В ожидании «Мазерати» и «Макларена». «Формула-E» начинает новый сезон

В четверг в Саудовской Аравии проходит первая тренировка стартового этапа восьмого чемпионата «электроформул».
news

ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПЕРЕД ОБНОВЛЕНИЕМ МАШИН

Предстоящий чемпионат мира будет последним для автомобилей второго поколения Gen2. Эти болиды проведут на трассах свой четвертый сезон, а уже в 2023-м их сменят машины Gen3. Эволюция между поколениями в «Формуле-E» получается достаточно заметной. Автомобили Gen1 не могли проехать большую дистанцию и их приходилось менять во время заездов. В Gen2 гонщики преодолевают всю гонку без необходимости дополнительного пит-стопа. А в Gen3 плановые остановки на пит-лейне вернутся, так как появится система быстрой подзарядки.

В восьмом сезоне машинам Gen2 добавят мощности. Она увеличится с 200 до 220 киловатт в обычном режиме и с 235 до 250 киловатт в режиме атаки.

«Формулу-E» много критиковали за формат квалификаций, и серия подготовила в этом году революционный регламент. В квалификациях появится плей-офф. Гонщиков сначала будут разбивать на две группы по 11 человек. По четыре лучших выходят в следующую стадию, где поборются за поул по системе с выбыванием.

Также изменились правила, касающиеся продолжительности гонок. Обычно они длятся 45 минут + 1 круг. Но теперь к этому времени может быть добавлено до 10 минут в случае выезда машины безопасности или введения режима желтых флагов по всей трассе. По-прежнему работает Fanboost — возможность бонусного ускорения, которую некоторые пилоты получают по результатам голосования болельщиков.

ФИНАЛЬНЫЙ СЕЗОН «МЕРСЕДЕСА»

Число участников чемпионата в этом году сократилось с 12 до 11 команд, так как серию покинул заводской коллектив «Ауди». Немецкая марка в стартующем сезоне будет выступать только в роли поставщика силовых установок для британской «Энвижн».

Также отказалась от «Формулы-E» заводская команда БМВ, которая изначально работала в сотрудничестве с американским коллективом «Андретти». Последний сохранил место в чемпионате, заручившись поддержкой криптовалютной компании Avalanche. БМВ остается поставщиком силовых установок для «Андретти».

Действующие чемпионы «Формулы-E» из «Мерседес» ранее объявили, что предстоящий сезон станет для команды финальным перед уходом из серии.

Все немецкие производители требовали больше возможностей для технологического развития и следовательно увеличения бюджетов. Однако организаторы «Формулы-E» вероятно учли уроки последних лет от серий WTCC, DTM и класса LMP1 в WEC. Эти чемпионаты оказывались в зависимости от богатых производителей, бороться с которыми новичкам и менее обеспеченным соперникам становилось почти невозможно. Число участников уменьшалось, затем заводские марки внезапно уходили, и серии оказывались на грани выживания.

Сейчас «Формула-E» уже подтвердила приход заводской команды «Мазерати» через сезон. Возможность участия в серии рассматривает и «Макларен», который вскоре должен объявить о своем решении.

СЕМЬ ЭКС-ПИЛОТОВ «Ф1»

В «Формуле-E» почти всегда идет очень плотная борьба, такой она должна быть и в 2022-м. В прошлом году отрыв чемпиона от пятого места составил всего 10 очков. Обладатель титула Ник де Врис мог перейти в команду «Уильямс» «Формулы-1», но его место досталось Александру Элбону. Так что нидерландцу вновь потребуется проявить себя, чтобы «Мерседес» попробовал найти ему место в Ф1 в 2023-м. Его напарник по немецкой команде Стоффель Вандорн, тоже будет серьезным претендентом на титул. В прошлом году бельгиец занял в чемпионате мира третье место и трижды выигрывал поул.

Не изменили свои составы и команды, занявшие в прошлом году второе и третье места в ФE. За «Ягуар» будут выступать новозеландец Митч Эванс, который в 2021-м был одним из претендентов на чемпионство, но заглох на старте решающего заезда, а также Сэм Бёрд. Британец не пропустил ни одной гонки «Формулы-E» с момента ее основания, выигрывал этапы в каждом сезоне и постарается наконец использовать свой опыт для завоевания первого места в общем зачете. «ДС Течита» сохранила титулованный состав из двукратного чемпиона «электроформулы» француза Жан-Эрика Верня и однократного Антониу Феликса да Кошты из Португалии.

Прежние составы также у «Энвижн» (нидерландец Робин Фряйнс, новозеландец Ник Кэссиди) и «Порше» (немцы Паскаль Верляйн и Андре Лоттерер).

Внутри «Формулы-E» в межсезонье было несколько внутренних трансферов. Бывший обладатель титула бразилец Лукас ди Грасси, который, как и Бёрд, не пропустил ни одного этапа серии за прошлые семь лет, после ухода «Ауди» нашел место в «Вентури». Там его напарником будет вице-чемпион прошлого сезона швейцарец Эдоардо Мортара, показавший лучший результат не последних предсезонных тестах.

Британец Оливер Роуленд перешел из «Ниссана» в «Махиндру», где станет выступать вместе с соотечественником Александром Симсом. Место в «Ниссане» в свою очередь получил немец Максимилиан Гюнтер, ранее гонявшийся за «Андретти». Его напарником будет еще один экс-чемпион «Формулы-E» швейцарец Себастьен Буэми.

Сама «Андретти» в пару к британцу Джейку Деннису взяла дебютанта, чемпиона «Инди Лайтс»-2019 американца Оливера Аскью. Он станет первым представителем США в «Формуле-E» с 2015 года.

Другим дебютантом сезона является британец Дэн Тиктум, занявший четвертое место в прошлом сезоне «Формулы-2». Он выступит за китайскую команду НИО вместе с соотечественником Олиером Тёрви.

А самый интересный новичок появился в «Драгон-Пенске». В американской команде выступит итальянец Антонио Джовинацци, который еще полтора месяца назад гонялся в «Формуле-1». Его напарником будет бразилец Сержиу Сетте Камара. Претендентом на место в «Драгон-Пенске» когда-то считался россиянин Даниил Квят, но в итоге он не попал в американский коллектив и теперь непонятно, будет ли он хоть где-то выступать в 2022 году.

Всего же в «Формуле-E» сейчас семь участников с опытом гонок в «Формуле-1»: Джовинацци, Буэми, ди Грасси, Верляйн, Вандорн, Вернь и Лоттерер.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КАЛЕНДАРЬ

В сезоне запланировано 16 гонок — это рекорд для «Формулы-E». В календаре появились сразу три новые городские трассы — в Ванкувере, Джакарте и Сеуле. Гонки в столицах Индонезии и Южной Кореи собирались провести еще пару лет назад, но тогда помешала пандемия. А сейчас именно Сеул должен принять две финальные гонки сезона.

В календарь вернулся также заезд на автодроме братьев Родригес в Мехико. В прошлом году Мексика принимала «Формулу-E», но два этапа проходили на трассе в Пуэбле. Выбыли из расписания чемпионата и две гонки в Валенсии.