Ванкувер. Инструкция по применению. «Советский спорт» приступает к работе на зимних олимпийских играх!
СОБЫТИЕ ДНЯ
ОЛИМПИАДА-2010
Наш спецкор Павел ЛЫСЕНКОВ (фото автора), перелетев за 20 дней по маршруту Москва – Вашингтон – Атланта – Питтсбург – Монреаль – Оттава, высадился в конечной точке своей командировки по Северной Америке – Ванкувере. Начиная с этой недели читайте репортажи из столицы XXI зимних Олимпийских игр.
АЭРОПОРТ
Недавно я спросил у Александра Радулова, какая первая ассоциация возникает у него при слове «Ванкувер». Форвард «Салавата Юлаева» и автор золотой шайбы на ЧМ-2009 моментально выпалил: «Дожди и китайцы».
Идеальное определение. В эти дни, правда, дожди идут мало – все осадки выпали на востоке США, где под метровым слоем снега оказались Вашингтон, Филадельфия, Овечкин и новобранец «Нью-Джерси» Ковальчук. Зато китайцев, японцев и других азиатов тут стало еще больше. Многие перелетели Тихий океан, чтобы поработать волонтерами в Ванкувере.
Поскольку ваш корреспондент оказался одним из первых олимпийских гостей в этом городе «дождей и китайцев», позвольте дать несколько советов тем, кто прилетит сюда следом – как спортсмен, официальное лицо или болельщик.
Театр начинается с вешалки, а город – с аэропорта. Заблудиться в Ванкуверском международном аэропорту очень сложно. Уже при выходе вас будет ждать волонтер с табличкой «Vancouver-2010». Если вам нужна аккредитация – отправляйтесь к воротам № 31, потом берите багаж и ищите транспортный пункт. Специальные автобусы должны доставить вас в любую точку города. Даже в горный Уистлер, до которого ехать 2,5 часа.
Если аккредитация не нужна – еще быстрее и проще. Идите на станцию надземного легкого метро «SkyTrain», на котором до центра Ванкувера можно добраться за 25 минут. Кстати, год назад это метро в аэропорт еще не протянули и приходилось ловить такси.
«РУССКИЙ ДОМ»
Заселились в отель? Поспите – разница во времени с Москвой составляет 11 часов (стрелки мотаем назад). Или давайте погуляем, благо погода шепчет. Тут пасмурно, но настоящая весна: +10 днем. Для начала отправимся в даунтаун, то есть в центр Ванкувера.
Брать машину в аренду не стоит – полгорода перекрыто, теперь здесь пешеходные зоны. Едем на «SkyTrain» до остановки «Science World». Это едва ли не самое красивое здание Ванкувера – огромный зеркальный шар, внутри которого расположен научный центр и проходят разные выставки. А на время Олимпиады там будет «Русский дом». Я даже не представляю, сколько наши заплатили за аренду. Это все равно что канадцы во время московской Олимпиады-1980 устроили бы свой дом в Кремле. Так же круто.
Открытие «Русского дома» намечено на 11 февраля. Я зашел туда в субботу, за пять дней до разрезания красной ленточки, и слегка ужаснулся. Изнутри зеркальный шар представлял собой большую стройку. Десятки канадских работяг что-то крепили, пилили, возводили и прибивали. Как уверил меня их бригадир, к 11-му числу «все будет сделано без шума и без пыли, даже не сомневайтесь».
Если успеют сдать объект в срок, это будет самый большой и удобный «Русский дом» в истории Игр. Размах впечатляет, да и расположен он прямо напротив олимпийской деревни. Спортсменам не нужно будет колесить через полгорода на такси с водителем, который ни слова не понимает по-английски, – так было в Пекине.
ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ
Теперь пойдем в Олимпийскую деревню. Те, у кого нет аккредитации, могут разглядеть ее с моста «Skytrain». Деревня – это микрорайон новостроек, в которых будут жить атлеты, а после Олимпиады квартиры в этих домах продадут простым ванкуверчанам.
Издалека видно, что в высотки уже заселились британцы, норвежцы, итальянцы… Каждый спортсмен считает делом чести вывесить с балкона флаг своей страны. Судя по этому признаку, дом российской делегации расположен в глубине деревни, слева от корпуса китайцев.
Хитро поступил мой новый знакомый – 17-летний Миша из Бибирева, который уже год учится в Ванкувере и занимается дзюдо, успев занять второе место на первенстве города.
– Я подъехал вечером к «Science World», – рассказывает он. – И как в воду глядел! Встретил конькобежцев из России. Стоят у карты метро, изучают схему. Ну, я им говорю: давайте буду вашим гидом. Вместе погуляли по даунтауну, я им город показал. У ребят уже 13-го будет старт. А ты хоккей освещаешь? Мне в Ванкувере не нравится. Москва намного лучше. Скоро домой поеду. Вот только Олимпиаду посмотрю. Город как-то не очень к ней готов. Сейчас в Уистлере сходят с ума – нет снега. Вбухали $55 млн. и на вертолетах возят снег из другого места. Может, успеют и наши биатлонисты не будут шлепать по лужам.
