шахматистов в одном месте. И хотя поражение родной сборной оказалось довольно болезненным, московские зрители аплодисментами встретили отличную игру остального мира. Надеясь при этом на скорый реванш.

5. ПОБЕДИТЕЛЬ

Безусловно, главным победителем великого матча нового столетия стал президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, выполнявший функции капитана сборной остального мира. В отличие от своих предшественников (в Белграде в 1970 г. капитанствовал Эйве, а в Лондоне в 1984 г. — Кампоманес) Илюмжинов сразу попал в «десятку», став вместе со своей командой триумфатором нового века.

Вряд ли на очередном конгрессе ФИДЕ в Бледе теперь у кого-то возникнут сомнения относительно полномочий Кирсана Илюмжинова, который наверняка будет переизбран на очередной срок.

Отметим, что Илюмжинов до сих пор чувствует неловкость от своей победы. «Знали бы вы, как я переживал за Россию», — сказал он. Другой вопрос в том, что как президент ФИДЕ он был обязан возглавить остальной мир. И сделать все для его победы.

6. САМАЯ ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ

Лучше всех на всемирном форуме в Кремле играл Алексей Широв, представлявший Испанию. Пройдя через несколько неудачных браков (об этом – стр. 11), Алексей нашел наконец свое счастье. В Москве Широва сопровождала Виктория Чмилите — очаровательная девушка, прекрасная шахматистка, чемпионка Литвы среди мужчин. В этом году Виктория родила Алексею наследника, а в Кремле болела за супруга так отчаянно, что он был просто обречен стать лучшим! «Нелегкое это дело — переживать за Алексея, — сказала она. — Он всегда играет на грани риска, порой и я не понимаю, радоваться мне за него или огорчаться. В Москве, к счастью, пришлось в основном радоваться.

7. ИГРОК СО СТАЖЕМ

Среди болельщиков в день открытия матча, несомненно, выделялся известный всему миру любовью к политической игре Владимир Вольфович Жириновский. Великий игрок очень тепло приветствовал со сцены великих гроссмейстеров. Отметил, в частности, что «всемирный торговый центр остался бы цел и сохранен, если бы в свое время господин Бен Ладен сыграл бы в шахматы с Робертом Джеймсом Фишером» (так и осталось непонятным, что имел в виду Жириновский). Затем, держа в руках какую-то редкую шахматную доску, он разыскал в фойе старейшего гроссмейстера планеты, великого Андрэ Лилиенталя. В мгновенье ока фигуры были расставлены на доске, и партия началась. Длилась она совсем недолго: на третьем ходу испанской партии Жириновский предложил ничью. Лилиенталь согласился.

ОТКРОВЕНИЯ МАТЧА

1. Кирсан Илюмжинов (став капитаном сборной мира): «Очень нелегкая дилемма. Как гражданин и патриот России я не могу не переживать за нашу сборную. Но как президент ФИДЕ обязан возглавить сборную мира. Придется болеть за Россию, делая все ради победы ее соперника».

2. Ясер Сейраван (после первого тура на предложение ответственного за проект пропустить «по маленькой»): «С удовольствием, старик. Но, видишь ли, я сейчас занят очень серьезным делом: вершу историей. Вот выиграю матч века, тогда буду в полном твоем распоряжении».

Комментарий: Ясер сдержал свое слово.

3.Александр Грищук (перед последним туром): «До начала турнира я был готов поставить на сборную России из расчета 2 к 1. Но теперь, пожалуй, воздержался бы от такого расточительства».

4. Юдит Полгар (на общекомандном собрании): «Давайте я сыграю против Каспарова… Гм… А, может быть, все-таки не стоит!»

Комментарий. Стоит, Юдит, стоит. До этого турнира ты проиграла Гарри Кимовичу почти 30 партий. Но зато выиграла самую главную, ставшую переломной в матче.

5. Александр Морозевич (перед последним туром): «Судя по тому, как мы здесь играем, спасти нас мог бы только один тренер — Валерий Газзаев. Построил бы нас в ряд и распорядился бы: упал — отжался, упал — отжался. Может, нам бы это помогло».

6. Вадим Звягинцев (после проигранной партии Ананду): «Ох! Он меня сегодня просто убил!»

Комментарий: не расстраивайся, Вадик. Не ты первый, не ты последний!

7. Михаил Фридман, президент Совета директоров «Альфа-банка»: «Шахматы, как и деньги, любят тишину!»

8. Александр Морозевич (после успешного старта): «Я по-прежнему плохо играю в быстрые шахматы. Но, к счастью, с иным, нежели ранее, результатом».

Новости. Шахматы