Призрак Николая Карполя. Колонка Сергея Микулика

Красивая была б история – три женские наши команды в игровых видах поехали в Рио и все три выходят в полуфинал.
news

Красивая была б история – три женские наши команды в игровых видах поехали в Рио и все три выходят в полуфинал. А это уже – турнир, доигранный до конца, как минимум – участие в битве за бронзу.

Но две сборные справились, а третья подвела. И от волейболисток на стадии четвертьфинала вылета почему-то совсем не ожидалось. И уж в любом варианте – не такого смиренного.

Когда счет был 0:2  по партиям и 5:11 в третьем сете, а Юрий Маричев тихим грустным голосом сообщал девчатам в тайм-ауте, что они совершают одни и те же ошибки, но даже не намекал, что нужно сделать для их исправления, сам собой встал в памяти легендарный Николай Васильевич Карполь и его легендарный финал-88 против Перу. Тогда было даже чуть хуже – 0:2 и 5:12. И была полупиратская трансляция по техническому каналу – без комментатора, но с максимально близко расположенными к площадке микрофонами. И вот когда девчонки с опущенными головами подходили к тренеру в этой паузе, казалось, лишь слегка отдалявшей неизбежный конец, у Карполя был вид комиссара, который достанет сейчас из кармана пистолет и поведет всех за собой в атаку – а если не поднимутся,  то перестреляет всех к чертовой матери, а последним патроном застрелится сам

Но у Карполя не было пистолета, и он, забрав в легкие весь воздух сеульского дворца, зарычал: да вы будете, трам-тарарам, наконец, делать, что вам говорят!!! Ты не туда пасуешь, ты не оттуда разгоняешься, а ты не там блокируешь! Ира-Валя-Маша – сейчас принимаем, сюда доводим, а отсюда атакуем! Все – идите и помните: мы еще ничего не проиграли!!!

Тогда, между прочим, играли еще до пятнадцати, и перуанки в том тайм-ауте думали уже о том, насколько эффектно они будут выглядеть на пьедестале. Но вышло по-карполевски – очень может быть, что это был самый показательный в истории матч такого уровня выигранный сначала тренерской глоткой, а потом уже – воплощением его идей на площадке. Кстати, самый страшный крик Карполя всегда нес в себе нужную подсказку: если даже он, свирепея на глазах и теряя уже остатки голоса, сипел «Ма-а-а - ш а- а!!!», это означало, что  данная Маша исполнила сейчас совсем не то, о чем они только что с тренером договорились. а это  в глазах Николая Василича  выглядело преступлением.

И вы, конечно, можете не поверить, но я, проехавший с той сборной пару победных чемпионатов Европы и один – мира, крайне  редко встречал в обычной жизни более рассудительных и приятных в общении тренеров, если не вообще – людей, нежели Карполь. Какой же это гений перевоплощения! «В день игры я надеваю маску негодяя» – мои любимые его слова.

Но один наследник Карполя по прямой у нас все же в Рио имеется. Трефилов его фамилия. Не знаю, какую «маску» он оставляет в раздевалке, но если тренер просит в тайм-ауте защищаться на девятиметровой линии, но его раскатистое «Встреч-а-а-а-ть!» слыхать через полмира. А если нападать надо обратным ходом, то он хватает этих чемпионок за руку и показывает – как. После одной не слишком удачной игры в группе пообещал, правда, пойти и повеситься – для пущей наглядности, в женском туалете.. Но потом решил отложить такие радикальные меры – и правильно, еще полуфинал с норвежками играть.

Новости. Волейбол