«География» и Ходынка. Региональный принцип формирования дивизионов поможет Лиге пробиться на главную арену страны

Сегодня состоится Совет директоров КХЛ, который рассмотрит основные пункты регламента следующего сезона. Президент КХЛ Александр Медведев не раз говорил о том, что лига открыта для предложений и дискуссий. «Советский спорт», основываясь на опыте первого
news

ХОККЕЙ. КХЛ
ОБСУЖДАЕМ БУДУЩИЙ РЕГЛАМЕНТ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЛИГИ

Сегодня состоится Совет директоров КХЛ, который рассмотрит основные пункты регламента следующего сезона. Президент КХЛ Александр Медведев не раз говорил о том, что лига открыта для предложений и дискуссий. «Советский спорт», основываясь на опыте первого чемпионата КХЛ, мировой практике, подготовил серию аналитических материалов по наиболее спорным моментам структуры, формулы турнира КХЛ, ее взаимоотношениям со сборными России, изменениям в правилах. Начинаем с проблемы формирования дивизионов, которая, по нашему мнению, напрямую связана с пропиской КХЛ в главном дворце страны – «Мегаспорте» на Ходынке.

ДВОЙНАЯ ВЫГОДА

В принципе КХЛ все делает правильно. Реформировать отечественный хоккей надо постепенно. Деление команд на дивизионы – уже огромный шаг вперед. Впрочем, подобное сделала в 1992 году и Межнациональная лига в ее первом сезоне. Однако тогда команды Запада и Востока весь год играли строго в своих зонах и пересеклись только в плей-офф. КХЛ ввела дивизионы, в которых клубы играют в четыре круга, но и целостность чемпионата сохранила – с членами других дивизионов клубы встречаются по два раза. При этом победителю дивизиона при распределении пар плей-офф гарантировано место в ведущей четверке независимо от общего количества набранных очков. Этот пункт регламента, позаимствованный у НХЛ, здорово обострил турнирную интригу. Подобрать себе удобного соперника в стартовом раунде плей-офф теперь невозможно. Сводная таблица лиги кардинально меняется едва ли не после каждого игрового дня КХЛ.

Итак, учреждение дивизионов себя полностью оправдало. Но, напомню, в отличие от НХЛ и МХЛ, формировались они не по географическому принципу, а по рейтингу клубов. Убежден, сейчас самое время сделать второй шаг: разделить команды на дивизионы по региональной принадлежности. Мировой кризис не оставляет нам выбора – нужно экономить на всем. Но при этом КХЛ выиграет не только в деньгах, но и во времени.

Не забывайте, что следующий сезон – олимпийский. Игры в Ванкувере пройдут с 16 по 28 февраля. Так что в календаре КХЛ нужно найти дополнительное окно минимум в три недели. Никто не отменял и четыре этапа Евротура. Опять же – Лига чемпионов, Кубок Шпенглера, молодежный чемпионат мира… Хорошо хоть первенство мира-2010 в Германии начнется на пару недель позже, чем ЧМ-2009 в Швейцарии – 7 мая. Тем не менее уже сейчас очевидно, что сезон-2009/10 будет, пожалуй, беспрецедентным по плотности матчей и соревнований, их напряженности. Так зачем же нам еще более усугублять ситуацию, откладывая реформы структуры КХЛ в дальний ящик?

«ВАНКУВЕР» — ПОБРАТИМ «АМУРА»

Главный камень преткновения хорошо известен. Если сделать дивизионы региональными, столичные клубы смогут ездить друг к другу на автобусе, а сибиряки и уральцы как летали, так летать и продолжат. Однако в НХЛ ситуация очень похожая, но никто не стонет.

Взгляните на карту Северной Америки. Возьмем Атлантический дивизион НХЛ. «Рейнджерс», «Айлендерс», «Нью-Джерси», как ЦСКА, «Динамо», «Спартак», базируются в одном городе – Нью-Йорке. Чуть ниже – буквально в ста километрах – Филадельфия, логово «Флайерз». В километрах 500 на Запад – Питтсбург, где соперников принимает «Пингвинз». Компактно расположились и участники Северо-Восточного дивизиона – «Монреаль», «Оттава», «Торонто», «Буффало». Только «Бостон» несколько отвалился на Восток. Тем не менее расстояние от него до любого города дивизиона не больше, чем от Москвы до Петербурга.

