Судьи спрячутся за компьютерами

null
news

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

В стартовавшем сезоне фигуристов в порядке эксперимента частично вступили в силу правила судейства, принятые Международным союзом конькобежцев (ИСУ) на июньском конгрессе в японском городе Киото.

Началом судейской революции можно назвать турнир «средней руки» Nebelhorn Trophy в Обресдорфе, где представители ИСУ опробовали новый способ определения победителей.

Вкратце суть его такова. Вокруг арены устанавливаются три специальные камеры. И как только фигуристы выполняют какой-либо элемент, все три оператора тотчас должны нажать на соответствующую кнопку: ритбергер, аксель, тулуп и так далее. После этого сигнал мгновенно поступает на судейские мониторы, а арбитры, в свою очередь, должны немедленно оценить качество исполнения того или иного элемента, тоже нажав на определенную кнопку.

В общем, почти как в боксе, где судьи считают удары по ходу поединка. Правда, с двумя отличиями. Спортсмены обязаны заранее представить жюри последовательность исполнения элементов с четким указанием их названий. А самим элементам присваиваются коэффициенты сложности. «Чтобы хоть как-то уйти от той ситуации, которая сложилась в нашем виде спорта после Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, мы эту идею поддержали. Хотя, если честно, такой способ судейства мне тоже не нравится», — сказал президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев.

Действительно, как, например, быть, если спортсмены уже по ходу проката решили сымпровизировать и заменить один элемент другим? Или если один оператор зачел прыжок как тройной флип, а другой как тройной лутц, тем более что они очень похожи? А что будет в соревнованиях танцоров даже подумать страшно!

Кроме того, конгресс Международного союза конькобежцев поручил своим чиновникам разработать и опробовать еще один вариант судейства, придуманный президентом ИСУ Оттавио Чинквантой. Предполагается, что он будет введен в практику уже на первом этапе осенней серии «Гран-при» – турнире «Скейт Америка» (24–27 октября).

Назначаются шестнадцать судей. За час до старта из них выбирают рефери и его ассистента, которые не играют никакой роли в выставлении оценок, а осуществляют исключительно административные функции. То есть остается четырнадцать судей. Потом компьютер по независимой секретной программе из этих голосов выбирает девять. Главное, никто не знает, чья оценка попала в обойму. По мнению чиновников, это будет прогресс, ведь если сегодня места за судейскими столиками занимают арбитры, скажем, из России, Украины, Белоруссии, сразу принимаются кричать: «Советский блок!»

Однако как подчеркивает Писеев: «Мы же не дети и прекрасно понимаем, что случайность выбора компьютера часто бывает отнюдь не случайной».

Кстати, «исушники» пытаются сделать судейство более объективным уже не первый год. Так, к примеру, на чемпионатах Европы и мира арбитры в танцевальную бригаду выбираются по жеребьевке за полчаса до начала оригинального и произвольного танцев. Более того, с недавних пор против фамилии каждого судьи в предполагаемой графе «Страна» стоит короткая надпись «ИСУ». Но как показали Игры в Солт-Лейк-Сити, ожидаемых результатов эти новшества не принесли.

Алексей ЯГУДИН (Россия), олимпийский чемпион в мужском одиночном катании:

 — На мой взгляд, определение оценок с участием компьютеров внесет в судейство некоторый беспорядок. Нет совершенных систем. К тому же программы возникают не сами по себе, их разрабатывают люди. Это большая ошибка – обратиться к такой системе и попытаться контролировать судей. Эти специалисты все равно общаются друг с другом каждую неделю. И не факт, что они заранее не придут к тому или иному соглашению. Я думаю, новинка потерпит фиаско и вскоре мы вернемся к прежним правилам. Функционеры признаются: «Мы сделали все, что могли, но это не сработало».

Елена БЕРЕЖНАЯ, Антон СИХАРУЛИДЗЕ (Россия), олимпийские чемпионы в парном катании:

— Вряд ли что-нибудь изменится. Сто лет соревнования по фигурному катанию проводятся по одним и тем же правилам, и кто может изменить что-то к лучшему? Попытки объективизировать судейство продолжались на протяжении минувших десятилетий и будут практиковаться после нашего ухода. Мы уверены, что не нужно ничего менять, а следует принимать наш вид спорта таким, какой он есть. Эта система, повторим, не изменит ничего, в том числе и судей.

Жами САЛЕ, Давид ПЕЛЛЕТЬЕ (Канада), олимпийские чемпионы в парном катании:

— Новая система вызывает много вопросов. Спрашивается, почему фигуристы, тренеры, болельщики не смогут узнать, чьи оценки были засчитаны, а чьи отсеяны? Может, судьи попросту получат возможность «прятаться» за компьютерами? Но они должны отвечать за свои голоса так же, как мы должны быть ответственны за свои выступления, не правда ли? В любом случае безымянные оценки, безусловно, снизят зрительский интерес. Уже сейчас мы получаем письма и электронные сообщения от своих поклонников, которые уверяют нас, что больше не будут ходить на соревнования и приводить своих детей в секции фигуристов. Они очень разочарованы! Когда мы были начинающими спортсменами, то понятия не имели о закулисных играх. Тем не менее они существовали. И на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити все словно с ума сошли с этим судейством. Мы не верим, что судьи перестанут вести эти игры. Конечно, нет!

КСТАТИ

В связи со скандалом в Солт-Лейк-Сити ФБР намерено допросить Оттавио Чинкванту. Однако, по словам представителей американской спецслужбы, когда они предприняли попытку связаться с президентом ИСУ, женщина, находящаяся в его доме, ответила, что Чинкванта отказывается участвовать в беседе.

Новости. Фигурное катание