Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин: Из Турина отчетливо виден Сочи

На днях из Турина вернулся один из активных членов оргкомитета «Сочи-2014» Владимир Потанин
news

СОЧИ-2014. ВЗГЛЯД ИЗ ОРГКОМИТЕТА

 На днях из Турина вернулся один из активных членов оргкомитета «Сочи-2014» Владимир Потанин. Насколько увиденное изменило его представление о Сочи – кандидате на проведение Олимпиады 2014 года? Разговор, впрочем, начался с болельщицких впечатлений…

ЦВЕТЫ ДЛЯ СЛУЦКОЙ

– Владимир Олегович! Сейчас бытует мнение: раз медальный план россияне не выполнили, значит, их выступление нельзя считать удачным. А вы как считаете?

– Когда попадаешь на трибуны и на второй-третий день начинаешь за каждого соотечественника болеть, как за близкого человека, то понимаешь, насколько тяжело дается спортсмену любая олимпийская награда. Любая. После этого все разговоры о том, что кто-то там завоевал «не ту медаль», кажутся просто кощунственными. Меня от них коробит. Олимпийская медаль – дар судьбы. Ее завоевание на таком уровне – совпадение очень многих факторов. Одного только таланта и трудолюбия зачастую мало. Существует зависимость и от работы тех, кто тебе помогает: тренера-методиста, врача, сервисеров, массажистов, да мало ли еще кого.

Ну разве можно, скажем, без крайней степени уважения относиться к бронзе Ирины Слуцкой, которая по всем медальным планам проходила как золотодобытчица? Вспомните, как ее провоцировали, поддавливали. Это выразилось прежде всего в том, что ей не дали первое место в короткой программе. Тремя сотыми балла разницы с американкой Сашей Коэн судьи подчеркнули: «Подруга, ты зря тут с таким победоносным видом катаешься! Ты в принципе легко можешь не выиграть. У нас тут девочка одна уже откаталась хорошо. И, если что, мы с удовольствием поставим ее вместо тебя».

И дальше катает произвольную японка. Чистенько – ничего не скажешь. Но ей ставят какие-то запредельные, как мне показалось, оценки. Я, конечно, не крупный специалист в фигурном катании, но Аракава получила почти столько же, сколько и Плющенко. Только Женя-то в отличие от нее представил программу ХХII века!

То есть Слуцкую опять спросили: «Ну что? Дерзнешь?» Она вышла и дерзнула. Откатала сложнейшую программу, на высоком тонусе. И то, что она упала и получила в итоге третье место вместо, скажем, второго… Да главное – не это! Главное, что в этих объективно неблагоприятных условиях она не сломалась, бросила вызов, вышла на публику с улыбкой, с достоинством.

В Турине после окончания турнира фигуристов мы с Фетисовым (Вячеслав Фетисов – глава Росспорта. – Прим. ред.) и Жуковым (Александр Жуков – вице-премьер Правительства России, председатель Оргкомитета «Сочи-2014». – Прим. ред.) в тот вечер долго говорили о мужестве Ирины. Восхищались им. Нам в тот момент очень хотелось сказать ей, что эта бронза для нас – ее поклонников, болельщиков – самая высшая награда на свете. И тут Катя, супруга Жукова, предложила: «Вы, ребята, не мудрите и пошлите ей цветы. Цветы для женщины – лучший подарок». Мы так и сделали. Правда, в Олимпийской деревне такой бардак царил, что до сих пор не знаю, дошел ли этот букет до Слуцкой или нет (узнать об этом можно из заметки на соседней странице. – Прим. ред.).

– А было вам, как гражданину России, на этой Олимпиаде за что-то стыдно?

– Вы о результатах? Досадно, обидно, может быть… Обидно, что у Зубкова полозья не подходят под снег. Досадно, что на ровном месте развалились хоккеисты.

– Мы думали, вы про допинг Пылевой сразу вспомните…

– На этот счет я выскажу, боюсь, непопулярную мысль. Мне не понравилось, что за всей этой жалостью, обрушившейся на биатлонистку, ушла тема ответственности. Большой ответственности круга людей, которые допустили возникновение ситуации, бросившей тень, считайте, на весь наш спорт. Произошло не какое-то недоразумение. Произошло грубое нарушение дисциплины, олимпийских принципов врачом, тренером, федерацией! Самой Пылевой, в конце концов. И я считаю, что она должна была прежде всего сама принять на себя всю ответственность за случившееся. И вместо стыдливого такого ухода совершить публичное покаяние. Потому что именно с ее именем связано разочарование миллионов болельщиков.

СОЧИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТУРИНА

– В Турин вы ездили не только поддерживать наших спортсменов, но и заниматься продвижением Сочи как претендента на Игры-2014. Довольны итогами поездки?

– Не сочтите за пафос, из Турина я довольно отчетливо разглядел Сочи. Во-первых, я лично убедился, что ничего запредельного в организации зимних Олимпийских игр нет. Это очень сложная организационная технологическая работа, требующая внимания и четкого взаимодействия огромного количества людей. В то же время – это не уникальное научное изобретение, не бином Ньютона.

Во-вторых, я увидел, что к нашей заявке в МОК (Международном олимпийском комитете. – Прим. ред.) вовсе не то отношение, которого мы, если честно, опасались. Отсутствует какое-либо недоверие к тому, что мы способны сделать это. Люди, с которыми я консультировался по вопросам 2014 года, с приятным для себя удивлением подчеркивали: заявка Сочи производит серьезное впечатление. Такое мнение сложилось прежде всего потому, что ее продвижением в Заявочном комитете занимаются сильные профессионалы, разговаривающие на многих языках, ориентирующиеся в спортивной терминологии, владеющие методологией МОК. Не случайно девиз комитета звучит так: «Команда, привыкшая побеждать».