Ну а те, кто аккредитован, могут зайти в международную зону деревни. Там я встретил доктора нашей делегации. Тот сообщил, что, кроме конькобежцев, в деревню заехала только женская сборная по хоккею. Остальные – на подходе. Официальное новоселье состоится 10 февраля, когда в деревне будет поднят российский флаг.
ДАУНТАУН
Теперь снова садимся на «Skytrain». Проезжаем мимо остановки «Stadium-China-town». Там расположены две арены – «BC Place», где пройдет церемония открытия, и «Place Hockey Du Canada», где будут играть в хоккей. Но здесь мы выйдем в другой раз. Наша станция – следующая: «Granville».
Это самый центр Ванкувера, где хорошо бродить по улицам, глазеть на индейские монументы и символику Олимпиады. Можно посмотреть на электронные часы, отсчитывающие время до начала Игр. Когда там был я, табло показывало: 6 дней, 3 часа, 43 минуты и 52 секунды. Меньше чем через неделю ночное небо Ванкувера разорвут фейерверки, а под крышей «BC Place» кто-то из наших понесет знамя России.
Ванкувер – пестрый и живой, как стекла в калейдоскопе. На одном углу тусуется молодежь и читает рэп, на другом щелкают «мыльницами» туристы, увидев нечто с олимпийской символикой. Людям напротив вообще не до спорта: иранцы протестуют против диктатуры в их стране. Поставили макеты виселиц, растянули плакаты, кричат что-то надрывное в мегафоны. Рядом – ни одного полицейского. Никто не трогает возмутителей спокойствия. Вот они – плюрализм и гласность.
ПРЕСС-ЦЕНТР
Спустимся к набережной. Вот это – райское местечко! В пяти минутах от центра Ванкувера плещутся воды Тихого океана, бултыхаются чайки, вылавливая рыбешку, взлетают гидропланы. Неописуемая красота!
Как сообщили в новостях, 10 февраля здесь должен бросить якорь известный российский парусник «Крузенштерн», который во время Олимпиады будет принимать туристов и за небольшую плату даже совершать круизы по бухте. Барк был построен в 1926 году и является одним из самых крупных в мире четырехмачтовых парусных кораблей. В общем, если «Русский дом» в шаре – это захват Зимнего, то «Крузенштерн» – это «Аврора», подплывшая по Неве. Ванкувер будет взят нами с двух сторон.
Предлагаю пройтись вдоль набережной к пригороду. Там можно найти уютные ресторанчики, в которых цена будет раза в два ниже, чем в центре, а еда такая вкусная, что пальчики оближешь. Аксиома: побывать в Ванкувере и не попробовать суши – это преступление. Японская кухня здесь на высоте.
А я пойду в пресс-центр (MPC). Он расположен в здании в виде белого парусника, уходящего в океан. Когда ваш корреспондент появился там пятого февраля, волонтеры сбежались, будто увидели снежного человека. Как они объяснили, я был первым российским журналистом, который воспользовался их услугами.
Тут же начались разговоры, стереотипы: Москва, холодная зима, балалайка, Овечкин. Мы пошли по этажам MPC. Я чувствовал себя будто в фильме «Я – легенда», когда герой Уилла Смита гулял по абсолютно вымершему Нью-Йорку и стрелял там оленей. Сюрреалистичная картина – огромные пустые залы, в которых через неделю негде будет яблоку упасть.
«Мы так рады, что вы пришли! Теперь мы можем хоть немного поработать!» – твердили улыбчивые канадцы. Я вспомнил свой опыт – Турин-2006, Пекин-2008 – и пообещал им, что за Олимпиаду они наработаются так, что мало не покажется.
В знак благодарности мне подарили рюкзак. Его получает каждый журналист. Это как визитная карточка Игр. Китайский рюкзак, как я помню, был огромен и набит доверху всякими полезными вещицами, начиная от крема против загара и заканчивая вентилятором, который вставлялся в порт компьютера и противно жужжал над ухом.
Ванкуверский рюкзак был девственно пуст. Я даже его открыл, перевернул и потряс. Ничего. Канадцы во время финансового кризиса решили быть лаконичными в духе Винни-Пуха, который на день рождения Иа пришел с пустым горшком из-под меда.
А не пора ли нам в отель? В пять-полшестого вечера в Ванкувере темнеет, будто выключают свет. На Олимпиаде мы все – спортсмены. Нужно больше спать и набираться сил. Совсем скоро они понадобятся на стадионе, когда будем болеть за наших. Да и свежий океанский воздух валит с ног…
«СОВЕТСКИЙ СПОРТ» ПРИГЛАШАЕТ В ГОСТИ!
Приятно сообщить, что Издательский дом «Комсомольская правда», куда входит «Советский спорт», на ванкуверской Олимпиаде будет единственным среди российской прессы обладателем собственного офиса в главном пресс-центре.
Офис мы снимаем на пару с нашими партнерами – компанией «Роза Хутор». Его номер – 16. Коллеги, заглядывайте в гости. Там мы будем устраивать пресс-конференции спортсменов, принимать известных персон, да и просто работать круглые сутки.
Рядом расположен офис «Олимпийской панорамы» – фактически Олимпийского комитета России. Этаж с нами делят такие крупные агентства, как «Рейтер», «ИТАР-ТАСС», «AFP», издания «La Gazzetta Dello Sport», «Aftonbladet» и другие.