Первый заслуженный

null
news

Все меньше остается наших первых чемпионов мира и Олимпийских игр. До сих пор самой стойкой оставалась вратарская линия той поры. Николай Пучков и Григорий Мкртычан продолжали трудиться на благо отечественного хоккея. Вчера пришло скорбное известие: Григория Мкртычевича не стало.

ЮЖНЫЕ КОРНИ

Будущий вратарь родился в Краснодаре — городе, в котором большого хоккея нет до сих пор. Только в пятилетнем возрасте, когда его семья переехала в столицу, Гриша первый раз увидел настоящий снег. И сравнительно быстро научился кататься на коньках. Приобщение к спорту было для него естественным: жили Мкртычаны недалеко от стадиона «Красная Пресня», на котором выросли многие знаменитости, в том числе братья Старостины.

Григорий выступал за юношеские команды «Красное знамя» по футболу и хоккею с мячом. А когда он учился в восьмом классе, учебу в школе ему пришлось по всем понятным причинам временно прервать: наступило лето 1941 года. Но, несмотря на чрезмерную занятость на авиционном заводе, заниматься спортом Мкртычан не прекратил, находя все же время на любимое увлечение. Благо, несмотря ни на что, продолжала существовать футбольная заводская команда, ставшая в ту грозную пору победителем юношеского чемпионата Москвы. Тренировал ее популярный в прошлом центрфорвард «Красной Пресни» Павел Канунников.

В футболе дела у Григория складывались успешно, и еще во время войны известный тренер Гавриил Качалин, впоследствии приводивший сборную СССР к золотым медалям Олимпийских игр и Кубка Европы, пригласил его в мастера «Трудовых резервов». Выступая на месте левого инсайда, Мкртычан видел себя в будущем именно футболистом. И не мог предположить, что свяжет свою судьбу с новым тогда для нашей страны видом спорта — хоккеем с шайбой. Однако судьба распорядилась по-своему, и жалеть об этом у Григория Мкртычевича оснований не было. Придя в ЦДКА вратарем, он в первом же сезоне стал вместе с командой чемпионом страны.

НИ ОДНОЙ НЕ ПРОПУЩУ!

— Особенно помню Мкртычана в первом матче против «Динамо», закончившегося вничью — 3:3, — вспоминал впоследствии лидер ЦДКА первого созыва Всеволод Бобров. — Динамовцы выглядели сильнее, атаковали на очень больших скоростях, особенно в последние десять минут. Мы, что с нами случалось редко, откровенно отбивались. В действиях защиты и других полевых игроков начала чувствоваться растерянность. И вдруг во время одного из вбрасываний Гриша, которого мы успели к тому времени прозвать про себя великим молчальником, произнес с невозмутимым спокойствием: «Вы не волнуйтесь, ребята. Больше я ни одной не пропущу!» Наши соперники, тоже слышавшие это заявление, буквально взорвались вихревыми атаками. Игру трудно уже было переломить: град шайб сыпался на наши ворота. Но они теперь и в самом деле оказались неприкосновенными. «Ну, какого вратаря я вам подыскал?» — спросил в раздевалке наш тренер Анатолий Тарасов. Такие вопросы в шутку задавались и, естественно, ответом на них тоже были шутки. Но в тот раз мы были серьезны, и Евгений Бабич произнес за всех: «Спасибо, Толя! Вратарь действительно замечательный».

— Сейчас-то я понимаю, что судьба Мкртычана как вратаря новой хоккейной команды была невероятно трудной, — отмечал спустя много лет легендарный наставник Анатолий Тарасов. — Получилось так, что Гриша стал как бы подопытным кроликом. Ведь мы тогда еще ничего не знали и не умели. Приходилось только догадываться, из чего складывается умение играть в воротах. Наши спортсмены не знали, какова основная вратарская стойка, какие нужны приемы, чтобы парировать скользящую шайбу, как ловить ее рукой, если она летит высоко. Мы не знали, как тренироваться, не было никакой тактики игры в воротах. Вратари только еще учились играть клюшкой...

