Борис Стукалов: Умение открывать таланты свойственно каждому тренеры

Наставник молодежной сборной России и бывший тренер «Алании» Борис Стукалов в интервью «Газете» рассказал о важности участия в молодежке для игроков, почему он не вызывает Акинфеева и Шишикина, а также что у «Алании» лучше, чем у клубов Премьер-лиги.

Наставник молодежной сборной России и бывший тренер «Алании» Борис Стукалов в интервью «Газете» рассказал о важности участия в молодежке для игроков, почему он не вызывает Акинфеева и Шишикина, а также что у «Алании» лучше, чем у клубов Премьер-лиги.

- Чего сейчас не хватает «Алании»? Если бы дело было только в деньгах, то это было бы слишком просто.

- Во Владикавказе очень эмоциональные люди на всех уровнях: не только болельщики, но и руководители. Хотят объять необъятное, взвалить, потянуть, а порой это просто нереально. При всей любви к футболу сам предмет неглубоко изучен. Причины взлета и причины падения команды не проанализированы. У республики колоссальные возможности по воспитанию игроков, молодежи, в Осетии почти все время лето, это не Сибирь, не Томск, где я тоже работал. А команда топчется на месте. Меняются люди, близкие к футболу, меняется руководство, управленцы, а футбольных профессионалов, по-настоящему разбирающихся в предмете, нет.

- В 1994 году вокруг команды была создана передовая для нашей страны инфраструктура: база, стадион. В каком состоянии все это находится сейчас?

- Я работал до «Алании» в «Томи», мне есть с чем сравнивать. В Томске приходилось долгое время играть на детском стадионе, потому что нормальный стадион был не готов. В «Алании» великолепные условия даже в сравнении с большинством клубов элитного дивизиона, не говоря уже о второй и первой лигах, где футболисты обычно в одном месте тренируются, в другом - моются, а в третьем - едят. Все люди, работавшие с командой вместе со мной, - профессионалы времен золотой «Алании»: от директора базы до дворников. Если команда в нынешнем сезоне решит задачу выхода в премьер-лигу, то еще есть шанс не растерять потенциал 1990-х годов, и это будет новый всплеск интереса к футболу на всех уровнях.

- Вы работали с Прокопенко. Многие считают, что сейчас ему не хватает футбола, а мы потеряли выдающегося тренера.

- Это безусловно так. У нас с ним отношения более чем приятельские. Часто и по работе созваниваемся, и проводим вместе свободное время: мы оба любим охоту. Первое время после завершения карьеры он вроде бы говорил о том, что с футболом расстался навсегда, а сейчас уже поговаривает о возможном возвращении. Хотелось бы, чтобы он работал в России. Он человек уникальный, может создать в команде за очень короткое время необходимый для работы и свершений микроклимат. В московском «Динамо» благодаря Прокопенко мы создали прекрасную атмосферу и во втором сезоне были в тройке лидеров буквально до последних матчей.

- Хотелось бы вспомнить те последние матчи, особенно игру с командой «Торпедо-Металлург», занимавшей последнее место.

- Мы об этом матче много говорили. Там был какой-то непонятный конфуз. Многие обвиняли вратаря Рому Березовского. Я к нему относился и отношусь с большим уважением. Но в тот период шла какая-то закулисная игра, в результате двух последних игр команда откатилась на шестое место, а претендовала на серебро.

- За время своей тренерской карьеры вы открыли немало талантливых футболистов: к примеру, Нидергауса, который стал звездой "Ротора", вы нашли в «Кайрате». Насколько важно для тренера, особенно тренера молодежной сборной, умение открывать таланты?

- Это качество свойственно каждому тренеру.

- Однако есть тренеры-тактики, которые берут готовых игроков, а есть те, которым по душе выращивать свою команду, собирать ее по крупинкам.

- В ставропольском «Динамо» еще в чемпионате СССР я работал с теми ребятами, которых мы с моим тренерским штабом находили сами. У клуба не было ни денег, ни возможности платить высокие зарплаты. Еще тогда я научился отбирать игроков. Бездарного футболиста видно сразу, а гениального намного сложнее рассмотреть. Есть расхожая фраза: мол, вот игрок нашел свою команду, раскрылся. Но это не происходит само собой. Это случается благодаря тренеру, коллективу, создавшим необходимые условия для футболиста.