А теперь посмотрите, какие концы приходится преодолевать клубам Северо-Западного дивизиона. Например, «Ванкуверу». «Кэнакс» можно смело назвать энхаэловским аналогом «Амура». Четыре раза слетать за несколько тысяч километров от Тихоокеанского побережья Канады почти к Великим озерам в гости к «Миннесоте»… Еще четыре раза навестить высокогорный «Колорадо» в центре США… Недаром Павел Буре в свое время так стремился покинуть «Кэнакс». Даже забастовку объявил – кому же хочется жить в самолетах? Но процветающая НХЛ идет на такое неравноправие клубов, потому что иначе не выживет!

ЗАПАД ПОМОЖЕТ ВОСТОКУ

Главная идея КХЛ – создать всем ее членам одинаковые условия. Развивать лигу как бизнес-проект на условиях равноправного партнерства. Коли так, я не вижу, что может помешать, снизив при географических дивизионах транспортные расходы в целом, искусственно сделать их для всех равными?

Возможны два варианта. Лига просчитывает суммарные затраты на переезды за весь регулярный сезон и делит их на количество команд КХЛ. Выявляется средняя цифра. Клуб, который ее недобирает, переводит избыток в лигу, а та перераспределяет деньги среди тех, кто летает больше.

Другой вариант. Лига подсчитывает для каждого клуба разницу в транспортных расходах (естественно, с учетом инфляции) между нынешней системой, когда дивизионы составлены по рейтингу, и новой – с дивизионами географическими. Сэкономленные теми же столичными клубами средства через лигу перечисляются восточным командам в виде, назовем ее, транспортной компенсации.

На первый взгляд, столичные команды в явном проигрыше: кому охота расставаться со своими кровными? Но зато они выигрывают в другом. Например, во времени – с сокращением дальних перелетов появляются дополнительные дни на отдых, восстановление игроков. Плюс – возможность заметно увеличить кассовые сборы. Ведь любые московские дерби либо визит столичных грандов в Мытищи гарантируют аншлаги.

КУБОК МЭРА СОВМЕСТИТЬ С ЧЕМПИОНАТОМ КХЛ

Как хоккею пробиться на Ходынку в «Мегаспорт»? Аренда его даже для такого обеспеченного клуба, как «Динамо», неподъемна. Необходимо содействие Мосспорта, в непосредственном подчинении которого находится ледовый дворец. И эту задачу помогут решить региональные дивизионы.

Год назад Мосспорт выступил с прекрасной инициативой: организовать в лучшем дворце страны предсезонный турнир столичных команд на Кубок мэра. В августе соревнования с участием «Динамо», «Спартака», ЦСКА, «Крыльев Советов» успешно провели.

Есть предложение: а почему бы на средства, выделяемые на Кубок мэра, не разыграть этот приз по ходу сезона в рамках чемпионата КХЛ? Если «Динамо», «Спартак», ЦСКА сведут в один дивизион, то они встретятся между собой по четыре раза. Пусть по два матча дерби команды проведут на своих аренах. А остальные два – на Ходынке, их результаты пойдут в зачет как чемпионата КХЛ, так и Кубка мэра. В итоге «Мегаспорт» примет шесть матчей – столько же, сколько было сыграно на августовском Кубке мэра. Но совсем с другим резонансом, ведь предсезонные тренировочные встречи по интересу болельщиков, СМИ да и рекламодателей несопоставимы с турнирными дерби!

Здесь важно учесть еще одну тонкость. Аншлаг в 14-тысячном «Мегаспорте» собрать не так-то просто. Но можно, что ежегодно доказывает предновогодний Кубок Первого канала. Действительно, в декабре и январе у хоккея нет конкурентов. А вот в сентябре и октябре, когда в разгаре футбольный чемпионат, еврокубки, «уборочная» на дачных огородах, заполнить Ходынку будет проблематично. Осенью логично задействовать для дерби менее вместительные «Сокольники», Малую арену Лужников и дворец ЦСКА.

В этом сезоне календарь КХЛ составлен так, что на долгие новогодние и рождественские каникулы Москва осталась без хоккея. А сколь это время благодатно для ледовой игры, насколько потенциально велик ажиотаж публики, свидетельствует пример Петербурга. 3 января на проходном, казалось бы, матче СКА с рижским «Динамо» установлен рекорд посещаемости КХЛ – 11800 зрителей!

Не сомневаюсь, что при надлежащей рекламе поединки «Динамо» — «Спартак», ЦСКА – «Динамо», «Спартак» — ЦСКА в декабре – январе сотрясут «Мегаспорт» супераншлагами и Кубок мэра получит совсем другое звучание.