Дорожная история. На главной олимпийской трассе – краснополянском шоссе – за каждым поворотом открываются удивительные страницы прошлого - Советский спорт

Матч-центр

  • 15-й тур
    начало в 22:30
    Нюрнберг
    Вольфсбург
    0
    0
  • 16-й тур
    начало в 23:00
    Сельта
    Леганес
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Дижон
    ПСЖ
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Генгам
    Ренн
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Лион
    Монако
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Марсель
    Бордо
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Амьен
    Анже
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Ницца
    Сент-Этьен
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Ним
    Лилль
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Реймс
    Страсбург
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Нант
    Монпелье
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Кан
    Тулуза
    0
    0
  • Олимпиада06 февраля 2013 22:45Автор: Беляков Кирилл

    Дорожная история. На главной олимпийской трассе – краснополянском шоссе – за каждым поворотом открываются удивительные страницы прошлого

    Красота, восторг, опасность – это дорога Адлер – Красная Поляна. На рубеже ХХ века 30 тысяч рабочих под руководством петербургского инженера Василия Константинова за девять лет создали удивительную трассу, по которой ваш корреспондент вернулся в далекую и близкую историю.

    Красота, восторг, опасность – это дорога Адлер – Красная Поляна. На рубеже ХХ века 30 тысяч рабочих под руководством петербургского инженера Василия Константинова за девять лет создали удивительную трассу, по которой ваш корреспондент вернулся в далекую и близкую историю.

    0 КМ

    Стартую ранним утром, чтобы избежать пробок. В зеркале заднего вида уплывает назад аэропорт Сочи. В июле 1941 года на дикой жаре женщины, старики, дети возделывали здесь кусок каменистой земли, превращая ее в посадочную площадку для самолетов. Немец наступал, надо было спешить, 7000 добровольцев с кирками и мотыгами всего за 50 дней сотворили чудо. 1 сентября здесь приземлились первые борта ВВС Черноморского флота.

    3 КМ

    От аэропорта дорога уходит к поселку Молдовка по плоской Имеретинской низменности – той, что уже известна на весь мир Олимпийским парком и потрясающей красоты спортивными дворцами. Но мало кто знает, что именно отсюда весной 1864 года войска главкома и великого князя Михаила Романова (сына императора Николая I) повели решающий поход Кавказской войны.

    8 КМ

    После единственной на трассе заправки – развилка. Влево и вверх уходит ответвление по хребту Ахштырь на село Казачий брод и Галицыно: 110 лет назад туда переселились из Турции русские казаки. А мне нужно взять правее, туда, где петляет вдоль поймы реки Мзымты новая дорога.

    10 КМ

    Мчусь 90 км/ч по прямой, засаженной стенами кипарисов. Справа ряды огромных ванн – форелевое хозяйство, основанное в 1964 году. Мне сейчас недосуг, а вы непременно зайдите в магазин «Золотая рыбка». Деликатес, еще горячий, поставляемый к кремлевскому столу, достают прямо из коптилки.

    15 КМ

    Сразу за фермой в скале черной дырой – старый 400‑метровый тоннель. Он очень узкий, оттого и страшный – впечатление, что между встречными авто не больше пары сантиметров. Зато на выходе водителя встречает самое красивое место на всей трассе – Ахштырское ущелье. Белые известняковые скалы и самшитовые леса отвесами, как небоскребы, теснятся по обеим берегам реки. Главное – не заглядеться и вписаться в крутой левый поворот с народным названием «Пронеси, господи!». И, если пронесет, можно свернуть на обочины и поностальгировать на бережку: именно здесь в 1966 году купались Шурик и Нина в кинофильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (подробнее об этом – на последней странице сегодняшнего спецвыпуска).

    20 КМ

    Врубаю вторую скорость вслед за фурой, иначе не забраться на длиннющий подъем к маленькому селу Монастырь. Вот тут обязательно надо остановиться, чтобы полюбоваться божественной панорамой на ущелье Ахцу. И вспомнить, что в конце XIX века на гребне хребта был основан мужской монастырь с церквушкой. Увы, до наших дней дожили только остатки монастырского сада.

