«Высокий уровень организации первых Европейских игр… убьет вторые»

В Баку завершились первые Европейские игры. Что это было? Наш обозреватель Борис Валиев попытался найти ответ.
news

В Баку завершились первые Европейские игры. Что это было? Сошедшая, наконец, с тормозов через полвека мечта Европейского олимпийского комитета  с многообещающей в этой связи перспективой? Или никак не связанное с ней «местечковое» желание Азербайджана доказать миру, что те, кто дважды «прокатил» Баку, претендовавшего на летние Олимпийские игры 2016 и 2020, были не правы?  

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО!

История сама определяет, какие события предать забвению, а каким гранитный памятник установить в своих анналах. Наверное, поэтому ей свойственны повторы: ходит по кругу, утверждаясь в правильности сделанного выбора, и иногда исправляет ошибки. Поэтому давайте подождем с ответом на вопрос, который, безусловно, возник у многих: зачем нужны эти Игры и есть ли у них будущее? Время ответит абсолютно точно. Как, например, сделало это в 1924 году, когда инициатива французского барона Пьера де Кубертена об организации зимних Олимпийских игр, была встречена в штыки скандинавскими странами, проводившими с 1901 года собственные Северные игры и считавшими зимние виды спорта своей заповедной вотчиной. «Зачем организовывать зимние Олимпийские игры, если в древней Греции, родоначальнице Олимпиад, никто никогда не состязался ни на коньках, ни на лыжах, и как в этой связи зимние виды спорта могут называться олимпийскими?», – приводили они, казалось бы, железный аргумент. Но где сейчас их Северные игры (почили в бозе в 1926 году, – Б.В.) и где зимние Олимпиады?

А взять, скажем, просуществовавшие восемь лет Всемирные юношеские игры. Когда сегодня кто-то говорит, что идея проведения стартовавших в 2010 году в Сингапуре юношеских Олимпийских игр принадлежит бывшему президенту МОК бельгийцу Жаку Рогге, он явно кривит душой. Или ничего не слышал о первых Всемирных юношеских играх, прошедших в 1998 году в российской столице, автором и двигателем идеи которых был тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Задуманы они были, как олимпийские и организаторами было много сделано для того, чтобы добиться этого статуса, но МОК, возглавляемый Хуаном-Антонио Самаранчем, на это не пошел, даже несмотря на то, что заявку на участие в тех Играх подала 131 страна и собрали они более 7 тысяч юных спортсменов. Почему через девять лет на исполкоме МОК-2007, точно такие же Игры получили олимпийский статус, можно только догадываться. Например, о том, что в этом случае «памятник себе нерукотворный» решил воздвигнуть сам президент МОК …

Кстати, на пути становления первых Европейских игр слово «олимпийские» тоже присутствовало в их названии, но потом как-то незаметно выпало оттуда. Наверное, потому что, если бы такой прецедент по отношению к континентальным соревнованиям был создан, он, наверняка, не остался бы без внимания организаторов Азиатских, Всеафриканских, Панамериканских игр, не говоря уж о Тихоокеанских, Средиземноморских, Играх исламской солидарности, Морских и прочих. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…


ШЕСТЕРКА НЕИЗВЕСТНЫХ

Я из того поколения жителей СССР, которые, будучи юными, не имели однозначный ответ на вопрос: Азербайджан, Армения и Грузия – это Европа или Азия? Даже, несмотря на то, что родился и двадцать лет прожил в одной из этих республик, сомнения на это счет были всегда. Не по географической карте, а по ощущениям. И сейчас, если честно, не уверен, что знаю абсолютно точный ответ. Да, что там говорить, если даже украинцы, как выясняется, не уверены, что они европейцы. Были бы уверены, не убеждали бы сегодня всех и, прежде всего, самих себя, что Украина – цэ Европа. Какому, например, бельгийцу придет в голову мысль пойти на митинг с транспарантом о том, что Бельгия-это Европа?

Как бы там не было, но теперь первые в истории Европейские игры и Азербайджан – синонимы навсегда. На 41-ой Генеральной Ассамблее Европейского олимпийского комитета, прошедшей в декабре 2012 года в Риме, за Баку в результате тайного голосования было отдано 38 голосов из 48 участвовавших в этом мероприятии стран. Двое делегатов воздержались. Значит, надо полагать, что тех восьмерых, проголосовавших против, не устраивала сама идея Европейских игр, поскольку… столица Азербайджана была единственным кандидатом в этом списке...
Тем странам, которые проводили у себя комплексные соревнования такого масштаба, уверен, не надо объяснять, какой груз взвалил на свои плечи Азербайджан, согласившись принять у себя эти Игры за два с половиной года до их начала. Думаю, что только страна с «советским менталитетом», исповедующим принцип: «из кожи вылезу, но в грязь лицом перед гостями не ударю», могла на такое решиться.