РОДОНАЧАЛЬНИК

– Мкртычан стал родоначальником вратарской школы игры, – продолжает Тарасов. – И сейчас я хочу извиниться перед ним за то, что так много мучил его из-за своей тренерской неопытности: я ведь тоже знал эту игру не больше его. Многое решал на ходу, экспериментируя вслепую, на ощупь. А ведь пробовал и проверял я свои поиски на живом человеке и искал при этом не совсем складно и не всегда удачно. Я хочу не только извиниться перед Гришей, но и поблагодарить его за мужество и терпеливость, за такт и деликатность. Не все у нас было правильно. Я и тогда в какой-то степени понимал, как обидно это было Грише: жизнь у человека одна и исправлять допущенные ошибки было уже некогда. Но Гриша не обижался на меня. Он говорил, что все равно кто-то должен начинать, не он, так другой. И может, добавлял он, еще и хорошо, что доля эта выпала ему. Быть пионером, первым всегда почетно. Гриша многое открыл для наших вратарей. И великое ему за это спасибо!

– В таких ситуациях об ушедших принято говорить либо хорошо, либо никак, — говорит Николай Пучков, чемпион мира-54, напарник Григория Мкртычана. — Так вот в данном случае я абсолютно не лукавя и не кривя душой с чистой совестью могу говорить только хорошее. Ведь мы были очень близкими людьми, даже жили в свое время почти в одном доме. Говорят, человека характеризуют три вещи. Во-первых, общественная деятельность, во-вторых, отношения с людьми, и только потом семья. Я, как ни странно, хотел бы начать с последнего. Ведь не секрет, что крепкая семья для профессионального спортсмена – редкость и сохранить ее не так-то просто. Отчасти из-за постоянного отсутствия, отчасти из-за славы или наоборот — ее отсутствия. Так вот, я точно знаю, что Гриша, несмотря на спорт, смог сделать счастливыми и свою жену Асю и детей. Такой уж он был человек — очень ровный, я бы сказал — органичный! Кстати, тоже самое о нем говорили и в команде. Да и многие другие люди, знавшие Гришу лично. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у нас, казалось бы, конкурентов, никогда не возникало противоречий, что для вратарей – огромная редкость.

ОБОРВАЛАСЬ НИТОЧКА...

– Более того, в связи с этим я вспоминаю такой случай, – рассказывает Пучков. – На ЧМ-54 в Стокгольме нас ставили в ворота по очереди. И надо ж было такому произойти, что матч с чехами Гриша начал очень неудачно. И тут случилось почти невероятное. В какой-то момент Гриша, который всегда отличался повышенным чувством ответственности, подъехал к скамейке запасных и сам (!) попросил меня встать вместо него в ворота. Да еще добавил: «Давай, Коля, так будет лучше для команды!». Мы тогда переломили ход встречи, а потом стали чемпионами мира. В моей жизни было много всяких матчей, но этот я не забуду никогда! Может быть, благодаря именно той игре и Грише я стал тем, кем стал. Не стоит забывать, что именно с Гриши началась плеяда знаменитых советских вратарей, которая дала миру Коноваленко, Третьяка. И очень жаль, что сейчас эта ниточка фактически оборвалась. А ведь Гриша был первым!

КСТАТИ

В 1951 году Григорий Мкртычан стал фактически первым в нашей стране заслуженным мастером спорта по хоккею с шайбой. Правда, до него этого звания были удостоены Борис Афанасьев, Всеволод Бобров, Аркадий Чернышев и Анатолий Тарасов. Но всем им оно было присвоено по совокупности за достижения в различных видах спорта: они были достаточно известными мастерами в футболе, хоккее с мячом, становились чемпионами и обладателями Кубка СССР. Мкртычан тоже играл в футбол и хоккей с мячом, но только на уровне клубных команд, выступавших в первенстве Москвы.

НАША СПРАВКА

Григорий Мкртычевич МКРТЫЧАН. Родился 3 января 1925 года. Вратарь. Заслуженный мастер спорта. В 1947—1950 годах — в ЦДКА, в 1950—1953 — в ВВС МВО, в 1953—1958 — в ЦДСА (ЦСК МО). Чемпион СССР 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1955, 1956, 1958 годов. Второй призер чемпионатов СССР 1954 и 1957 годов. В чемпионатах СССР провел 170 матчей. Обладатель Кубка СССР 1952, 1954, 1955, 1956 годов. Финалист Кубка СССР 1951 года. Чемпион мира 1954 и 1956 годов. Второй призер чемпионата мира 1955 годов. Чемпион Европы 1954, 1955, 1956 годов. Олимпийский чемпион 1956 года. В чемпионатах мира, Европы и Олимпийских игр провел 8 матчей. В 1960—1962 годах — старший тренер московского «Локомотива», третьего призера чемпионата СССР 1961 года. Затем работал в штабах федераций хоккея РСФСР и СССР, а также МХЛ, в Арбитражном комитете ПХЛ.

Умер 14 февраля 2003 года.

Новости. Хоккей