Великий патриарх

null
news

ГАЛЕРЕЯ ЧЕМПИОНОВ

МИХАИЛ БОТВИННИК

Шестой в истории шахмат чемпион мира Михаил Ботвинник (о пяти его предшественниках см. «Советский спорт» от 22.08, 5.09, 3.10, 17.10 и 14.11.2002) оставил глубочайших след на далеко еще не изученной планете Шахматы. Ему удалось серьезно усовершенствовать и систематизировать методы ведения позиционной игры, равно как и способы подготовки к соревнованиям, создав целую школу шахматного искусства. В то же время Ботвинник, отдавая себя любимой игре с усердием истинного профессионала, столь же профессионально занимался и наукой. Труды доктора Ботвинника в области электротехники, а затем и кибернетики получили мировое признание, равно как и многотомные литературные исследования великого чемпиона, почти 15 лет сохранявшего за собой высший титул.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Михаил Ботвинник родился 17 августа 1911 года в поселке Репино под Петербургом в семье зубного техника Моисея Ботвинника и его жены Серафимы, зубного врача. Несмотря на огромную физическую силу отца (он мог свалить быка!), Миша рос хилым ребенком, пока в его руки не попала книжка Мюллера по гимнастике. Ежедневные упражнения стали неотъемлемой частью жизни будущего чемпиона, сравнительно поздно по сегодняшним меркам познакомившегося с древней игрой. Лишь в 12 лет приятель старшего брата Иси научил Михаила играть в шахматы, а когда в его руки попала книга Капабланки «Основы шахматной игры», знакомство переросло во всепоглощающую любовь. За год юноша покорил высоты третьего, второго, первого разряда, и 20 ноября 1925 года в Ленинграде обыграл в сеансе самого чемпиона мира Хосе Рауля Капабланку!

Через год 15-летнего Ботвинника включили в состав команды Ленинграда для участия в матче со сборной Стокгольма.

На 5-й доске Миша обыграл 21-летнего Штольца, ставшего в дальнейшем гроссмейстером (со счетом 1,5:0,5). А уже летом 1927 года простившийся к тому времени со школьной скамьей Ботвинник завоевал право играть в финале 5-го чемпионата СССР, заняв второе место в двухкруговом турнире шести сильнейших шахматистов Ленинграда (сразу за Петром Романовским). Дебют в чемпионате оказался весьма успешным: новичок поделил 5–6-е места и выполнил норму мастера.

НА ПУТИ К СЛАВЕ

Через год после окончания чемпионата Ботвинник поступил в Политехнический институт, и с тех пор шахматы и наука в его жизни всегда шли параллельными курсами, нисколько не мешая друг другу. Во всяком случае, за четыре года обучения с 1927 по 1931 год студент Ботвинник, освоив курсы электротехники, механики, физики, пройдя школу военных лагерей и суровую практику Днепростроя, принял участие в двух чемпионатах СССР и впервые стал чемпионом СССР (1931 г.), а заодно и чемпионом Ленинграда. В 1932 году он становится аспирантом Электромеханического института, еще раз победив в чемпионате родного города перед поступлением.

Однако первым серьезным испытанием для молодого мастера стал матч с чехословацким гроссмейстером Сало Флором в 1933 году (Москва — Ленинград). Сыграв вничью (6:6), Ботвинник впервые заявляет о себе как о возможном претенденте на высший титул. На следующий год в турнире сильнейших мастеров страны в Ленинграде с участием претендента на мировое первенство Макса Эйве он подтверждает серьезность своих намерений, завоевывая первый приз.

Но самый большой успех ждет Ботвинника в Москве на 2-м Международном турнире с участием Капабланки, Ласкера и Флора. Набрав по 13 очков из 19 возможных, два первых места поделили Ботвинник и Флор, причем Ботвинник был удостоен звания гроссмейстера и получил в награду от наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе автомашину и повышенную аспирантскую стипендию.

И то, и другое оказалось очень кстати, поскольку уже через месяц Михаил женился на балерине Кировского (Мариинского) театра оперы и балета Гаянэ Анановой, ставшей верной подругой Ботвинника до конца своих дней.

В августе 1936 года в Ноттингеме состоялся «Турнир столетия», в котором четырем чемпионам мира разных лет противостояли четыре претендента! Как и ожидалось, победу одержали Ботвинник и Капабланка (по 10 очков), опередившие на полшага Эйве, Решевского и Файна. Сын зубного техника Моисея Ботвинника за этот успех был награжден орденом «Знак Почета», став истинной гордостью страны. Однако для Ботвинника не меньшее значение имела оценка, данная Алехиным по окончании турнира: «У Ботвинника наибольшие шансы сделаться чемпионом мира в ближайшие годы. Он имеет все необходимые качества: хладнокровие, выдержку, а больше всего глубокое понимание позиции».

