Светлана Хоркина – любовница старика
СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
Участие спортсменов в шоу-бизнесе – не открытие Америки. Если на Западе олимпийские чемпионы находили развитие своей карьеры в Голливуде еще со времен знаменитого Тарзана – Джонни Вейсмюллера, то в России всерьез рассматривать атлетов в качестве артистов научились недавно. Тем не менее событие, которое произойдет 3 ноября на сцене МХАТа, можно смело отнести к категории «из ряда вон».
Впервые на сцену академического театра, половицы которого помнят величавую поступь Станиславского, выйдет действующая спортсменка. Уникальность, повторюсь, в том, что театр, в отличие от кино или эстрады, уж никак не отнесешь к шоу-бизнесу. Тем более МХАТ. С другой стороны, если проводить параллели между двумя пространствами – театральным и спортивным, можно обнаружить явные аналогии.
МХАТ им. Чехова сегодня переживает псевдокризис, вроде того, что придуман вокруг команды «Спартак». Но если в «Спартаке» кризис надуман, и о нем пишут во всех газетах, то с МХАТом история противоположная.
Олег Табаков, принявший труппу после смерти Олега Ефремова, камня на камне не оставил от традиционной мхатовской школы. Академический театр сегодня и по манере игры, и по подбору труппы, и по репертуару – скорее студия для театрального эксперимента, а не хвалимая в истории достопримечательность российской культуры.
Олега Романцева ругают за то, что в команде не осталось воспитанников со спартаковским духом в груди. Олега Табакова за это же хвалят. Собственно, Табаков взял на вооружение модную и в футболе, и в театральном бизнесе систему антрепризы и ангажемента. Переводя на спортивный язык, Олег Павлович делает ставку на легионеров. Как актеров, так и режиссеров. Но прикормленные критики, в отличие от спортивных критиканов, ничтоже сумняшеся восторгаются гениальной тактикой «старшего тренера и президента» МХАТа.
Кстати сказать, если сравнивать «тактику и стратегию» «режиссера» Романцева и «тренера» Табакова, разница более чем очевидна. Романцев навязывает легионерам свое видение футбола, немного театрального и, по оценкам многих, старомодного. Но любимого публикой и безумно артистичного. Романцев не раз заявлял, что его «Спартак» никогда не будет строиться вокруг одной звезды. Табаков поступает иначе. Чего стоят премьеры спектаклей, в которых на площадку поднимается «мент» Хабенский из «Улицы разбитых фонарей» или знаменитый «толстяк» из рекламы одноименного пива. Теперь вот для привлечения болельщиков «заиграли» и Светлану Хоркину.
Применяя термин «площадка», я вовсе не описался. Этот сезон МХАТ открывал «Антигоной» в грузинском варианте. В смысле, что режиссер был грузин и главную мужскую роль тоже исполнял грузинский актер. Но главное, что играли «Антигону» перед болельщиками, которых усадили на стадионные ряды кресел, которые заволокли на сцену. Не было ни занавеса, ни перерывов, которые в театре Табакова почему-то именуют антрактами. Антигону, разумеется, играла жена Табакова. Играла плохо, но дело не в этом.
Главное, как мне кажется, в том, что появление спектакля «Venus» с Хоркиной в главной роли отчасти произошло из-за того, что тема неравного брака очень близка Табакову как человеку. Осужденный своей семьей за то, что, мягко говоря, в зрелые годы он сбежал с молоденькой актрисой, своей бывшей студенткой, Олег Павлович подсознательно хочет найти в истории прецеденты. И находит, сравнивая себя ни много ни мало с Генри Миллером.
Спектакль заслуженного артиста России Сергея Виноградова «Venus» (Виноградов выступает как автор идеи, сценария и режиссер) основан на текстах знаменитого американского писателя Генри Миллера и сборника любовной переписки «Милая, милая Бренда». История, рассказанная в пьесе, – подлинный факт биографии Миллера. И ужасно напоминает страницы жизни художественного руководителя театра, в котором эту пьесу впервые сыграют.
Жизнь Миллера была, скажем так, бурной и насыщенной. В 85 лет старик влюбился в голливудскую актрису Бренду Венус, которой было лишь 27. Как принято писать в футбольной журналистике, такое вот представление матча. То есть, тьфу, спектакля.
Как уже было сказано, роль любовницы стареющего писателя исполняет заслуженный мастер спорта, двукратная олимпийская чемпионка, абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике Светлана Хоркина. Генри Миллера играет заслуженный артист России Александр Парра. Премьерные спектакли – 3 и 4 ноября.
НАША СПРАВКА
Для болельщиков
Спектакль – матч с заранее расписанным сценарием.
Театр – тот же стадион, только меньших размеров.
Зрительный зал – те же трибуны. Как и на стадионе, в зал запрещено приносить спиртные напитки.
Гардероб – по странной традиции, в верхней одежде в зал не пускают.
Партер – не борцовский прием, а часть зала, расположенная рядом с полем, то есть сценой.
Гримерка – раздевалка, куда актеры уходят в антракте.
Звонок – свисток о начале спектакля.
Антракт – перерыв (10–15 минут).
Не рекомендуется покидать трибуны до окончания спектакля, даже если результат понятен.
Для театралов
Олимпийская чемпионка – суперприма.
Заслуженный мастер спорта – заслуженный артист России.
Гимнастика – состязания в гибкости, ловкости и смелости. В отличие от артистов, спортсмены выступают молча.
Тренер – режиссер-постановщик.
Команда – труппа.
Легионер – спортсмен, приглашенный в труппу ангажементом.
Тайм-аут – театральная пауза, предусмотренная сценарием.