Шумахер – чемпион, Шварцман – новый основной фаворит. Итоги сезона в «Формуле-2»

«Советский спорт» - о главной молодежной серии, которая в этом году была куда интереснее, чем первая «Формула». И принесла победы российским пилотам.
news

ЭТО ПРАВДА БЫЛ ЯРКИЙ СЕЗОН?

Те, кто внимательно следил в этом году не только за «Формулой-1», но и за главной молодежной серией, еще после первых этапов пришли к однозначному выводу: «Ф2» интереснее! Да, высшая лига – это высшая лига, но интерес к турниру определяется не только скоростью машин и контрактами звездных гонщиков. Но и напряженностью в борьбе – как в отдельных гонках, так и в целом за титул. В Королеве автоспорта все было ясно с самого начала – Льюис Хэмилтон без особых проблем стал семикратным чемпионом мира, «Мерседес» выиграл Кубок конструкторов, а список победителей «Гран-при» составляет всего пять имен. Это при том, что Пьер Гасли и Серхио Перес попали в него не то, чтобы совсем случайно, но явно вопреки общей тенденции (проще говоря – парни вытащили счастливый билет, воспользовавшись осечками лидерами в Италии и Бахрейне). Еще две гонки взял Боттас, одну – Ферстаппен и 11 «Гран-при» остались за Хэмилтоном…

Действительно, увлекательный чемпионат…

В «Формуле-2» все было иначе.

Начиная с непосредственной борьбы на трассе, когда в каждом заезде (исключения вспомнить сложно) была феерия обгонов, прорывов, перетасовок в группе лидеров, невероятных взлетов, обидных падений… Победитель не раз и не два определялся не только на финишном круге – а в заключительном повороте!

И продолжая, собственно, борьбой за титул. За два этапа до конца сезона на него претендовали 9 человек! За один этап – пятеро. Из 26 пилотов, принявших участие в чемпионате (21 провели турнир полностью, остальные – частично), на подиум поднялось 17, а гонки выиграло 11 человек! Преимущество чемпиона Мика Шумахера над ставшим вторым Каллумом Айлоттом составило 14 очков. Для сравнения, в предыдущие три сезона («Формула-2» ведет историю с 2017 года, до этого была GP2) обладатели титула практически разрывали соперников! Шарль Леклер привез Артему Маркелову 72 балла, Джордж Расселл Ландо Норрису – 68, Ник Де Врис Николасу Латифи – 52. Все указанные чемпионы доминировали в соответствующие сезоны. Шумахер выиграл всего две гонки (Цунода, Другович и Айллотт – по три, Шварцман – и вовсе четыре), и взял свое за счет стабильности и где-то – везения.

Все вышесказанное подтверждает ту заоблачную конкуренцию, которая была в этом году в «Формуле-2». Так что действительно – следить за битвами в «Ф2» было на три порядка интереснее, чем за «Ф1».

КТО УДИВИЛ, КТО ПРОВАЛИЛСЯ?

Причем дело не только в плотной борьбе. А в том, что в ней участвовали действительно очень сильные гонщики. Считается, что нынешний состав «Формулы-2» - лучший в истории! Такого обилия ярких талантов, собравшихся в одной серии в один год, просто не было. А ведь горнило этой серии прошли многие суперзвезды, включая Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга.

Из 22 гонщиков, стартовавших в самый первый уик-энд, больше половины входили и входят в молодежные программы команд «Ф1». Всех подряд – от «Уильямса» до «Феррари» с «Ред Буллом» (кстати, у «Мерседеса» своих протеже на этом уровне сейчас нет). Список претендентов на титул включал больше 10 фамилий – от очевидных (вроде Мика Шумахера, чемпиона «Формулы-3» Роберта Шварцмана, британца Каллума Айлотта), до теневых (вроде индуса Джехана Дарувалы, отлично показавшего себя в «Ф3»), а также уже опытных Джека Эйткена, Луи Делетраза, Луки Гьотто, некоторые из которых были резервными гонщиками в первой «Формуле» (Эйткен, в итоге, дебютировал в «Уильямсе» в прошедший уик-энд, заменив Джорджа Расселла).

Не все из них оправдали авансы. Но, как сказано выше, борьба за титул вышла напряженной!