«Мы проведем лучшие в мире Игры…В Азербайджане устанавливаются стандарты Европейских игр, причем это самые высокие стандарты», – заявил накануне их открытия президент Азербайджана Ильхам Алиев, и слово, надо сказать, сдержал. Официальный бюджет Игр составил более миллиарда долларов (в действительности, наверняка, больше). Только на церемонию открытия было затрачено около 100 миллионов, вдвое больше, чем на Олимпиаде в Лондоне…

В благодарность от прагматичной, расчетливой и жадноватой Европы Азербайджан получил целую серию статей о том, что «во главу угла на Играх поставлен не спорт, а огромное пиар-мероприятие для президента Алиева, жесткой рукой управляющего страной с 2003 года после смерти его отца, руководившего Азербайджаном с 1993 года», и пожелавшего «использовать Европейские игры для восстановления имиджа Азербайджана на фоне постоянной критики ситуации с правами человека…».

Тоже самое, наверняка, прочитал и услышал бы про себя и про свою страну президент Белоруссии, где первоначально предполагалось проведение этих соревнований. И уж страшно даже подумать, какой была бы сейчас реакция Евросоюза, если бы первые Европейские игры застолбила за собой в декабре 2012-го Россия! Вот интересно, стал бы он в этом случае настаивать в свете объявленных санкций на переносе этих соревнований, например, в тот же Азербайджан, где, по утверждению некоторых местных правозащитных организаций, «права человека накануне Игр еще более ухудшились»?

В общем, в плане перспектив Европейских игр, инициированных, к слову президентом Европейского олимпийского комитета ирландцем Патриком Джозефом Хики, ситуация пока представляется почти тупиковой. «Нас, истинных европейцев, жаба душит, денег жалко, а «неправильные», те, что с территории постсоветского пространства, преследуют под нашим флагом не спортивные цели», --так, условно говоря, выглядит сегодня формула, оставляющая этим соревнованиям мало шансов на перспективное будущее. Хотя тот же Хики заявляет, что уже сейчас есть четыре кандидата на проведение вторых Европейских игр. Более того, на одном из русскоязычных азербайджанских сайтов я прочитал, что уже шесть европейских городов изъявили желание подхватить эстафету у Баку. Но проблема в том, что ни Хики, ни автор информации на азербайджанском сайте не назвали никого конкретно. Более того, и в программе церемонии закрытия Игр не было обязательной по протоколу официальной передачи флага соревнований стране-организатору следующих Игр, намеченных на 2019 год.


ПРИЯТНО УДИВИЛИ, «ЧЕРТ ПОБЕРИ»

Несмотря на «нарушение прав человека в Азербайджане», в Баку по приглашению хозяев и, естественно, за их счет, приехали волонтеры из 17 стран с опытом работы на Олимпийских играх-2012, 300 человек из 28 стран, представляющих так называемую творческую группу, задействованную в различных мероприятиях и около тысячи экспертов из 34 стран. Я со многими из них говорил, и не встретил ни одного чем-то недовольного, благо у них, в отличие от тех же журналистов «Радио Свобода», были совсем другие задачи. Больше скажу, пресловутый вопрос: «Как вы относитесь к этим Играм?» задал очень многим бакинцам, благо жил не Медиадеревне, а в отеле, находящемся в центре Баку, в крепости Старого города, рядом с тем местом, где герои Юрия Никулина и Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука» поочередно подскальзывались на арбузной корке (там снимался этот эпизод), и лишь однажды услышал негативный ответ. От молодой красивой пары, владельцев модного кафе, которым, по их словам, городские власти в три раза увеличили налог на время Игр…

