Волейбол. В чем сила «Факела», брат?! Близнецы Дмитрий и Сергей Михайловы уже более десяти лет защищают цвета новоуренгойского клуба

Семейные традиции в отечественном профессиональном волейболе не такая уж редкость. Однако встретить в одном клубе близнецов сегодня можно только в самой северной волейбольной команде России – «Факеле».
news

ВОЛЕЙБОЛ
КАЛЕЙДОСКОП

 Семейные традиции в отечественном профессиональном волейболе не такая уж редкость. Однако встретить в одном клубе близнецов сегодня можно только в самой северной волейбольной команде России – «Факеле».

23-летние Сергей и Дмитрий Михайловы играют в родном клубе с 12 лет, а последний из них входит в число наиболее перспективных либеро страны.

Самое прямое отношение к спорту и волейболу имеют и родители Михайловых. Павел Валерьевич — основатель и бессменный руководитель мужского волейбольного клуба «Факел», который прошел путь от команды-участницы областного первенства до элитного клуба суперлиги, а Марина Сергеевна, в свое время активно игравшая и в баскетбол, и волейбол, уже не первый год является начальником управления физкультуры, спорта и туризма мэрии Нового Уренгоя. Поэтому Михайловым-старшим не надо объяснять, что такое профессиональный спорт и сколько труда и пота нужно затратить и пролить их детям, чтобы добиться каких-то значимых результатов в современном волейболе. Сыновья сделали свой выбор, но и сами родители по большому счету приложили к этому руку.

По словам Марины Михайловой, дети уже в полтора года всегда находились вместе с ними в спортивном зале, а с трех лет их игры были связаны исключительно с мячом. Правда, сначала больше с мини-футбольным. В небольшом по российским масштабам городе был дефицит с волейбольными наставниками.

Но когда появился заслуженный тренер СССР Юрий Дьяконов, все встало на свои законные места. Случилось это все же не сразу.

В ВОЛЕЙБОЛ – ЗА КРАСИВОЙ ФОРМОЙ

— С 8 до 10 лет я серьезно «болел» футболом, — начинает наш разговор Дмитрий Михайлов. – Только затем в моей жизни появились волейбол и мой первый тренер Юрий Павлович Дьяконов. Но еще год я пытался совмещать две дисциплины и лишь после серьезного разговора со своим наставником понял, что пора определяться, иначе будет, как в поговорке «за двумя зайцами погонишься…». А тут еще отец приманку забросил: мол, если выберу волейбол, то сразу форму получу. Мама была тоже за волейбол. В итоге мы с братом сразу оказались в детской команде «Факел».

Уже с 12 лет начали играть на областных соревнованиях и до 17 никому не проигрывали, даже попали в десятку лучших команд на Всероссийских соревнованиях, что для Нового Уренгоя было огромным достижением.

— А когда вы впервые надели форму взрослой команды?

— В мужскую команду из юношей в 2000 году попали сразу четверо – я с братом, Андрей Наумов и Спартак Орехов. Тогда нам было по 17, и клуб играл в высшей лиге «Б», а я был доигровщиком. Уже на следующий год клуб уверенно пошел вверх, а отец предложил мне попробовать себя на позиции либеро – у меня неплохо получался прием.

И осенью на Кубке Сибири и Дальнего Востока я дебютировал в этой роли. Вроде бы дело пошло. Мой брат также играл на турнире, по окончании которого отец уже стал решительно настаивать на том, чтобы кто-то из нас сделал выбор в пользу либеро.

— Мне кажется, отец сделал то предложение, от которого вы тогда не могли отказаться, а сейчас об этом и нисколько не жалеете. А он так же строг по отношению к вам и при разборах игры?

— Обычно после матча мы с ним не общаемся, но, признаться, не помню, чтобы он меня сильно критиковал. Может быть, не было уж совсем провальных матчей. Вот мама – это совсем другая история.

— Вы имеете в виду ее эмоциональность во время игр с вашим участием?

— Я вам скажу больше: после матча она может запросто подойти ко мне и прямо в лоб заявить: здесь я делал все не так, а вот здесь мог сыграть и получше.

Вообще я лично привык к тому, что в Новом Уренгое оба моих родителя на волейбольных матчах всегда рядом. Эта как данность, к которой надо относиться философски. Хотя, признаюсь, мама с нами по-прежнему общается как с детьми. Но это все мелочи. Мне нравится, что спорт в разных его проявлениях – это вся жизнь как для нас с Сергеем, так и для наших родителей, что заметно упрощает наше общение.

Кстати, у мамы 3 ноября день рождения, и я не уверен, что мы с братом сможем увидеть ее в этот день. Так что хочу через газету передать ей огромный привет и пожелать здоровья. А еще я очень надеюсь, что ее работа и карьерный рост в будущем не будут ей мешать больше внимания уделять семье. Мы и сами-то все время в разъездах, поэтому хотелось бы видеть маму чаще хотя бы в Новом Уренгое, и не только на играх «Факела».

