Мальчишки его любили... - Советский спорт

Матч-центр

  • 17-й тур
    окончен
    Зенит
    Рубин
    1
    2
  • 17-й тур
    перенесён
    Сент-Этьен
    Марсель
    0
    0
  • Футбол21 января 2003 00:00Автор: Евсеев Михаил

    Мальчишки его любили...

    null

    БУДЕМ ПОМНИТЬ

    Кто-то запомнит его как прекрасного нападающего «Торпедо» и «Динамо», кто-то как начинающего футбольного агента. Мы же запомним его как Большого друга Детской футбольной лиги, а мальчишки, с которыми он работал, как отличного детского тренера. Три года в роли наставника юных футболистов не прошли для Юрия Тишкова даром. Вот лишь несколько наблюдений, которыми Юрий хотел бы поделиться с начинающими тренерами.

    Становление тренера должно идти постепенно.

    У нас, как закончили играть, сразу же стремятся попасть в команды мастеров. На мой взгляд, лучше год-два поработать с детьми, окончить Высшую школу тренеров, потом три года попрактиковаться с молодежной командой, опять пройти лицензирование и после этого действительно принять команду соответственно своим амбициям.

    Что касается вопросов педагогики и психологии, мне серьезно помогла учеба в Высшей школе тренеров. Некоторые полезные в работе с детьми знания просто восстановил в памяти. Существует такая практика: человек заканчивает карьеру, а потом, когда приходит работать с детьми, использует то же самое, чему некогда учили его самого, что, конечно, не всегда правильно, ведь жизнь не стоит на месте.

    Поэтому необходимо перестраиваться, пересматривать свое видение тренировочного процесса, чтобы не оказаться в мире собственных уже устаревших представлений об игре. Но при этом нельзя отказываться от опыта прошлых лет, ведь существуют оправдавшие себя принципы и элементы занятий. Мальчишки, конечно, не всегда воспринимают монотонную работу. Поэтому необходимо постоянно варьировать набор упражнений. Главное, не допустить равнодушия, которое подстерегает подростков уже к 17 годам, после чего его уже ничто не волнует и смотрит он на мир потухшими глазами. Часто приходится наблюдать, когда после окончания спортивной школы у ребят пропадает желание развиваться дальше.

    Сейчас у многих родителей появилась возможность отдавать своих детей в элитные виды спорта, например, в теннис. А из-за отсутствия у футбольных школ материально-технической базы, когда нет нормальных зеленых полей, раздевалок, горячей воды в душевых, естественно, здравомыслящий человек предпочтет отвести своего сына в другую секцию.

    Мы все время спорим, что лучше: занимать первые места в том же чемпионате Москвы или же в ущерб результату делать акцент на поиске перспективных футболистов. Если правильно проведешь селекцию, построишь тренировочный процесс, сумеешь объединить одной идеей родителей — тогда появится и результат. У нас же с 10-11 лет играют мальчишки на всем поле, хотя детский организм к этому совсем не приспособлен. Много вреда приносит погоня за очками. Мы все становимся заложниками этой системы, когда собираются директора, тренеры школы и начинают определять места для своей команды. Для ребят 13 лет очковую систему необходимо исключить. Дети должны просто получать удовольствие от игры и не думать о результате.

    Не я первый об этом говорю, но, к сожалению, ничего не меняется. За рубежом, к примеру, мальчишки лет до 12 играют не только на полях уменьшенных размеров, но и в неполных составах. Скажем, 7х7. Ребенок, таким образом, чаще встречается с мячом, чаще обводит, бьет по воротам. У нас же до сих пор наблюдаешь бестолковую беготню без мяча. А потом мы удивляемся, почему во взрослых командах наш футболист не знает, что ему делать с мячом. Тактические схемы вряд ли принесут пользу в футбольном воспитании мальчишек, которым 8–12 лет. В современном футболе игроку крайне важно уметь разбираться со своими оппонентами при помощи дриблинга, фирменных финтов. На использовании индивидуальных качеств футбольных звезд ведут игру сильнейшие европейские клубы. Увы, в российском чемпионате таких мастеров по пальцам пересчитать.

    Важно не замыкать мальчишек в какие-то рамки. Наоборот, предоставлять свободу выбора. Раз в неделю я строил тренировку по принципу двусторонней связи: спрашиваю, как бы они хотели провести день. Можно сказать, они сами расписывают для себя план предстоящих занятий. Я только вношу коррективы.

    Учебное занятие у детей не должно быть продолжительным. Если взрослые, уходя с поля, получают при этом приличную нагрузку, то детей надо остановить в такой момент, когда они почувствовали вкус игры. Чтобы, покидая газон, их глаза горели, они оставались голодными до игры. Такой подход позволяет избежать перенасыщения и сохранить запал на следующую тренировку.