Большая дипломатия Томаса Баха

МОК принял компромиссное решение о российском спорте. Пока оно неоднозначное.
news

Новости с исполкома МОК оказались очень нетипичными для современного мира. Можно сказать, что дипломатия сегодня не в моде и вообще иногда кажется пережитком прошлого. Такое понятие, как компромисс, звучит все реже и многие уже даже стали забывать, что это такое. И вот на таком фоне старые добрые традиции большой дипломатии вспомнил Томас Бах.

Надо сказать, что он честно выполняет свою работу. Олимпийское движение не может всем нравится, но оно должно всех объединять или по крайней мере пытаться это сделать. Решения от февраля-марта прошлого года были нетипичны для МОК, а в этом году стало понятно, что тотальный бан российских и белорусских спортсменов не устоит. Тем более, что чиновники ООН напомнили своим олимпийским коллегам, что дискриминация по национальности или гражданству недопустима. Ожидать, что МОК все забудет и вернет Россию хотя бы в том формате, в каком наша страна ездила в прошлом году на Игры в Пекин, было глупо. О флаге и гимне тем более не говорил вообще никто. Но и требование никого не пускать тоже перестало находить себе место в мировом спорте.

И вот в таких условиях исполком МОК принял целый ряд компромиссных решений, которые не устроили никого, но каждый понимал, что могло быть и хуже. По-прежнему Россия требует вернуть себя в мировой спорт в полном объеме, а коалиция западных стран требует не возвращать ни в каком. Однако ни та, ни другая сторона не говорят о бойкоте, соответственно, своей цели члены исполкома МОК достигли.

Сумасшедшее давление

Самое плохое в решениях МОК то, что все вопросы о допуске на Олимпиаду отложены. Значит, сумасшедшее давление на организацию и лично Томаса Баха продолжится. С одной стороны, политическое руководство Украины и его союзники, а с другой стороны, влиятельные члены исполкома МОК типа Мартена Фуркада и влиятельные олимпийские комитеты, в том числе западных стран, например Австралии. Нельзя сбрасывать со счетов и российский фактор, ибо у Баха довольно неплохие связи с нашей страной. Но если МОК прогнется хотя бы под давлением одной из сторон, он подорвет свою репутацию.

Поэтому Томасу Баху и членам его команды придется занимать круговую оборону и смотреть, как международные федерации отреагируют на предложение о допуске россиян и белорусов к соревнованиям, пусть и при выполнении множества условий. Именно для того, чтобы измерить температуру в мировом спорте и была взята пауза.

По той же самой причине мы пока не знаем ответа на самый главный вопрос – рекомендации МОК обязательны для международных федераций или они могут вовсе не рассматриваться? Формально влезать в деятельность федераций МОК не может, но его четкая и однозначная позиция может и повлиять на дальнейшие решения. Однако пока позиция высказана максимально обобщенно.

Что же мы знаем точно?

1) Российские и белорусские спортсмены будут выступать в белой или однотонной форме под аббревиатурой INA (Individual Neutral Athletes) без всяких национальных символов, гимнов и флагов.

2) В официальном медальном зачете такие спортсмены не участвуют.

3) Международные соревнования в России и Белоруссии запрещены.

4) Допуск российских и белорусских чиновников на соревнования запрещен.

5) Любые спортсмены России и Белоруссии, допущенные до соревнований, должны соответствовать антидопинговым правилам.

Что требует пояснений?

МОК принял решение не допускать до соревнований тех спортсменов, которые связаны с вооруженными силами или органами национальной безопасности России и Белоруссии.

Тут требуются пояснения и некие общие требования. Хорошо, что Томас Бах предупредил заранее, потому что спортсмены могут выйти из обществ ЦСКА и «Динамо», но ведь непонятно, поможет ли им это участвовать в соревнованиях. Грубо говоря, если Мария Ласицкене перейдет из ЦСКА в «Трудовые резервы» сможет ли она участвовать в международных соревнованиях по легкой атлетике?

Также до международных соревнований будет допущены только те спортсмены, которые публично не высказывались в поддержку спецоперации на Украине. Этот пункт, по заявлению Томаса Баха, прямо вытекает из Олимпийской хартии, тезиса о спорте вне политики и миротворческой миссии МОК. И с ним как раз все проще.

Есть два примера уже примененной дисквалификации спортсменов по этому пункту. Гимнаст Иван Куляк, вышедший на награждение, наклеив на груди пластырь буквой Z и шахматист Сергей Карякин, который написал пространное письмо в поддержку спецоперации.

Можно предположить, что подобный подход сохранится. Тогда на самом деле ограничение коснется очень небольшого, буквально единичного, числа российских спортсменов. И тут мне не даст соврать член думского комитета по спорту Роман Терюшков, который постоянно обвиняет наших атлетов в недостатке патриотизма, потому что они не высказываются по актуальной повестке дня и не участвуют в разных патриотических мероприятиях. Но в реальности они просто вынуждены соблюдать Олимпийскую хартию до завершения карьеры и то если не перейдут на тренерскую работу.

При этом важно понимать, что ни одна спортивная федерация не сможет заставить спортсменов подписывать какие-то документы о позиции по поводу спецоперации или ставить автограф на украинском флаге. Это тоже будет противоречит Олимпийской хартии, которая запрещает требовать от участников олимпийского движения высказывать свою позицию, тем более если она касается политики. Поэтому ошибочно думает лыжница Вероника Степанова, заявляющая, что ей придется рассказывать некоей комиссии о своих взглядах и убеждениях.

Что можно изменить?

Серьезным на самом деле является запрет на участие в международных соревнованиях россиян и белорусов в командных видах спорта. Ведь это самое интересное – футбол и хоккей. И опять же непонятен статус этой рекомендации. Будет ли возражать МОК, если УЕФА допустит российские футбольные команды к еврокубкам?

И тут можно согласиться с президентом ОКР Станиславом Поздняковым, который считает это решение дискриминационным. По мнению же спортивного юриста Анны Анцелиович, его можно обжаловать в CAS, в отличие, скажем, от требований не допускать к соревнованиям спортсменов, связанных с силовыми структурами.

Надо понимать, что данное решение принято по той причине, что не может быть полностью нейтральной команды, однако это не только дискриминация по паспорту, но еще и по принадлежности к виду спорта. Согласно Олимпийской хартии, футболист ничем не отличается от бегуна.

Таким образом, можно предположить, что российские спортсмены не сразу и очень сложно будут допускаться до международных соревнований. Получается, что решение МОК принято в их интересах, однако понятно, что оно максимально компромиссно.

Главное же на сегодня в том, что ни Минспорт, ни ОКР не призывают к бойкоту и не осложняют и без того ужасную ситуацию, в которую попал отечественный спорт. Это тоже достижение МОК и той работы, которая была проделана для достижения компромисса.

 

Тему для разговоров получат только пропагандисты с двух сторон, которые обвинят во всех смертных грехах Томаса Баха и призовут своих спортсменов все бойкотировать, однако их ожидаемо не послушают. Поэтому шансы, что Олимпиаду в Париже мы будем смотреть не только как зрители, но и болельщики, после исполкома МОК возросли. 

Заглавное фото: olympic.com
Новости. Олимпиада