Рождение большого тренера. Мнение Василия Уткина

ФРАНК РАЙКАРД. Роль голландского наставника в успехах «Барселоны» остается явно недооцененной. Достижения испанского суперклуба последних лет у всех ассоциируются исключительно с наличием в его составе лучшего игрока мира бразильца Роналдиньо. А все не т

«Советский спорт Футбол» № 19 (102), 16-22 мая 2006 года 

ФРАНК РАЙКАРД. Роль голландского наставника в успехах «Барселоны» остается явно недооцененной. Достижения испанского суперклуба последних лет у всех ассоциируются исключительно с наличием в его составе лучшего игрока мира бразильца Роналдиньо. А все не так просто.

В финале Лиги чемпионов, наверное, встречаются команды, которые на протяжении турнира вызывали наибольшие симпатии. Я не имею в виду размеры, так сказать, штатных торсид; но внимание простых болельщиков, которые интересуются турниром как таковым. Конечно, привлекала как удивительно красивая игра «Барсы», да еще на фоне воспоминаний о раннем вылете из Лиги в прошлом сезоне, так и подвиги молодого «Арсенала», без страха сражавшегося с превосходящими по авторитету и классу соперниками.

Более мелких интриг можно выделять сколько угодно. Мне сегодня хотелось бы поговорить о тренерах, приведших свои команды к решающему матчу главного турнира Европы. И больше даже об одном из них.

Об Арсене Венгере написаны тома текстов на всех языках. Его работа давно стала понятием. Венгер сегодня решил задачу, которая по плечу только специалистам гигантского таланта и способностей: не меняя клуба, он внутри него вырастил одну команду из-под другой. Это, конечно, не могло не сказаться на результатах. В чемпионате Англии «Арсенал» слишком много потратил на сыгрывание. Однако прежний венгеровский «Арсенал», с Вьейра и более молодым Бергкампом, с таким уместным время от времени Кану, с энергичным Пиресом и харизматическим Симэном, так и не сыграл в Лиге чемпионов выше четвертьфинала.

Венгер никогда не скрывал, что победа в Лиге и есть его главная мечта. Рискну предположить – потому главная, что все остальные атрибуты тренерского величия у француза уже есть. И наоборот: нет права называться великим, если нет на стенке фотографии с серебряным Кубком…

ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Однако не о Венгере хочется поговорить. Этот абзац я написал для того, чтобы подчеркнуть существенное различие между ним и Франком Райкардом, тренером «Барселоны», о котором как раз если и пишут, то в основном все какими-то междометиями. То есть понятно, что он молодец. Что сделал хорошую команду. Но вот дальше этой констатации факта отчего-то речь почти никогда не идет. А в чем именно его вклад в становление команды? И как он, выдающийся футболист своего времени, раскрывается на новом поприще?

Впрочем, обыкновенно принижаются заслуги не только Райкарда. В «Барсе» есть Роналдиньо, и его харизма и популярность сегодня таковы, что успехи команды неизбежно ассоциируются в большей степени с его участием, нежели с кем-то или чем-то еще. Все не так просто. На самом деле Роналдиньо – просто лучший игрок мира. Совершенно естественно, что когда из игры команды изымается лучший игрок мира, игра эта выглядит по-другому. Но это не повод считать, что все остальное в «Барсе» второстепенно.

Куда важнее помнить, что лучшим Роналдиньо стал именно в «Барсе». И что его присутствие в прежних командах – что в «Гремио», что в «ПСЖ» – не означало ровным счетом ничего.

Вот что пришло мне в голову. «ПСЖ» в то время, когда там играл Роналдиньо, много кто тренировал, однако наибольшие надежды возлагались на Луиса Фернандеса. Его карьера тогда шла вверх. Он, например, до «ПСЖ» вывел в Лигу чемпионов «Атлетик» из Бильбао. Фернандес дорос до амбициозного проекта и приступил к его реализации, получив в свое распоряжение едва ли не крупнейший молодой талант в лице уже не раз названного бразильца… Однако ничего не вышло. Мало того – именно практика Фернандеса в «ПСЖ» показала, что выше определенного уровня он работать, видимо, не сможет.

