42 километра 195 метров. Вчера наш корреспондент проинспектировал трассу олимпийского марафона
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
22 августа в легкоатлетической программе XXVIII Игр произойдет событие, какого еще не знали Олимпиады. Женский марафон! По знаменитой трассе, которую, согласно легенде, преодолел греческий воин Фидиппидис…
«Если вы хотите познать, что такое бег, пробегите милю. Если хотите познать другую жизнь, пробегите марафон». Не знаю, руководствовался ли бригадир олимпийской команды «Советского спорта» Сергей Емельянов этими советами знаменитого чешского бегуна Эмиля Затопека. Но вчера он предоставил мне возможность сполна познать «другую жизнь» – промчаться от Марафона до Афин. А потом поделиться впечатлениями с читателями.
Перспектива разделить участь несчастного Фидиппидиса меня никак не прельщала. В последний момент бригадир смилостивился. И разрешил преодолеть 42 километра 195 метров на такси. Со всеми остановками…
О БЕДНОМ ФИДИППИДИСЕ ЗАМОЛВИМ СЛОВО
Если вы забыли, напомню: в 490 году до нашей эры греки нанесли сокрушительное поражение персам в битве у местечка Марафон близ Афин. Посланный в столицу с радостной вестью Фидиппидис задал такой темп, что, добравшись до места, успел крикнуть: «Найки»! («Победа»!) – и рухнул замертво.
В этой грустной истории много неясного. Сколько все-таки пробежал гонец, если, согласно современным справочникам, Марафон находится в 38 км от Афин? Кто занимался измерениями? Например, историк Геродот вообще утверждал, что Фидиппидис преодолел почти 450 км (до Спарты и обратно), чтобы присоединиться к своей армии.
Как бы то ни было, название греческого местечка присвоено самым, пожалуй, трудным легкоатлетическим соревнованиям (разве что ходьба на 50 км может с ними сравниться). По маршруту самоотверженного Фидиппидиса бежали участники марафона на первых современных Олимпийских играх в 1896 году. Оба марафона Игр нынешних (мужской стартует 29 августа) тоже пройдут на дороге-легенде.
Ну как было загодя не проехать по ней?!
НА ФОНЕ ПОЛНОГО МАРАФОНА
Марафон встретил нас с фотокорреспондентом адским пеклом. Солнце жарило так, что на асфальте можно было приготовить яичницу. Раскаленное белесо-голубое небо. Горы, окружающие город со всех сторон, покрыты выцветшим одеялом.
Взглянул на часы: 16.00. И легко представил себя в шкуре марафонца, которому стартовать в 18 часов. Мыслимо ли бежать в такую жару?!
По «Марафон-авеню» (а по какой же еще прикажете улице здесь ходить?) направляемся к месту старта. Вообще слово «марафон» в городе (около 15 тысяч жителей) присутствует на каждой третьей вывеске: «Кемпинг марафон», «Видео- и фотомарафон» (срочное фото в этом ателье, наверное, не делают), выставка живописи и графики, посвященная марафону, музей… Даже на табло с бегущей строкой при въезде в город прочитали, что 19 августа здесь состоится презентация книги о зарождении марафона. А вот указатель «Lake Marathon»: если свернуть, можно окунуться в марафон с головой.
Но вот что интересно: ни одного приличного марафонца, достойного сражаться за золотую олимпийскую медаль, в Марафоне не проживает. Почему? Ищу, у кого спросить. Первым попадается на глаза... российский тележурналист Леонид Парфенов: в салоне автомобиля он переодевается в спортивную форму. Неужто собрался повторить подвиг Фидиппидиса? Нет, Леонид просто хочет выглядеть в кадре адекватно событию. Что ж, не будем мешать, тем более впереди уже показался реконструированный стадион. Именно здесь 22 августа примут старт 93 спортсменки (у мужчин медали будут оспаривать 114 марафонцев).
Но нас на линию старта не пускают четверо бравых парней и миловидная девушка: «Проход на стадион будет открыт только 18 августа, а пока идут последние технические приготовления. К тому же через час из Афин должен приехать взвод кинологов с собаками, натренированными на взрывчатку…» Свидание с собаками в наши планы не входит. А охранникам даже как-то неловко: «Вы из Москвы? Там, говорят, очень красиво? Я с детства мечтаю приехать в этот город», – девушка с виноватой улыбкой разводит руками: мол, задержитесь на несколько дней.
