Фехтование. Двадцать лет со шпагой
ФЕХТОВАНИЕ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Сборную России по фехтованию вполне можно представить в виде звездного неба. Вот ярко горит сверхновая «Алексей Якименко», рядом, в том же созвездии сабли, золотом четырех олимпийских побед сияет «Станислав Поздняков». Но дольше всех российские поклонники фехтования могут наблюдать свет суперзвезды по имени «Павел Колобков».
ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ ДЕБЮТАНТ
Имя Колобкова встречается еще в протоколах чемпионата СССР 1985 года. Тогда, два десятка лет назад, пятнадцатилетний Павел (турнир проходил в середине июня, а родился спортсмен 22 сентября 1969 года), будучи самым юным участником соревнований, занял весьма неплохое 37-е место среди 97 участников турнира. Заметьте, в чемпионате СССР. Повторяю это специально, так как пробиться наверх в ту эпоху было невероятно трудно, а тем более пятнадцатилетнему подростку.
— Павел, вы помните эти соревнования?
— Нет, 85-й год не помню. Слишком маленький был. Хорошо запомнились разные юниорские турниры тех лет, а вот соревнования взрослых помню начиная с 1988 года, когда мне удалось попасть на Олимпиаду.
Но приятно. 37-е место в той компании, в том чемпионате, в той стране – совсем неплохо. Тогда фехтовали Шувалов, Агеев, Кравчук, Тишко, Можаев, Дунаев, Костарев, Аленин, Резниченко, Каяк, Хондого – звезды первой величины.
— Отсюда следующий вопрос. Как спустя три года восемнадцатилетний юноша сумел прорваться в ту сборную СССР и попасть на Олимпиаду?
— Наверное, во многом случайно. Я был очень молод, и у меня совсем не было страха. Я даже не предполагал, что смогу попасть в команду, в которую входили все мои кумиры. Я не думал, что достиг такого уровня, чтобы занять место рядом с ними.
В общем, мне помогло отсутствие страха и вера в меня моего тренера Владимира Ивановича Николайчука, который, как я сейчас понимаю, знал, что мне по силам пробиться в олимпийскую сборную.
— Имя голландского шпажиста Стефана Ганеффа вам что-то говорит?
— Конечно. Это был мой первый соперник на Олимпиаде-88. Очень хорошо помню те соревнования. Я выступал только в командном турнире, и у меня получалось совсем не плохо. До полуфинала я проиграл, кажется, только один бой, голландцу Кардолусу, который ничего не решал, потому что мы очень уверенно выигрывали.
У нас тогда была очень сильная команда. Обидно, что мы завоевали только третье место. В те времена четыре сборные, СССР, ФРГ, Франции и Италии, были намного сильнее всех. Сейчас ситуация изменилась, и на первенство может претендовать довольно много команд.
— Можете вы сравнить эмоции, которые у вас вызывали турниры тогда и сейчас?
— Тогда все было в новинку, все интересно. Поэтому я и помню почти все свои бои того времени, даже на небольших турнирах. Сейчас эти чувства притупились, и только несколько соревнований, например, чемпионат мира, Олимпиада, могут меня эмоционально заводить. В остальное время приходится себя искусственно подстегивать.
НЕПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ
— На предстоящем чемпионате мира вы выступите только в личном первенстве. Чья это была инициатива, ваша или руководства команды?
— Не моя. Для меня это тоже явилось неприятным сюрпризом. Я никогда не уклонялся от борьбы, никогда не просил замены, бился всегда до конца, даже если дела складывались неудачно, был честным по отношению к себе и команде.
Больше всего мне не понравилось то, как это было обставлено. Да, возможно, я не попадаю по очкам, но ведь я начал сезон в середине апреля, когда две трети соревнований уже были позади. В российской классификации я занял итоговое шестое место, и по идее меня можно было не взять даже в личный турнир. Но как мне кажется, своими выступлениями я заслужил, чтобы со мной это хотя бы обсудили.
— Есть ли вероятность, что вы все же выступите в командном турнире?
— Нет, это исключено. У меня уже есть билеты на самолет на следующий день по окончании личного турнира.
— Известно, что вы воздержались при голосовании, когда определялся состав шпажной команды. Почему?
— По этическим соображениям. Ведь я одновременно действующий спортсмен и член бюро исполкома Федерации фехтования России (ФФР).
— Каков ваш вариант оптимального состава сборной России-2005 по шпаге?
— Я думаю, что те ребята, которые едут в Лейпциг, объективно сильнейшие сейчас в нашей стране.
— Значит, например, Андрей Шувалов не смог бы попасть в команду?
— Если бы ему дали возможность выступать на всех турнирах, он бы однозначно попал бы в сборную. Так же как и Олег Скоробогатов. По технической оснащенности, мастерству, уровню понимания фехтования им равных сейчас нет.
Зато Тихомиров, Турчин молоды, и у них есть потенциальные возможности для роста. А для этого им нужно постоянно встречаться, конкурировать с такими мастерами, как Андрей Шувалов. На них можно и нужно учиться.
