Самые драматичные финиши двадцатого века
ИЗ ДОСЬЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
1908. Лондон, Олимпийские игры. Марафон. Дорандо Пьетри.
Итальянский кондитер Дорандо Пьетри, применив допинг (раствор стрихнина в бренди), лидировал в марафонском забеге. Но не рассчитал или силы, или дозу: дистанция по настоянию короля Великобритании Эдуарда Седьмого была увеличена с привычных 40 км до 42 км 195 м. На стадионе Пьетри побежал в сторону, противоположную финишу. Ему указали правильное направление, но за полсотни метров до финиша итальянец упал. Итальянские журналисты подхватили Пьетри под руки и дотащили до финиша, сбросив на руки Артуру Конан Дойлу, работавшему на Играх врачом.
За помощь посторонних у итальянца отобрали золотую медаль и передали американцу Джону Хейнзу. Но Пьетри по инициативе Конан Дойла получил бронзовый кубок за волю к победе.
Именно после этого забега пенсильванский епископ произнес сакраментальное: «Главное не победа, а участие». Кстати, у Пьетри было время доползти до финиша. Если бы его не трогали, быть бы ему чемпионом.
1959. Филадельфия, легкоатлетический матч США – СССР. 10 000 м. Хуберт Пярнакиви.
Эстонский стайер при температуре 33 градуса и влажности 90 процентов перед финишем получил тепловой удар, но в бессознательном состоянии продолжал бежать. Он рухнул на дорожку только после финишной черты, заняв второе место.
1996. Атланта, Олимпийские игры. Пятиборье. Эдуард Зеновка.
Россиянин в заключительном виде программы – кроссе – вышел в лидеры и бежал к золотой медали. (Между прочим, за три года до Игр в результате автокатастрофы Зеновка потерял одну почку). Перед самым финишем он упал на дорожку, да так внезапно, что следовавший вторым казахстанец Александр Парыгин даже не понял, что финишировал первым.
Зеновка поднялся и пришел вторым.