Я сам, повторюсь, родился и вырос в Закавказье и знаю, что такое местное гостеприимство не понаслышке, но все равно отношение бакинцев приятно удивило: как будто в очередной раз окунулся в атмосферу тех лет. Аккредитационная карточка, выдававшая во мне гостя, действовала, как VIP-пропуск. Уходя утром из отеля по узким, мощенным булыжником, улочкам старого Баку и возвращаясь поздним вечером, я перезнакомился едва ли не со всеми жителями ближайших домов. Причем, не по своей инициативе. За несколько дней стал для них абсолютно своим: меня постоянно звали в гости, а санитарный врач на воздушном транспорте Имран Алиев, живущий напротив входа в мой отель, говорил, что я могу в любое время суток «открыть дверь в его дом ногой». В местных магазинчиках с удовольствием отпускали любой товар в долг, если я, вдруг, за работой не успевал добраться до банка, чтобы обменять рубли на манаты: увы, к нашему «деревянному» там, при всем уважении к России, отношение, как к ненужным бумажкам…

Конечно, я уверен в том, что многие из тех, с кем говорил, в глубине души, а, может быть, и на поверхности, считают, что Игры – событие для избранных и лучше бы этот потраченный на них миллиард с лишним долларов, пустить на социальные нужды, помощь неимущим и больным. И такое мнение, причем в большом количестве, согласитесь, можно встретить в любой стране, проводящей подобные комплексные Игры, не говоря уж о городе, где они получают временную прописку. Я с ним многократно сталкивался даже в благополучных странах, где были и такие, кто не просто роптал, а осыпал проклятиями пришедший к ним в гости «долгожданный праздник спорта». И в этом ничего удивительного нет, поскольку, даже если не рассуждать глобально и оставить в стороне вопрос «стоит ли вкладывать деньги в такие мероприятия, когда рядом много нерешенных социальных проблем?», не всем, мягко говоря, нравиться, когда родной город «оккупирует» событие мирового масштаба, заставляя его жить «по своему уставу» и нарушая тем самым устоявшийся размеренный и привычный образ жизни. Сразу вспоминается в этой связи столица зимней Олимпиады-1994 норвежский Лиллехаммер, с его 30-тысячным населением и почти деревенским укладом…


Ну, что там Лиллехаммер (которого, кстати, в будущем году ждет еще одно потрясение, теперь уже в лице вторых зимних юношеских Олимпийских игр)! Нетрудно представить, например, сколько нелицеприятных слов было не гласно высказано в адрес Игр от бакинцев, когда в дни проведения шоссейных велогонок, на много часов перекрывалось транспортное движение в центре города, забивая его пробками. Тем не менее, если собрать воедино все, что я услышал от бакинцев, спрашивая об их отношении к Играм, общий ответ, выражаясь образно, был очень похож на 70-метровый национальный флаг Азербайджана, развивающийся на каспийском ветру рядом с «Кристалл Холлом», спортивно-концертном комплексом, где проходили соревнования по волейболу, боксу, тхэквондо и фехтованию. Чувство гордости, которое, как мне сказал один из волонтеров, переполняет всех азербайджанцев, глядя на этот флаг, – вот что было главным в каждом ответе. Гордость за Баку, за свою страну, сумевшую в рекордно короткий срок блестяще организовать эти соревнования, собравшие около 6 тысяч спортсменов из 50 европейских стран. А один аксакал из Старого города мудро заметил, что Европейские спортивные игры, объединяющие европейцев, в любом случае лучше тех проблемных отношений, в которых сейчас находятся Евросоюз и Россия.

КТО СЛЕДУЩИЙ ЗАПЛАТИТ ЗА ВОСПИТАНИЕ «РЕБЕНКА»?

Мне есть, с чем сравнить, поскольку довелось поработать на девяти Олимпийских играх, двух юношеских Олимпийских играх, трех Универсиадах, двух Европейских юношеских олимпийских фестивалях, четырех Играх Доброй воли (говорю только о комплексных соревнованиях). Поэтому со всей ответственностью заявляю, что первые игры в Баку, потерявшие в своем названии на пути к церемонии открытия слово «олимпийские», были организованы не хуже всех названных мною соревнований и даже на порядок лучше многих из них, имевших на подготовку втрое больше времени. Было полное ощущение, что нахожусь на Олимпийских играх, по образу и подобию которых, собственно, и делались. Суперсовременные спортивные сооружения, многие из которых были построены специально к этим Играм, прекрасные условия для проживания спортсменов, качественное обильное питание, четкая работа транспорта, омраченная, правда, трагической ошибкой одного из водителей аккредитованного автобуса, сбившего трех австрийских синхронниц…