– А что думает по этому поводу президент МОК Жак Рогге, с которым вы и Жуков встречались в Турине?

– Рогге выказал самое благожелательное, насколько позволяет его ранг, отношение к нашей заявке. Мы ушли с этой встречи с пониманием, что в МОК трезво оценивают качество нашего предложения. Кроме внимательного, уважительного и доброжелательного отношения, мы ничего во время общения с Рогге не почувствовали, никакого негатива. Успокойтесь, дискриминации к России не будет.

– Как-то очень гладко все получается…

– Не гладко. Все наши туринские собеседники признавали: ребята, вы очень красиво рассказываете. Вы серьезные люди, мы готовы с вами вести серьезный диалог. Но теперь мы должны что-то из того, о чем вы рассказывали, увидеть воочию. Сами решайте, что именно.

– С этим есть проблемы?

– Главные! Времени нам отпущено мало. Но даже его было бы достаточно, если б все необходимые службы уже работали над проектом. Увы, сейчас дела идут только по тем направлениям, которые энергично подталкиваются. А поскольку в большом дефиците плечи, способные толкать эти, образно выражаясь, вагонетки – а самих вагонеток много! – мы находимся в диком цейтноте. Едва успеваем делать самое необходимое, без чего дальнейшее продвижение просто невозможно.

– Почему так? Ведь идею поддерживает Президент России, Жуков тоже не последний человек в государстве…

– Ответ простой и очень понятный для россиян: забюрократизированность всего и вся. И при всем этом мы успеваем отвечать МОК на поставленные вопросы. В отличие от некоторых конкурентов. Но, конечно, хотелось бы большего. Хотелось бы действовать быстрее и качественнее. Надеюсь, что принятие федеральной целевой программы поможет нам ускорить темп на многих направлениях сочинского проекта.

– Концепция программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» уже утверждена решением правительства от 23 января. Когда ожидать принятия основного документа?

– В ближайшие 10–15 дней проведем рабочее совещание в Сочи, которое позволит в окончательном виде на уровне Минэкономразвития эту программу оконтурить. После чего можно будет разослать ее на согласования в министерства. Сколько на это уйдет времени, спрогнозировать трудно. Далее программа выносится, надеюсь без проволочек, на заседание правительства. Рассчитываю, не будет затянута и процедура принятия. Потому что если мы не выполним все вышеперечисленное к апрелю…

– …можно будет забыть об Олимпиаде?

– Скажем так: мой сегодняшний оптимизм по поводу проекта «Сочи-2014» начнет быстро таять.

Ну а когда программу примут, все будет зависеть от боеспособности оргкомитета и его руководителя. Он, кстати, по моему глубокому убеждению, должен быть профессиональным управленцем, но не государственным чиновником. Потому что госчиновник низкого ранга не сможет решать серьезные вопросы, а госчиновник высокого ранга так загружен работой, что при самом добросовестном отношении будет заниматься Олимпиадой в полноги.

– Есть у вас на примете подходящие фигуры?

– Найдем.

СОЧИ В КОНКУРЕНТНОМ ОКРУЖЕНИИ

– Что происходит в стане городов-кандидатов? Как вы сегодня оцениваете их шансы?

– Наблюдается некоторая перегруппировка среди фаворитов, которыми, на мой взгляд, являются австрийский Зальцбург, южнокорейский Пьонгчанг и Сочи. Так, Пьонгчанг, судя по всему, потерял поддержку компании «Самсунг». И это большой минус, потому что, с точки зрения МОК, заявка держится на трех китах: поддержка государства, населения, крупного бизнеса. Зальцбургу в этом плане доказывать практически нечего – это мировой курорт с развитой инфраструктурой. Поэтому противостояние Сочи и Зальцбурга я бы сравнил с состязанием между молодым и, возможно, даже более перспективным спортсменом и опытным ветераном.

Главный вопрос такого противостояния: в какой форме оба подойдут к старту?

– Один из критериев оценки МОК городов-кандидатов – опыт в проведении крупных соревнований. У Зальцбурга и тут очевидное преимущество…

– Это так. С другой стороны, МОК прекрасно осведомлен, что в России очень хорошо умеют проводить крупные спортивные мероприятия. И я уверен, что у них есть понимание: раз сумели провести в Москве или Питере, то сумеют и в Сочи.

– Но объектов-то нет…

– Пока они и не требуются. Боже нас упаси от строительства потемкинских деревень! Можно, конечно, в лучших советских традициях выгнать перед комиссией экскаватор, тысячу рабочих, но… Для проверяющих на этом этапе все равно важна прежде всего документация: а кому принадлежит земля, а есть ли согласования по ее использованию, а где решение властей о строительстве?..

– Ну, а если отбросить патриотичное лукавство: неужели Сочи с первого раза действительно может получить Игры?

– Да нет никакого лукавства! Очень часто города получают Олимпиаду с ходу. Более того, очень редко в конкурсе выигрывают первоначальные фавориты. Возьмите Ванкувер, который победил явного фаворита – Пьонгчанг. Вспомните Турин, который в похожей ситуации выиграл у Сьона. Сидней, Лондон… Тьма примеров. К тому же сейчас все складывается в нашу пользу. Ситуация такая, что успех зависит только от наших усилий. А раз так – пришло время выигрывать, добиваться результата здесь и сейчас.

Новости. Олимпиада