Испытание системы. Как японец с китайцем били мировые рекорды (видео)
В пятницу на японском этапе Гран-при мужское одиночное катание в очередной раз в нынешнем сезоне было потрясено событиями исторического масштаба. Сначала китаец Цзинь Боян получил в короткой программе самую высокую оценку за технику, которую когда-либо фиксировали судейские протоколы – но менее чем через час олимпийский чемпион из Японии Юдзуру Ханю превысил и это достижение, и свой собственный мировой рекорд по общей сумме баллов.
Еще не имеющий высокой позиции в рейтинге Цзинь Боян был вынужден начинать соревнования в Нагано в первой группе участников – и, конечно, же, он там оказался на голову сильнее всех остальных. Но это если говорить о технической оценке. Боян вновь исполнил чистейший каскад из четверного лутца и тройного тулупа, который покоряется только ему одному, бахнул тройной аксель, добавил тулуп в четыре оборота во второй половине программы – и получил за технику 56,50 балла. Больше никто и никогда не набирал.
При этом вторая оценка у Бояна, как и следовало ожидать, подросла. Надо отметить, что заслуженно – программа китайца по сравнению с предыдущим этапом Гран-при успела обрасти дополнительными связочками и хореографическими нюансиками. Как новогодняя елка по мере украшения обрастает игрушками. Но вот достаточно ли этой работы для того, чтобы получить за компоненты 39 баллов?
Давайте ответим себе на один очень простой вопрос. Цзинь Боян по базовой технике катания, по интерпретации музыки, по хореографии выглядел лучше, чем некоторые его соперники на NHK Trophy – японец Кейдзи Танака, американец Ричард Дорнбуш, наконец, наш Константин Меньшов? Ответ, как мне кажется, должен быть отрицательным. По протоколу же он - положительный. По современной системе судейства эти компоненты фигурного катания должны оцениваться отдельно от прыжков. Мы же видим, как Цзинь Боян получает солидную надбавку во второй оценке как бонус за свои технические подвиги.
Никто даже и не собирается спорить по поводу того, что четверные прыжки – это колоссальная нагрузка для фигуриста. Каждый четверной – это испытание для организма. Но сейчас мы видим, как испытанию подвергается нынешняя система оценок. Вторая оценка, которую когда-то называли артистической, трансформировалась в пять компонентов для того, чтобы стать более понятной. Но стала непонятнее – потому что часто используется как нечто средневзвешенное между мировым рейтингом фигуриста, его заслугами, количеством напрыганного и немножко хореографией с музыкальностью.
Если вы спросите «что делать», то вот два конкретных предложения. Первое: давайте, чтобы поощрить риск исполнения четверных прыжков, увеличим их «вес» в этой системе судейства. Второе: чтобы отметить сложность каскада «4-3», введем надбавку за его исполнение. Понятно, что сделать тройной прыжок после четверного – это трудно. В системе же баллы за каскад из этих двух прыжков тупо складываются – как будто фигурист после четверного останавливается попить водички и только после этого делает тройной.
В общем, вариантов, как улучшить эту систему судейства, может быть много. Единственное, что не хотелось бы – чтобы ее доводили до абсурда в виде оценки за мастерство скольжения у Цзинь Бояна большей, чем у Танаки и Меньшова. Китаец, безусловно, прогрессирует во второй оценке – но прогресс этот стоит оценивать адекватно.
***
Безусловно, появление Цзинь Бояна на мировой арене восприняли как угрозу все нынешние лидеры мужского одиночного катания. И самый что ни на есть серьезный ответ китайцу был дан на японском этапе Гран-при. Олимпийский чемпион Юдзуру Ханю впервые в карьере исполнил программу с двумя четверными прыжками. Правда, это были не лутц и тулуп, как у Бояна, а менее сложный сальхов и тулуп. Но по качеству они были такими, что вкупе с остальными элементами Ханю превзошел техническую оценку китайского прыгуна аж на три балла.
Ну а артистизм… Можно сколько угодно говорить о том, что японец порхает надо льдом, что каждое его движение подчеркивает музыкальные акценты. Можно назвать его интерпретацию Шопена божественной. Но лучше просто посмотреть. За этот прокат Юдзуру набрал рекордное количество баллов. А это значит, мы только что увидели лучшую короткую программу в современной (после введения нынешней системы судейства) истории мужского одиночного катания.
Если говорить о российских участниках NHK Trophy, то, увы, здесь остается только процитировать Остапа Бендера – мы чужие на этом празднике жизни. Максим Ковтун замахнулся на два четверных прыжка в короткой программе – но второй из них сделал с серьезной помаркой, и вдобавок упал с тройного акселя. А Меньшов взял и малодушно исполнил вместо четверного тулупа тройной. Потом, правда, выдал идеальный четверной сальхов – но для нормальной оценки этого оказалось недостаточно.
NHK Trophy. Нагано (Япония)
Мужчины
После короткой программы
1. Юдзуру Ханю (Япония) – 106,33 (мировой рекорд)
2. Цзинь Боян (Китай) – 95,64
3. Такахито Мура (Япония) – 88,29
4. Максим Ковтун (Россия) – 82,27
…6. Константин Меньшов (Россия) – 79,79
Спортивные пары
После короткой программы
1. Меган Дюамель/Эрик Редфорд (Канада) – 71,04
2. Алекса Симека/Крис Книрим (США) – 68,43
3. Юй Сяоюй/Цзинь Ян (Китай) – 67,00
4. Вера Базарова/Андрей Депутат (Россия) – 64,06