А мы всегда тяжело начинаем! «Советский спорт» разбирает выступление стрелков сборной России на Играх
Когда блистательный Леонид Екимов не прошел квалификацию, еще можно было, хитро прищурясь, промолвить, что русские традиционно долго запрягают, зато потом...
Олимпийской чемпионке Афин Любови Галкиной в стрельбе из пневматической винтовки с 10 метров не хватило 1 очка, чтобы, как и четыре года назад в Пекине, выйти в финал и биться за медаль. У нее был один роковой выстрел на 9.9. Это почти десятка. Яблочко мишени в этой дисциплине – полмиллиметра! Сходите на досуге в тир и попробуйте попасть из «воздушки» в игольное ушко. Галкина попадала почти всегда. Почти – это то расстояние, которое отделяет победителя и призера Олимпиад от возможности и в Лондоне вступить в открытый бой с невозмутимыми китаянками И и У (это фамилии китайских прим).
В бой вместо Любови, покрасневшие глаза которой говорили скорее об усталости, чем о подступающих слезах, пошла 22‑летняя дебютантка Даша Вдовина. «Мандраж был от первой до последней секунды!» – признается она после того, как займет в финале восьмое место из восьми возможных. У Галкиной мандраж вряд ли бы возник. И вместо полячки Богацки (везет же с фамилией!) вклиниться на пьедестале между китаянками могла (и должна была бы) именно наша прима. Вместо чего она болела на трибуне неподалеку от президента МОК Жака Рогге, а потом произносила слова поддержки Даше в камеру и вне камер. У Галкиной остался шанс на 50‑метровке.
У Леонида Екимова таких шансов осталось два. Единственный в российской команде стрелок, выступающий в трех пистолетных видах, участник пекинской Олимпиады (где до пьедестала ему недостало всего одного шага) квалификацию проходить был обязан.
Первый из шести подходов в стрельбе из пневматического пистолета с 10 метров ему не удался. Но, как скажет сам Екимов, когда опустеет тир «Роял Артиллери Бэрракс», в стрельбе все решается в начале и в конце, неудачный старт исправить возможно, финальные ошибки фатальны. Когда еще все можно было исправить, наш чемпион Европы выбил восьмерку и минут на 15 присел на стульчик, где о чем-то долго и тихо переговаривался с главным тренером сборной по пулевой стрельбе Игорем Золотаревым. После чего «стрельба пошла». И оставалось сделать тот самый, последний шаг, когда у Екимова вылетели две девятки. В итоге – недостающее очко до выхода в финал.
– Внутри все кипит, но никто здесь этого не увидит, мы, стрелки, не выражаем открыто свои эмоции, – проговорит Леонид с натянутой улыбкой после неудачи. – Знаю, что снова пойдут разговоры про то, что Екимов распыляется, что надо было сосредоточиться на одном или двух видах. Но зачем стрелять дважды, если ты умеешь и хочешь стрелять трижды!
Его младший коллега Денис Кулаков, на которого, собственно, больших надежд и не возлагалось, нервничал так же, как и Даша Вдовина в финале. Но для Дениса и для Даши эти Игры – первые. Для Екимова – вторые, для Галкиной – четвертые.
Дебютанты всегда волнуются и допускают ошибки. Мэтры волнения не показывают и ошибки минимизируют. Но если им не хватает одного очка, одного шага, чтобы бороться с сильнейшими в мире, с равными им по силе за олимпийские награды, – значит, есть недоработка не в области техники, а в области духа, если хотите.
– Сборной необходим психолог! – заявил старший тренер Суслов на исходе печальной субботы. – Причем специалист, способный работать с особого склада спортсменами, которыми являются стрелки. До сих пор мы таких психологов не нашли.
Сейчас уже и не найдем, но выстрелы в запасе у наших остались.