    23 КМ

    А вот и самый большой на магистрали тоннель – длиной 2500 метров. До его постройки дорога прижималась к узкому карнизу, вырубленному в ущелье. Сейчас туда не пускают даже пешком: нередки обвалы и можно легко свалиться в пропасть. Но именно там, на старом участке, установлен памятник инженеру Василию Константинову – проектировщику и главному прорабу Краснополянского шоссе. 30 тысяч человек – русские, греки и турки – строили его с 1897 по 1906 год с помощью лома, лопаты, кирки, молота и ручной тачки. На мини-тоннель с карнизом в Ахцу бросили специализировавшихся на взрывных работах турок. За героизм турецкая артель Мехмета Али Муфти даже получила золотую императорскую медаль!

    В старинном путеводителе по Сочи Сергея Дороватовского есть описание очевидца, видевшего взрывников в деле: «За выступ скалы привязывалась веревка, на которой спускался рабочий. И, повисая над бушующей Мзымтой, он просверливал скважину, в которую закладывал динамитный патрон. Затем откачивался на веревке в сторону, чтобы выждать взрыва, но иногда не удерживался, и его подносило к забою. Тогда взрыв оказывался для рабочего смертельным…».

    31 КМ

    Каскад крутых поворотов, мост с раздолбленным асфальтом через речку Чвижепсе (она известна выходами уникальных мышьяковистых нарзанов) – и справа открывается потрясающей красоты вантовый мост новой совмещенной железной и автодороги Адлер – «Альпика-Сервис». 50‑километровая «совмещенка» стоимостью 41,5 миллиарда рублей пройдет через 12 тоннелей и 50 мостов от Черного моря до Эсто-Садка практически по прямой.

    Кстати, старое шоссе обошлось царскому бюджету в миллион и 60 тысяч золотых рублей.

    49 КМ

    Тоннель, еще один тоннель – и среди гор внезапно возникает оазис: поселок Красная Поляна. 21 мая 1864 года здесь состоялся парад русских войск великого князя Михаила Романова в честь окончания Кавказской войны. С той даты и началось освоение будущего курорта.

    Сейчас перед въездом в поселок стоят новая штаб-квартира полиции и цилиндрическая башня с горным трубопроводом – Краснополянская ГЭС. Ее воздвигли сразу после Второй мировой войны с помощью вывезенного из Германии оборудования. Рядом с гидростанцией когда-то стоял скромный «Охотничий домик» Николая II. Увы, и он не дожил до наших дней.

    55 КМ

    Медленно, на хвосте надрывающихся грузовиков доползаю до Эсто-Садка. Необычное название связано с эстонцами: гонимые с родины войсками кайзера Вильгельма II, они осели в этих местах в конце XIX века, но сейчас их почти не осталось. Ну а нам осталось завершить короткую экскурсию в прошлое Краснополянского шоссе. Дальше, за Эсто-Садком, начинается его олимпийское настоящее. «Горки-город» (альпийский аналог московской Рублевки) и горнолыжные центры – «Горная карусель», «Альпика-Сервис», газпромовская «Лаура», «Роза Хутор», где расположен корпункт «Советского спорта» и где с недавних пор живет ваш покорный слуга…

    Гоняю каждый день по этой потрясающей трассе – и не могу наездиться!

    «ОН СТОЯЛ НАД МЗЫМТОЙ, КАК ОДИССЕЙ…»

    «Он стоял над Мзымтой, как Одиссей, покоривший Трою, – покрытый патиной, словно античная статуя. Измученный, обессиленный воин, но в то же время обогащенный новыми знаниями и потому прекрасный» – это строчки из дневника солиста Большого театра Леонида Собинова. Великий тенор и первый знаменитый дачник Красной Поляны посвятил их создателю Краснополянского шоссе Василию Константинову, впервые проехав по новой дороге в 1915 году.


    Канал Sovsport.ru на Youtube. Подписывайся и первым смотрисамые лучшие видео!