Александр Древаль: Нам надоело слушать американский гимн
АФИНЫ-2004
Миллионы болельщиков во время Олимпиад наслаждались захватывающим триллером — противостоянием атлетов США и СССР. Журналисты обоих государств всячески превозносили успехи своих и смаковали неудачи соперника. А как себя чувствовали сами спортсмены? Вспоминает Александр Древаль, олимпийский чемпион 1972 года по водному поло:
— Обставить команду США всегда было делом принципа. В 1968 году Советский Союз проиграл американцам командное первенство на Играх в Мехико. Второй подряд осечки быть просто не могло. Мы, ватерполисты, как и представители других видов спорта, готовились очень серьезно.
И в Мюнхене мы смогли взять реванш, выиграв 50 золотых медалей против всего 33 американских. Одна золотая была наша — ватерпольная. Мы впервые в истории поднялись на высшую ступень пьедестала.
Именно игра с американцами и стала тогда одной из самых тяжелых на том турнире. В ту пору они, хоть и не считались очень сильным соперником, но здорово нас потрепали. У нас что-то не заладилось, и в итоге матч несколько неожиданно завершился вничью — 6:6. Мы, что уж греха таить, уже думали о последней игре с венграми, где и должен был определиться чемпион.
Помню, как нас настраивали на победу. Причем не только тренеры. Каждый мало-мальски облаченный властью начальник считал своим долгом зайти к нам и провести очередную «накачку», что конечно же раздражало ребят.
Мы и так очень хотели победить. Водные виды спорта, плавание и прыжки в воду в то время были «американскими». А соревнования по водному поло проходили в самом конце игрового дня. И мы постоянно выходили на разминку под американский гимн в честь победы кого-то из пловцов США. Даже сейчас я могу с легкостью напеть эту мелодию (смеется). Мы очень хотели, чтобы в олимпийском бассейне зазвучал наш «Союз нерушимый…». В итоге мы, сведя вничью последнюю битву с венграми — 3:3, смогли этого добиться! Когда наконец зазвучал советский гимн, у многих из наших, честное слово, в глазах были слезы.
Однако, несмотря на всю эту политику, отношения между спортсменами были совершенно нормальные. Через год, в 1973-м, нашу ватерпольную сборную пригласили в США. Мы провели несколько товарищеских игр, тренировались совместно с американцами, много общались, и никаких проблем у нас не возникало.
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ОКЕАНА
Крайне сложным отношениям между СССР и США на Олимпийских играх способствовали и средства массовой информации. К примеру, за несколько дней до отъезда легкоатлетической сборной США на Игры 1960 года в Риме, американский тележурналист задал вопрос старшему тренеру сборной Ларри Снайдеру: «Выиграете ли вы у русских?» «Мы убьем их!» — был ответ.
Роберт Кеннеди в июне 1964 года в журнале «Спортс иллюстрейтид» заявил: «Часть национального престижа в «холодной войне» достигается через Олимпийские игры. В этих соревнованиях Соединенные Штаты в последние 12 лет были постоянно слабее. Результат виден всему миру и может быть расценен как доказательство ослабления нашей удивительной национальной силы. Так дальше продолжаться не может... Поэтому возвращение превосходства на Олимпийских играх отвечает нашим национальным интересам. В условиях военного и ядерного равновесия, существующего в настоящее время в мире, спорт все больше и больше становится важным фактором в международных отношениях».