НОВОЕ АМПЛУА КАК ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ

— Либеро – не столь давнее изобретение в волейболе, поэтому легендарных игроков этого амплуа пока еще попросту нет…

— Когда я впервые занял место либеро, в России настоящими игроками этого амплуа могли себя считать лишь единицы. Сегодня кандидатами в сборную России являются Вербов и Ермаков, а ведь это ребята моего отнюдь не почтенного возраста.

В тот момент еще мало кто знал тонкости фактически новой волейбольной профессии. Отчасти учились у тех доигровщиков, которые действовали качественно в защите и на приеме и становились либеро в какой-то мере вынужденно. Мы фактически вышли из старого волейбола. Сейчас же в отечественных детских спортивных школах уже появилась специализация – либеро.

— А каким должен быть идеальный современный либеро?

— Мне кажется, что это, во-первых, обязательно очень эмоциональный человек, умеющий заводить, настраивать команду.

Во-вторых, он должен быть самым надежным игроком на приеме, практически не имеющим права на ошибку. Сегодня в волейболе главное, на мой взгляд, — это подача и прием. К первому элементу либеро не имеют отношения, а вот во втором – мы главные действующие лица.

И еще. Классный либеро должен уметь в каждом матче поднять как минимум один супертяжелый мяч в доигровке.

— Вы в основной команде с 17 лет, и за это время через «Факел», который поступательно идет наверх, прошло очень много волейболистов. Это не мешало вашему развитию?

— Наоборот, как игроку это принесло мне пользу. Дело в том, с того момента, когда мы пришли в основную команду, она фактически и стала набирать ход, переходить из низших дивизионов в более высокие по рангу.

Естественно, в «Факеле» стали появляться более авторитетные волейболисты, что давало и дает нам возможность на них равняться, перенимать опыт и мастерство.

— А как относитесь к довольно частой смене наставников?

— Конечно, желательно, чтобы тренер задерживался подольше в команде, но что делать, такова жизнь – подстраиваешься под новые требования, ведь каждый наставник в игровой ситуации ведет себя по-разному. То же самое касается подготовительной, тренировочной работы.

— Думаю, что к стилю работы и требованиям Бориса Николаевича Колчина вы привыкли — в «Факеле» он уже полтора года. А вот новых, опытных игроков в составе опять прибавилось. Отсюда, похоже, и еще более серьезные задачи, которые ставятся перед клубом на сезон. Груз ответственности не давит?

— Коли ты профессионал, должен сделать все возможное, чтобы выполнить и эти задачи. Психологическая нагрузка есть, но это нормально.

Кстати, у нас с братом и Сергеем Юркиным ответственность перед болельщиками Нового Уренгоя, может быть, еще даже выше, чем у других, ведь мы здесь воспитывались, играли на протяжении многих лет. Но, с другой стороны, своих, доморощенных, игроков болельщики больше поддерживают – это плюс.

О КЛОКЕ, СБОРНОЙ И КИНО

— В «Факеле» с нетерпением ждут олимпийского чемпиона-96 капитана сборной Голландии Клока. Он прекрасный доигровщик, но в «Факел» приглашается в первую очередь как либеро. Не боитесь конкуренции?

— В прошлом сезоне мне пришлось за место в составе соперничать с Ермаковым, так что конкуренции я не боюсь: буду бороться за место с Клоком в стартовом составе. Он отличный защитник, думаю, что многому у него могу научиться, например, разным тонкостям психологического плана.

А вообще во многих российских командах либеро – это молодые перспективные ребята, поэтому впереди жесткая конкуренция не только в «Факеле», разных клубах, но и в сборной.

— Уже задумывались о сборной?

— Всегда хочется расти – и здорово, что есть к чему стремиться. Не скрою, я ставлю перед собой конкретные цели, но вслух о них распространяться не хотелось бы. Скажу так: будем работать во всех направлениях.

— А чем в свободное время занимаетесь с Сергеем?

— Увлекаемся компьютерами, так же снимаем видеоролики и сами их монтируем. Иногда общаемся с друзьями. Еще я люблю кино, обычно смотрю на DVD, если есть возможность, предпочитаю сходить в современный кинотеатр. И фильм посмотреть, и просто развеяться.

— Алексей Вербов в 25 лет уже успел жениться…

— Долгое время все в моей жизни было исключительно завязано на волейболе, на самореализации в любимом деле. Но в последнее время жизнь получила и несколько другую окраску, что не может не радовать. Вообще внимание со стороны девушек было всегда, но всему свое время.

ДОСЛОВНО

Марина Михайлова, начальник управления физкультуры, спорта и туризма мэрии Нового Уренгоя:
– Как спортивному руководителю мне было бы приятно, если бы мои дети достигли больших результатов в волейболе и при этом понесли минимальные потери в плане здоровья.
А как матери – мне хотелось бы, чтобы они оставались хорошими, порядочными людьми, смогли реализовать не только свои спортивные начинания. Они уже сейчас рассуждают очень здраво и ставят определенные цели за пределами волейбольной площадки.

Новости. Волейбол