 Но вот, что хочется в этой связи сказать. Именно столь высоко поднятая организационная планка, те стандарты Европейских игр, которые, как выразился президент Азербайджана, Баку установил для следующих хозяев этих соревнований, ставит, на мой взгляд, крест на долголетии Европейских игр, потому что даже повторить тот фактически олимпийский уровень их организации, который был в Баку, мало, кому будет по силам. «Наш долгожданный ребенок, наконец-то, родился, и теперь мы будем бережно ухаживать за ним: растить, воспитывать», -- сказал незадолго до открытия первых Европейских игр Патрик Джозеф Хики.. « Где и главное, на какие «шиши»?», – хочется спросить в ответ. В Европе очень мало стран, способных выделить на этого «ребенка» столь серьезные деньги, как сделал это Азербайджан. И еще меньше – желающих. «Россия пока не рассматривает возможность проведения Европейских игр», – поспешил заявить министр спорта РФ Виталий Мутко.
А если организация пойдет по нисходящей, – это верный признак близкой кончины. Примеры тех же Игр Доброй воли, Всемирных юношеских игр и многих других комплексных соревнований, в этом убеждают..

«На мой взгляд, организовать все можно было бы немного проще», – сказал, подводя итоги бакинских Игр заместитель Мутко Юрий Нагорных. Я с ним полностью согласен, хотя такой цели у Азербайджана не было. Мне даже кажется, что хозяев первых Европейских игр мало заботит их будущее, потому что главная и, возможно единственная, задача, которую они ставили перед собой, выполнена. И выполнена блестяще: Азербайджан убедительно доказал, что Баку способен принять у себя Олимпийские игры и, судя по всему, он будет одним из фаворитов в борьбе за них после 2020 года.

И еще, что заставляет усомниться в многолетней, насыщенной и яркой, по словам Хики, жизни Европейских игр. Это некоторая, если можно так выразиться, безответственность в заявлениях «отца, появившегося в Баку на свет ребенка». Не далее как в октябре прошлого года Хики подтвердил, что в рамках Игр будут разыгрываться олимпийские лицензии в боксе, борьбе, стрельбе из лука, легкой атлетике, велоспорте, плавании, стрельбе, настольном теннисе, тхэквондо, триатлоне и волейболе…

На деле оказалось, что это абсолютно не соответствует истине. Например, в командных легкоатлетических соревнованиях Игр вообще приняли участие сборные, входящие в третью лигу чемпионата Европы. Какие тут олимпийские лицензии? В плавании мы выставили резервные команды, в волейболе – вторые составы, в боксе – третий…

С олимпийской путевкой из Баку вернулись лишь два российских спортсмена из 367 участвовавших – стендовики Алексей Алипов и Виталий Фокеев, отличившиеся соответственно в трапе и дабл-трапе. Как думаете, что теперь эти ребята ответят, если спросить у них: «Нужны ли были такие Игры?»

Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян, стартовавших в Играх, впервые в жизни выступали в комплексных соревнованиях, команда выглядела очень сплоченной. Но вот в целях и задачах, с которыми представители разных видов спорта прилетели в Баку, наблюдался полный разнобой. У борцов и дзюдоистов эти соревнования были совмещены с чемпионатом Европы, стрелки боролись за олимпийские лицензии, тхэквондисты и велосипедисты – за рейтинговые олимпийские баллы, пловцы – за место в национальной сборной страны… Для кого-то эти соревнования стали просто хорошей тренировкой , для кого-то - отбором на чемпионат мира, для кого-то – этапом подготовки к чемпионату Европы, для кого – первой пробой сил после долгого перерыва в выступлениях …В общем, с одной стороны. «почти как Олимпийские игры», а с другой, какой-то промежуточный статус перед чем-то более важным и главным ощущался…

Но это нисколько не умаляет значимости более чем уверенной нашей победы в общекомандном зачете. По количеству завоеванных наград российские спортсмены добились подавляющего преимущества: 79 золотых, 40 серебряных и 45 бронзовых против соответственно 21-15-20, добытыми финишировавшими вторыми хозяевами Игр. Помимо исторической со всех точек зрения ценности этих медалей, многие из них стали первыми «комплексными», если можно так выразиться, наградами в биографии тех, кто защищал честь страны в Баку, «предтечей» олимпийских. Это главный, на мой взгляд, спортивный итог этих Игр.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
12 дн. 22 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
Новый бонус
4 дн. 22 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
1 дн. 22 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
9 дн. 22 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
1 дн. 22 ч.
Новости. Олимпиада