- Вы начали тренерскую карьеру в 1981 году, и уже тогда вам приходилось работать с молодежью. Как за это время изменились российские молодые футболисты?

- В советское время были интернаты, из которых выходили приличные футболисты. Во время перестройки все рухнуло. Тренерские коллективы держались только за счет собственных сил и с помощью средств родителей. Сегодня все начинает подниматься. Хотя интернаты, по сути, не сохранились. С другой стороны, поскольку сами клубы берут на себя финансирование школ, они отвечают за подготовку собственными деньгами. Селекционная и тренерская работа стали качественнее. И у молодежи больше шансов раскрыться рано. В нашей сборной уже примерно 15 человек имеют опыт постоянного выступления в премьер-лиге.

- Многие говорят об одном явном недостатке российских футбольных школ: слишком рано игроков начинают нацеливать на результат.

- Это действительно проблема. На результат настраивать надо, но не забывая о возрасте. Если футболист принимает участие в мировом первенстве, в каком бы возрасте он ни находился, он должен быть настроен на результат, а не просто на участие в процессе. Когда же речь идет о формировании футболиста, его совершенствовании, то ставить во главу угла результат просто неверно. Еще в советское время на всевозможных турнирах было видно, что наша команда сырая, но она выигрывала за счет работы с судьями, психологического воздействия на ребят, и это было страшно.

- Как быть с зарплатами молодых, еще неокрепших футболистов? Может ли национальная сборная заниматься воспитанием игроков, быть своеобразным интернатом для футболистов?

- Это самый сложный и серьезный вопрос. Сегодня есть клуб, есть главный тренер и есть агент. Для молодого игрока очень важно, чтобы все эти три заинтересованные стороны работали в контакте друг с другом на благо игрока. И тренер, и агент должны быть в первую очередь воспитателями для молодого человека.

- Как вы относитесь к всевозможным скандалам, связанным с российскими молодыми игроками, которые, еще ничего толком не добившись, ведут себя как звезды большой величины? Является ли это результатом развращения большими деньгами?

- Мы увидели профессиональные контракты всего несколько лет назад. В них до мельчайших подробностей указано все, за что игрок получает деньги. А что касается эмоций и поведения молодежи на поле и вне его, то во многом виноваты взрослые наставники, не сумевшие вовремя погасить огонь негатива, а то и сами бросившие спичку.

- В Европе выступление за сборную стало престижным еще и потому, что международные матчи всегда считаются. Если игрок отыграл определенное количество матчей за сборную страны, то он сможет играть в той или иной лиге и сможет подписать контракт с приличным клубом. Понимают ли футболисты, приходящие к вам в вашу молодежную сборную играть, что выступление в этой команде послужит для них кирпичиком в их дальнейшей футбольной карьере?

- Когда у нас была первая встреча перед товарищеской игрой с командой Израиля, я с ребятами поговорил как раз о ценности и важности для их будущего именно выступления за сборную, о котором их всегда будут спрашивать на протяжении всей футбольной карьеры.

Например, в «Зените» есть талантливый парень Илья Максимов. Мы с ним говорили о том, что выступление за сборную - это его шанс проявить себя, чтобы на него обратил внимание и Дик Адвокат в том числе.

- Важно ли для вас отсутствие игровой практики в клубной команде и считаете ли вы игровой практикой выступление за дубль?

- Лучше, чтобы у футболиста была полноценная игровая практика. Но есть такие игроки, которые себя держат в хорошей форме, даже выступая за вторую команду. Я имею в виду, например, Ивана Таранова, который, к сожалению, играет очень мало в ЦСКА.

- Относятся ли все серьезно к выступлению именно за молодежную команду? Не слишком ли велика разница между молодежной и национальной сборными?

- Сейчас у нас выступают игроки в возрасте от 21 до 23 лет - это самый расцвет футболиста, так что нельзя говорить, что уровень молодежных сборных невысок. Можно расти и на нашем уровне. Хотя, конечно, если футболист в раннем возрасте выбирается на следующую ступень, его не следует искусственно тянуть обратно. Акинфеев и Шишкин по возрасту подходят под нашу команду, но они уже заиграны в первой сборной и не имеют мотивации играть за молодежку. Я как тренер должен ориентироваться на определенный костяк команды и не могу рассчитывать на игроков, которые могут прийти из сборной или нет.

Новости. Футбол