Из тех, от кого ждали большего, в первую очередь можно назвать Дэна Тиктума. Безусловно талантливый парень уже давно стал жертвой своего характера – за выходки на трассе его даже отстраняли от гонок на целый сезон, а также выгнали из программы «Ред Булла». Британца позвал к себе «Уильямс» и выбил ему место в DAMS, но Дэн не оправдал авансы. Он выиграл одну гонку, еще дважды поднимался на подиум, но в общем зачете не пробился в топ-10 и, видимо, совсем похоронил свои шансы когда-нибудь попасть в «Ф1». А ведь недавно Тиктум считался талантом уровня Расселла или Норриса!

Неудачный сезон провел китаец Гуанью Чжоу. Перед первым этапом он считался одним из главных претендентов на титул и даже выиграл поул в Шпильберге. Но в гонке Чжоу подвела машина, а после подкосило известие о том, что «Рено» на замену уходящему в «Макларен» Риккардо решил позвать Фернандо Алонсо. Гуанью, не без оснований рассчитывавший на это место, видимо, подсел психологически. И это отразилось на его выступлениях. Чжоу, в итоге, смог выиграть гонку, но только одну – и то речь о спринте в Сочи, остановленном на пятом круге из-за аварии Гьотто. Шестое место в общем зачете – совсем не то, на что рассчитывал китаец.

Третьим очевидным провалом можно назвать Маркуса Армстронга. Но новозеландец (к слову, самый юный участник «Ф2» - ему только в июле исполнилось 20 лет) стал жертвой команды ART, которая уже не первый год не может грамотно распределить ресурсы на двух пилотов сразу и в этот раз лучше работала с Кристианом Лундгором. Впрочем, Армстронг, входящий в Академию «Феррари», еще получит свой шанс в новом году.

Прорывы тоже очевидны. В первую очередь – Фелипе Другович. Бразилец приходил в «Ф2» без особых успехов на уровне «Формулы-3», не числился ни в одной «молодежке», но уже на первом же этапе выиграл гонку, став лучшим в спринте в Австрии! В целом он провел неровный сезон, но в хорошие дни смотрелся очень быстро, добыв в итоге три победы и один поул. Наверняка в ближайшее время его возьмет под крыло какой-нибудь коллектив «Ф1».

Выше всех ожиданий выступил Юки Цунода. Считалось, что у «Ред Булла» нет подходящих новичков для «Формулы-1», а парня держат в программе только из-за отношений с «Хондой». Но миниатюрный японец внезапно доказал, что он действительно очень быстр! В итоге Юки выиграл три гонки, стал третьим в общем зачете, лучшим – из всех новичков (опередил Шварцмана) и получил суперлицензию ФИА. Благодаря которой теперь, скорее всего, заменит в «Альфа Таури» Даниила Квята.

Есть и третий серьезно удививший всех пилот, но о нем – ниже.

ЧТО НАСЧЕТ НАШИХ ГОНЩИКОВ?

Особый интерес российских болельщиков к «Формуле-2» был вызван не тем, что в этом году в ней поехало сразу три россиянина. Такое, кстати, уже было - в прошлом сезоне в отдельных гонках одновременно выходили на старт Маркелов, Мазепин и Матевос Исаакян. Сейчас на протяжении всего турнира выступали первые двое, плюс чемпион «Формулы-3»-2019 Роберт Шварцман.

Дело в том, что каждый из них, как нам казалось изначально, мог бороться за титул! И двое все-таки поборолись.

Исключение составил Маркелов, но проблема не в гонщике, как в таковом. Артем – опытный пилот, в «Формуле-2» и GP2 провел много сезонов и занимал второе место в абсолюте (в 2017-м уступил титул Леклеру). Просто ему не повезло с командой. Да, техника у всех пилотов в «Ф2» одинаковая, но вот настраивать и обслуживать ее можно по-разному, так что от команд зависит многое. И HWA, в которую попал Маркелов (за солидные, кстати, деньги – примерно 2 миллиона долларов в год!) справилась очень плохо. Временами Артем демонстрировал хорошую скорость, но в итоге лишь два раза смог попасть в очки и осел в подвале таблицы.

А вот Шварцман и Мазепин до последнего этапа боролись за титул! От Роберта в принципе ждали подобного, хотя он стартовал даже лучше, чем мы рассчитывали: первую гонку закончил на подиуме, в третьей – победил. К лету петербуржец лидировал в серии и выпал из битвы за титул лишь из-за серии неудач, вроде столкновения с Шумахером в Англии (Мик просто выбил напарника с трассы в борьбе за первое место). При этом Роберт все равно одержал аж четыре победы – больше, чем кто-либо другой. Он не получил место в «Формуле-1» на будущий год, но подтвердил свой талант и амбиции. Можно рассчитывать на то, что «Феррари» продолжит поддерживать нашего парня и приведет его в королевские гонки уже в 2022-м.

