Экс-директор олимпийского комитета США Стивен Рауш: Российскому спорту нужна новая модель развития
СОБЫТИЕ ДНЯ. СОЧИ-2014
РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ
В РИА Новости прошла первая пресс-конференция с участием иностранных экспертов Олимпийского комитета России.
Инициатор мероприятия глава Комиссии по совершенствованию деятельности ОКР Ахмед Билалов призвал в помощь генерального директора крупнейшей компании мира в области спортивного консалтинга TSE датчанина Ларса Хау-Педерсена, директора по маркетингу Международного олимпийского комитета в 1983–2004 гг. Майкла Пэйна и творца американского чуда на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити Стивена Рауша. До 20 мая комиссия с участием международных экспертов должна представить свое видение новой модели развития российского спорта.
Про Стивена Рауша стоит сказать особо. На зимней Олимпиаде-98 в Нагано сборная США завоевала всего 13 медалей и повторила худший результат за всю историю страны. То есть выступила почти так же, как россияне в Ванкувере (напомним, 15 медалей и худший в истории результат). Через четыре года на домашней Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити медалей у американцев стало почти в три раза больше – 34. Как Рауш этого добился? Например, сократил число руководителей в Олимпийском комитете США со 120 человек до 11.
– Знаете ли вы, сколько человек сейчас входят в руководство Олимпийского комитета России? – вопрос Раушу от «Советского спорта».
– Кажется, около 40. Но я бы рекомендовал поменьше. Опыт показывает, слишком большие руководящие комитеты неэффективны.
– Вы имеете сейчас какое-то отношение к Олимпийскому комитету США?
– Я ушел в отставку в январе прошлого года, хотя по-прежнему имею там хорошие связи. С января я работаю в фирме спортивного консалтинга TSE. Запрос о сотрудничестве с Россией пришел в наш центральный офис в Лозанне сразу после Олимпиады в Ванкувере. В итоге мы подписали контракт на два месяца, до Олимпийского собрания 20 мая.
– Насколько много вы уже знаете о российском спорте?
– Изучением спорта вашей страны я теперь занимаюсь ежедневно. Одно из главных преимуществ иностранных экспертов – мы можем применять в России лучший мировой опыт. Но просто копировать системы из одной страны в другую невозможно. Моя задача – создать новую, российскую, модель развития спорта, которая объединит лучшие международные практики и в то же время будет подходить именно вашей стране. До Сочи всего четыре года, но я уверен, что мы можем успеть.
– Что вас больше всего поразило в России?
– Отсутствие единой программы развития. У каждой организации, имеющей отношение к спорту, свои программы, которые не всегда согласуются между собой.
– Сборная США на Олимпиаде в Нагано выиграла 13 медалей. У России в Ванкувере наград было 15. Значит, у нас все не так плохо?
– Россию вообще нельзя сравнивать с США. Например, у вас отличные традиции в лыжных гонках и биатлоне, где разыгрывается львиная доля медалей. Американцы в том же биатлоне не выиграли ни одной награды за всю историю.
– Зато мы ни на что не претендуем, например, в горных лыжах, где медалей тоже разыгрывается достаточно.
– В этом и состоит вызов. Наша экспертная группа должна помочь Олимпийскому комитету России сосредоточиться на тех видах спорта, где медали реальны. Принцип финансирования спорта должен строиться по бизнес-модели максимальной эффективности. Всех осчастливить невозможно. Если в биатлоне и лыжных гонках медальные шансы очень высоки, а в горных лыжах практически равны нулю, встает вопрос, а куда эффективнее будет направить ресурсы? Наверное, туда, где они с наибольшей вероятностью принесут результат. Это как раз то, что Россия должна позаимствовать из канадской программы «Завладей пьедесталом» (текст программы опубликован в «Советском спорте» от 16 апреля с.г. – Прим. ред.).