УБИТЬ В СЕБЕ ФУТБОЛИСТА

Почему? А вот почему. Фернандес, попав в большую команду, оказался невероятно ревнив к славе своих игроков. К тому интересу, что питала к ним публика и пресса. В своих прежних командах именно Фернандес был главной звездой… Кстати, такое достаточно регулярно случается с тренерами, которые происходят из выдающихся футболистов. А Фернандес, один из ключевых футболистов великой сборной Франции середины 80-х, был именно таким.

Но вот ведь что интересно – и Райкард ровно из тех. Однако ни в один момент своей карьеры он не стоял перед такой проблемой. Вот это сравнение кажется мне ключевым. Говорят, и говорят правильно, что футболист, становясь тренером, должен в первую очередь убить в себе футболиста. Фернандесу это, например, не удалось. А Райкарду – да.

Еще один пример. Наблюдая за его выступлениями в прессе, удивляешься тому, насколько Франк позитивный человек. Он не ввязывается в перебранки, не эпатирует публику заочными наездами на соперников. Он находит, например, хорошие слова для «Реала». Говорит, что хотел бы окончания кризиса в этом клубе, потому что соперничать с ним – историческая миссия «Барсы», и без этого соперничества жизнь скучнее. Он высоко отзывается о Моуриньо на пике истерии в испанской прессе, которая готова была прицепиться к каждому слову португальца (да он затем, впрочем, все эти слова и говорил). И эту позитивность не стоит путать с совсем не однокоренной позой: Райкард не банален в этих суждениях.

Между прочим, в качестве игрока едва ли не самый запоминающийся момент в карьере у Райкарда был тот, когда он оплевал Руди Феллера в матче чемпионата мира. Сцена была настолько невероятной, что больше даже смешила, чем отвращала. Так никто и никогда из футболистов себя на поле не вел…

Он действительно стал другим.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИГРЫ И ДУХА

Разговора о Райкарде-тренере на самом деле принято избегать. Это таинственное явление. Вот мы уже показали, как легко спрятаться за фигурой Роналдиньо; а еще есть фигура таинственного помощника Райкарда – Хенка Тен Кате. Это старший и более опытный товарищ Франка, который считается главным теоретиком барселонской игры. Дескать, вот он-то все за Франка и придумал.

Опять же – тандем для того и тандем, чтобы один дополнял другого. Разумеется, чем-то «Барса» обязана и своему второму тренеру. Интересно, кстати, будет посмотреть на самостоятельную работу Тен Кате – он принимает амстердамский «Аякс» в новом сезоне.

Однако дело в том, что роль теоретика и конструктора игры, которая приписывается Тен Кате, только тогда вставала бы стройно в историю команды, если б с новым штабом «Барселона» заиграла сразу и моментально. Ну, как бывает: вот придумали концепцию, набрали под нее игроков – и понеслась…

Но было-то все совсем по-другому. И феерической игре «Барселоны» предшествовали полгода мучений, и разговоры уже ходили об отставке. И какой бы ни был теоретик под боком, поиск выхода из такого беспросвета всегда лежит на том, кто принимает решения. А именно – на главном тренере.

В нынешнем сезоне Райкарду удалось модернизировать и игру, и дух команды. От абстрактного удовольствия от собственной удали она перешла к прагматическим победам, нисколько при этом не отступая от стиля. Сам главный тренер в матчах с «Челси» и «Миланом» запомнился виртуозными заменами, которые моментально сводили на нет все попытки соперника переломить игру…

Нет, мы совершенно точно присутствуем при рождении очень большого тренера. Он мужает и растет именно на наших глазах. В Райкарда пора всмотреться, изучать его опыт. Это самостоятельная и очень сильная фигура.

Новости. Футбол