Мазепин же стал третьим открытием года, на которое был намек выше. В прошлом сезоне Никита остался последним из тех, кто выступил во всех гонках. Отчасти стал жертвой команды ART, работавшей на Ника Де Вриса. Отчасти – жертвой собственной горячности и ошибок, вроде жуткого столкновения с Нобухару Мацуситой в Сочи, после которой японец уехал в больницу. К Мазепину приклеили ярлык «мажора» - мол, гоняется за папины деньги, но большого таланта в нем нет. Однако в нынешнем году мы увидели другого Никиту. Собранного, агрессивного и очень быстрого! Итогом стали две победы, серия подиумов и… несколько незаслуженных штрафов, которые стоили ему еще одной победы (в Спа) и двух подиумов. Тот случай, когда репутация работает против тебя. Не потеряй Никита очки из-за судей, он мог бы стать вторым в чемпионате. Или выиграть титул! Но даже так Мазепин занял пятое место, получил суперлицензию ФИА и – главное – место в «Формуле-1». В команде «Хаас». Где его напарником будет Шумахер.

Сложно сказать, как сложится для Мазепина дебют в высшей лиге. Но если он еще чуть-чуть умерит свою горячность на трассе, при этом сохранит скорость и умение обгонять, то далеко не факт, что Мик окажется сильнее. Вполне возможно, Никиту ждет успешное будущее.

ИДЕЯ РАБОТАЕТ?

Главная задача «Формулы-2» (как и любой другой молодежной серии) – подготовка пилотов к «Формуле-1». И она с ней справляется. В разные годы по-разному, но в целом – успешно. Из всех чемпионов лиги (с учетом GP2, т.е. с 2005 года) в «Гран-при» не приняли участие лишь трое – итальянец Давиде Вальсекки, швейцарец Фабио Ляймер и голландец Ник Де Врис. Из остальных не все оправдали авансы (Джордж Пантано, Стоффель Вандорн, Джолион Палмер), но кто-то задержался надолго и одержал сенсационные победы (Пастор Мальдонадо, Пьер Гасли) или хотя бы был на подиуме (Роман Грожан). А кто-то превратился в суперзвезд и даже в чемпионов (Нико Росберг, Льюис Хэмилтон, из последних примеров – Шарль Леклер и Джордж Расселл). Повторимся – речь только о чемпионах «Ф2» и GP2! Всего же серия делегировала в «Ф1» несколько десятков пилотов, включая россиян Виталия Петрова, Сергея Сироткина и вот теперь – Мазепина.

Нынешний год не стал исключением. Из выпуска-2020 в высшей лиге как минимум дебютируют двое – Мазепин и Шумахер. Почти наверняка поедет и Юки Цунода – объявление его контракта с «Альфа Таури» это лишь вопрос времени. Уже провел один этап за «Уильямс» Джейк Эйткен, хотя ему не светит стать постоянным гонщиком команды. Так что да – концепция работает. И «Формула-2» действительно поставляет таланты для Королевы автоспорта.

ЧТО БУДЕТ В 2021-М?

Скорее всего, уровень конкуренции снизится. Пока не ясен полный состав гонщиков. Понятно лишь, что в будущем году не выступит Мазепин, а также Маркелов – он выбрал лимит по количеству сезонов в «Ф2». Зато останется Шварцман, причем останется в чемпионской «Према», и именно его считают главным фаворитом в 2021-м. Возможно, Роберт будет доминировать на уровне Леклера или Расселла. По крайней мере, должен попытаться – если действительно планирует попасть в «Ф1».

Из других претендентов на титул уже выделяют Маркуса Армстронга, того же Гуанью Чжоу, молодого австралийца Оскара Пиастри (чемпион «Формулы-3» этого года станет партнером Шварцмана), а также эстонца Юри Випса. Протеже и запасной пилот «Ред Булла» в 2020-м принял участие лишь в нескольких гонках и все равно успел попасть на подиум. Потенциал у парня – огромный, и он имеет все шансы пробиться в «Формулу-1» уже в 2022-м.

 

Новости. Формула-1