Но нам пора в дорогу!
ПАСТУХ, СТАВШИЙ ГЕРОЕМ
Объяснять пожилому водителю нашу задачу долго не пришлось: езжай вот по этой синей полосе, змейкой вьющейся по черному асфальту (маршрут оптимального бега по трассе). Она-то, как нить Ариадны, и выведет к афинскому стадиону «Панатинаикос», где финишируют марафонцы. Только не забывай, шеф, останавливаться там, где попросит фотограф…
Первые восемь километров по окрестностям Марафона. Как же маняще выглядят по обочинам созревающие плоды граната и инжира! А вон – небольшая частная сыроварня, где готовят знаменитый греческий сыр фета. Остановиться бы, продегустировать, но некогда…
Трасса идеально ровная. Никаких перепадов не видно и в обозримом далеке. На этом участке, надо думать, у бегунов проблем не будет: сил еще вагон и маленькая тележка. Интересно, видела ли вот эта прогретая солнцем оливковая роща, которая тянется с левой стороны, смертельный бег Фидиппидиса? Или победный бег греческого пастуха Спиридона Луиса, чемпиона первых Олимпийских игр по марафону?
В том забеге восемь из девяти первых мест заняли потомки Фидиппидиса. Но преимущество Спиридона выглядело очень убедительно: он опередил ближайшего преследователя почти на восемь минут. Чествовали его как национального героя. Сам президент Греции удостоил его приема в своей резиденции.
Историки сохранили еще несколько цифр тех соревнований. На старт тогда вышли 25 марафонцев. Погода, как это ни странно, была нежаркой – всего 17 градусов. Влажность – 57,8. Скорость ветра – два метра в секунду.
Вот и сейчас подул легкий ветерок с моря. Стало чуть прохладнее, всего лишь плюс 36. Спасает кондиционер. О том, каково сейчас ступать ногами по раскаленному асфальту, и думать не хочется.
25 километров позади. Проехали поселок Неа Макри. Далее – Рафина, Пикерми… Практически через каждый километр (и почему-то все по левой стороне) – православные монастыри. А рельеф трассы заметно меняется: вот крутой поворот направо, сразу – резкий налево. Если кто-то рискнет здесь уйти в отрыв, догонять его будет трудно. И картина начнет потихоньку проясняться: делаю прогноз – где-то на этих поворотах группа из 10–15 человек сделает первую заявку на победу.
ОХ УЖ ЭТИ ГРЕКИ!
Проезжаем Палини, Геракас... Синяя полоса неумолимо тянет нас за собой к Афинам. По обочинам все больше огромных разноцветных полотнищ с олимпийской символикой. Это «потемкинские деревни»: если заглянуть за транспаранты, можно увидеть недострой или банальную свалку. Но разве этим удивишь российского марафонца?
А вот и неожиданная встреча. В районе поселка Агиа Параскеви на длинном полуторакилометровом спуске замечаем фигурку одинокого бегуна. Обгоняем его и, дождавшись, когда он поравняется с нами, бежим (в смысле, едем) рядом. Заодно знакомимся. Кириос Никос из Геракаса. 38 лет, бегом занимается непрофессионально, но с детства. Это его 26-й (!) забег по олимпийской трассе: каждый раз по 15–20 километров накручивает. Когда-нибудь, говорит, замахнется и на классический марафон.
Через пару километров еще один бегун. Этот, правда, на обочине. Каменный Фидиппидис в момент передачи радостной победной вести, за несколько секунд до своей героической смерти. Очень впечатляет. Неясно, правда, зачем ему нужен щит и меч. Символика в этом, конечно, есть: со щитом, значит, с победой. Но если легендарный гонец действительно пробежал всю дистанцию при полном оружии, немудрено, что сердце его не выдержало.
«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»
За окнами промелькнул поселок Холаргос. Тридцать пятый километр. Тот самый участок, после которого, по утверждению бывалых бегунов, и начинается, собственно, марафон. Дальше включается «второе дыхание», на жилах, на нервах. Дальше бег продолжают только те, кто готов умереть, но прошептать пересохшими губами на финише: «Победа»!
Дело к финишу: впереди показывается красавец стадион «Панатинаикос». Он еще ждет своих героев.