Скажу больше. И в мире сейчас почти нет таких спортсменов, как Шувалов и Скоробогатов. Фехтование стало другим, более мощным, агрессивным, прямолинейным.
— Значит, чтобы вывести наше шпажное фехтование из того кризиса, в котором оно оказалось, надо обеспечить преемственность поколений?
— Думаю, что кризис все же относительный. Например, наши юниоры сейчас выигрывают все, что можно. Раньше мы не громили всех подряд. Да, сборная СССР стабильно попадала в тройку, но, как я уже говорил, наша команда тогда была на голову сильнее большинства соперников.
К тому же наши молодые шпажисты тоже не стоят на месте. Они растут. Другой вопрос, что, возможно, не стоит искусственно создавать для них режим наибольшего благоприятствования.
ЦЕЛЬ – ПРИЗОВОЕ МЕСТО
— Насколько для вас важна должность вице-президента ФФР и что бы вы хотели сделать в этом качестве?
— Фехтование – мой родной вид спорта, и мне небезразлична его судьба. Я спортсмен, и знаю изнутри проблемы спортсменов и тренеров. Так что должность очень важна. В будущем году, я надеюсь, буду принимать более активное участие в работе федерации.
Ну а цели, наверное, такие же, как и у других сотрудников ФФР, – в меру сил создать условия для развития фехтования в нашей стране, создать условия для нормальной работы тренеров, для популяризации нашего вида спорта. Сейчас условия для этого есть. У нас есть президент ФФР, который вкладывает средства в развитие фехтования, которому небезразлична его судьба. Так что мы можем рассчитывать не только на государственную поддержку, хотя и это очень важно. Все это надо использовать с максимальной эффективностью.
— В спорте вообще и в фехтовании в частности важно психологическое превосходство над соперником. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы вас представляли перед боем, например, так: «Справа вице-президент Федерации фехтования России, олимпийский чемпион полковник Павел Колобков»?
— Хорошо, что нас так не представляют. Но мне кажется, что мое имя и так действует на соперников. Хотя это действует на людей по-разному. Кого-то это будет подавлять, а для другого спортсмена, наоборот, именитый соперник будет сильным раздражителем, возможностью заявить о себе.
Поэтому я всегда стараюсь выходить на бой полностью мобилизованным. Если дать себе слабину, то результат будет плачевным.
— Вы в этом году уже выиграли чемпионат России, турнир «Таллинский меч», серебро чемпионата Европы. Можно ли сезон назвать удачным?
— Каждый сезон венчает чемпионат мира. Поэтому для меня важно успешно выступить на этом турнире. Буду доволен, если займу в Лейпциге призовое место.
— Трудно найти в команде большего профессионала по отношению к своему делу, чем вы, и в то же время вы — материально независимый человек, поэтому с полным правом можете сказать, что занимаетесь фехтованием как любитель…
— Я долго шел к такому положению дел, чтобы другие люди не решали мою судьбу. Для этого я получил второе образование, юридическое. Я рад, что расту не только как фехтовальщик, но и в профессиональном плане, на своей работе (Павел работает в фитнес-центре «World Class». — Прим. А.П.).
Впрочем, так принято во всем мире. Мои зарубежные соперники тоже по основной своей работе врачи, инженеры, сотрудники телевидения. Но при этом они настоящие профессионалы фехтования. Я стараюсь поступать точно так же.
Сейчас я получаю удовольствие от своей работы и от фехтования. Надеюсь, что так будет и впредь. А может, появится еще какой-нибудь повод для радости? Кто знает…
— Мы говорим накануне вашего дня рождения. Что бы вы хотели себе пожелать?
— У меня есть все: крепкая семья, интересная работа, трое детей. Можно пожелать только, чтобы все это сохранилось. И чтобы все мои родственники были здоровы.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Павел Анатольевич КОЛОБКОВ
Родился 22 сентября 1969 года.
Шпажист.
Выступает за ЦСКА.
Полковник.
Окончил РГАФК и Московскую юридическую академию.
Олимпийский чемпион 2000 года в личном первенстве.
Серебряный призер Олимпийских игр в личном (1992) и командном (1996) первенствах.
Бронзовый призер Олимпийских игр в личном (2004) и командном (1988, 1992) первенствах.
Пятикратный чемпион мира (1991, 1993, 1994, 2002, 2003).
Двукратный чемпион Европы (1996, 2000).
Двукратный чемпион мира среди юниоров (1987, 1988). Обладатель Кубка мира (1999).
Женат, трое детей.
КСТАТИ
Любопытно, что чемпионат СССР-1985, ставший дебютом для Павла Колобкова, выиграл Андрей Шувалов. Прошло двадцать лет. И что же? В финале чемпионата России-2005 встретились… Павел Колобков и Андрей Шувалов.
После Олимпиады-2004 спортсмену ЦСКА Павлу Колобкову присвоили очередное воинское звание. Таким образом, он стал первым действующим спортсменом за всю историю России и СССР в ранге полковника.