Глава счетной палаты Сергей Степашин: Надо навести порядок и перестать воровать!
В предыдущем номере «Советский спорт» подробно осветил заседание президентского Совета по спорту, на котором в закрытом для прессы режиме глава Счетной палаты Сергей Степашин доложил о результатах проверки эффективности расходования средств на подготовку к Олимпиаде-2010. Вчера Сергей Вадимович в видеообращении, опубликованном на сайте Счетной палаты, «рассекретил» основные тезисы своего доклада. Печатаем полную стенограмму его речи.
О ЦЕНЕ НАШИХ И АНГЛИЙСКИХ ОЛИМПИЙЦЕВ
– На Совете по спорту, президиум которого возглавляет Владимир Владимирович (Путин, премьер-министр РФ. – Прим. ред.), по поручению Президента России прошло рассмотрение вопроса, посвященного аудиту эффективности использования бюджетных средств на ванкуверскую Олимпиаду. Мы анализировали здесь вопросы, связанные с соответствием расходов принципам законности, практику распорядителей бюджетных средств. А также, самое главное, оценки отношения цены и качества полученных результатов.
Что мы выявили? Первое. Несколько неожиданный, казалось бы, вывод. Все говорят обычно: денег нет. Так вот, денег на зимний олимпийский спорт правительство выделило достаточно. Если в 2006-м году Центр спортивной подготовки сборных команд истратил на сборную более полумиллиарда рублей, то уже в 2009-м – один миллиард 15 миллионов. То есть в два раза больше. Соответственно, выросли и расходы на одного члена сборной – в среднем до полумиллиона рублей. Собственно говоря, столько же примерно стоит и олимпиец, скажем, в Велико- британии. При этом надо иметь в виду, что все-таки у Англии финансово-экономические возможности несколько иные, чем у России.
Помимо средств федерального бюджета, почти миллиард на зимние олимпийские игры дали субъекты России, за что им надо сказать большое спасибо. И более 720 миллионов – так называемые внебюджетные источники, спонсорские, общественные некоммерческие организации. В целом на подготовку Олимпийских и Паралимпийских игр было израсходовано 6,2 миллиарда рублей. Это не на весь спорт. На весь спорт – 29 миллиардов. А вот только на Олимпийские игры и Паралимпийские – 6,2 миллиарда рублей.
О МЕДАЛЯХ ЗА 10 000 000 ЕВРО
– Увы, на фоне роста финансирования, мы сделали следующий вывод, результаты спортсменов падают. Никогда за всю историю Олимпиад так плохо ни Советский Союз, ни сборная России не выступали. Отсюда мы сделали второй вывод. Если результаты сборной падают, значит, цена медали для бюджета растет. Мы посмотрели разные данные. У европейцев в неудачные для них годы средняя цена медали колебалась от 2 до 4 миллионов евро. У нас, с учетом, сколько медалей мы заполучили, цена медали в Ванкувере зашкалила за 388 миллионов рублей, то есть почти 10 миллионов евро стоила одна медаль.
Так вот, мы сделали следующий вывод. По сути дела, этому был посвящен мой третий тезис. У нас в период подготовки к Ванкуверу не было единого субъекта, который бы целенаправленно занимался всем циклом подготовки олимпийских побед и отвечал за это. В результате все необходимые решения в рамках олимпийского цикла принимались с очень большим опозданием. Реальное взаимодействие госорганов, Олимпийского комитета, спортивных федераций особенно, началось практически накануне Олимпийских игр. И в результате подготовка спортсменов шла практически самотеком. А весь натиск, если так можно сказать, и напор ушли на организацию собственного участия в Олимпиаде.
О ВОРОВСТВЕ И ЧУДО-ФИРМАХ
– Считаю, что ключевые проблемы в олимпийском спорте связаны не столько и не только с финансами – и эту позицию поддержал Владимир Владимирович на совете, – сколько с низким качеством планирования, прогнозирования и управления. Но, безусловно, начать надо с малого: навести порядок и перестать воровать. Сама система реализации единого календарного плана – это зона повышенного коррупционного риска. Такой вывод сделала Счетная палата. О чем говорить, если фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которая специализируется на установке пожарной сигнализации, в текущем году получила контракт на три с лишним миллиарда рублей и будет финансировать организацию пяти тысяч спортивных мероприятий по всей стране. Фирма эта называется ООО «Агора АйТи». Мы направили материалы в Следственный комитет, и правоохранительные органы, я думаю, разберутся, что это за чудо-фирма.
А пресловутая практика закупок у единственного поставщика, фирмы-однодневки? Миллиарды бюджетных средств, сделала вывод Счетная палата, и в отчетах, и в актах это все прописано, уходят в коммерческие банки, где, по сути дела, крутятся, потом только частично возвращаются в бюджет страны. Из года в год конкурсы на освоение миллиардных сумм бюджетных средств выигрывают фирмы, которыми управляют одни и те же лица. И еще один момент. Расходы на так называемый олимпийский имидж страны. Мне кажется, что лучше быть скромнее в этих мероприятиях, но повысить эффективность в результатах на Олимпийских играх.
ОБ ЭКОНОМНОСТИ ПАРАЛИМПИЙЦЕВ
– Совсем по-другому выглядели наши дела у паралимпийцев. Денег было использовано в 15 раз меньше – 378 миллионов рублей за четыре года. А в результате – 38 медалей и первое место в Ванкувере. Может быть, дело не в деньгах, а в мотивации? Очевидно, надо разграничить финансирование мероприятий в области массового спорта и мероприятий, которые связаны с подготовкой спортсменов к участию в Олимпийских играх.
Второе. Необходимо четко распределить полномочия, ответственность и финансы в треугольнике – министерство, Олимпийский комитет, спортивные федерации. Возможно, будет целесообразным считать ответственным за олимпийские результаты и всю систему подготовки сборных сегодняшний Олимпийский комитет.
Третье. Необходим программный целевой подход к финансированию мероприятий олимпийского цикла. Тогда деньги в виде субсидий можно напрямую давать спортивным федерациям и Олимпийскому комитету. Но при этом их контролировать. Можно также, это наше четвертое предложение, рассмотреть вопрос о создании при Олимпийском комитете России автономной некоммерческой организации с функциями Дирекции целевых программ по подготовке российских сборных к Олимпийским играм.
В-пятых, безусловно, необходимо создать систему внутреннего контроля и антикоррупционной профилактики в самом Минспорте и подведомственных ему государственных учреждениях, которые отвечают за развитие спорта.
Шестое наше предложение: надо повысить целевой и адресный характер использования средств в области спорта высоких достижений. Наконец, давно пора разобраться со спортивными лотереями. Во всем мире, в свое время даже в Советском Союзе, они приносят миллионный доход в спорт. У нас по итогам проверки выяснилось, что спортивный бюджет, бюджет страны недополучил 2,5 миллиарда рублей по лотереям. Материалы тоже направлены в правоохранительные органы.
И последнее, может быть, несколько философское рассуждение. Во всем мире государства приходят к выводу: олимпийский спорт – это один из источников развития экономики. Ибо спорт высоких достижений и его победы стимулируют развитие целых отраслей. Лично я уверен, что при правильном подходе спортивный кластер, как сегодня принято говорить, может оказаться не менее прибыльным для страны, чем нанотехнологии или силиконовые долины.