ЧЕМПИОН МИРА

Победив в Ноттингеме, Ботвинник вновь вернулся к науке и летом 1937 года защитил кандидатскую диссертацию в политехническом институте. В январе 1939 года правительство СССР приняло решение об организации и финансировании матча на мировое первенство Алехин — Ботвинник, но из-за Второй мировой войны переписка с чемпионом мира прервалась.

После окончания войны 4 февраля 1946 г. Ботвинник направляет Алехину вызов на матч за высший титул, предлагая провести его в Англии. Однако переговоры оказались прерваны из-за внезапной кончины Алехина 24 марта 1946 г. Тем не менее уже в сентябре 1946 года во время матча СССР — США, состоявшегося в Москве, ФИДЕ приняла историческое решение о проведении матча-турнира на первенство мира в 1948 году с участием шести гроссмейстеров: Эйве, Ботвинника, Решевского, Файна, Смыслова, Кереса. В последний момент американец Ройбн Файн отказался участвовать, и было решено провести матч-турнир при пяти гроссмейстерах в пять кругов в Гааге (первые два круга) и в Москве (три). Захватив лидерство с первых туров, Ботвинник так и финишировал первым, став шестым в истории шахмат чемпионом мира. Перевес нового чемпиона мира над остальными претендентами был столь велик, что успех пришел к Ботвиннику за три тура до финиша, в День Победы, 9 мая 1948 г. в Колонном зале Дома союзов.

Добившись высшего титула в шахматах, Ботвинник вновь переключился на науку, представив в декабре 1949 года свою работу по электронике на соискание степени доктора технических наук в ЭНИН им. Кржижановского. Однако трехлетний перерыв в шахматной практике чуть было не стоил Ботвиннику чемпионского титула. Давид Бронштейн дал настоящий бой чемпиону, захватив лидерство в матче 1951 года. Лишь в предпоследней, 23-й партии Ботвиннику удалось сравнять счет, сведя в итоге матч вничью (12:12), что позволило ему сохранить за собой высший титул. А через полтора месяца чемпион мира успешно защитил и докторскую диссертацию, и в 1954 году новому претенденту Василию Смыслову противостоял не просто Ботвинник, а доктор Ботвинник. После того как первый матч двух шахматных корифеев закончился вничью, Ботвинник весьма успешно дебютировал на Всемирных олимпиадах, возглавляя сборную СССР в Амстердаме (1954) и Москве (1956). В 1957 году состоялся второй матч на первенство мира между Ботвинником и Смысловым. Михаил Моисеевич, весьма успешно «освоивший» Васю три года назад, был совсем не готов к сложной борьбе и проиграл досрочно (9,5:12,5). Тем не менее через год, как и Алехин два десятилетия назад, разгневанный патриарх сумел вернуть высший титул (12,5:10,5). Поверженный Смыслов, оправдывая свой неуспех потерей вкуса к игре, говорил после последней партии: «У меня такое ощущение, что я всю жизнь играю с Ботвинником».

Через два года 48-летнего чемпиона ждал совсем молодой претендент: рижскому кудеснику Михаилу Талю было всего 23 года! И Ботвинник вновь уступил на время корону, не сумев устоять перед бурным натиском гениального импровизатора (8,5:12,5!). Однако через год в Театре эстрады, в Москве, в матче-реванше Ботвинник продемонстрировал всему миру, кто в доме хозяин, наголову разбив (13:8) недолго правившего чемпиона. Любопытно, что уже тогда признанный лидер советских шахмат — один из живых символов огромной державы, накануне 50-летнего юбилея, стал подумывать об уходе с большой шахматной сцены. Возможно, на это решение повлияла отмена ФИДЕ не раз выручавшего матча-реванша, но, скорее всего, Михаил Моисеевич ожидал появления в качестве претендента неуловимого Тиграна Петросяна, игру которого он так и не смог понять, хотя и сыграл с ним в 1963 году целый матч на первенство мира. Это был уже седьмой и последний матч великого советского патриарха за высший титул на планете Земля. Проиграв матч великому защитнику, Ботвинник много лет мучился «загадкой Петросяна», а когда Борис Спасский выиграл матч у железного Тиграна, пытал Бориса Васильевича, знает ли он, как играет Петросян.

Тем не менее в соревнованиях Ботвинник перестал участвовать лишь в 60 лет, полностью переключившись на воспитание учеников, самые великие из которых Карпов, Каспаров и Крамник стали чемпионами мира. Правда, перед этим была попытка весной 1970 года провести матч с Фишером, но условия, поставленные американцем (до 6 побед), оказались невыполнимыми (Ботвинник предлагал играть 16 партий на большинство). Во всяком случае, Михаил Моисеевич последние 26 лет жизни отдал созданию «искусственного интеллекта» — шахматной программы, не только играющей в силу мастера, но и «думающей, как он». Ботвинник назвал ее «Пионер», и сам, как пионер, до самого последнего дня бескорыстно служил Каиссе. 5 мая 1995 года после тяжелой болезни Ботвинник скончался в Москве, так и не выяснив, как выигрывал Петросян. Он похоронен на Новодевичьем кладбище вместе с женой и матерью.

Новости. Шахматы