Экс-главный тренер «Кубани» Сергей Овчинников: Начинаю влюбляться в «Спартак»

На «Прямой линии» в «Советском спорте» побывал Сергей Овчинников, покинувший пост наставника «Кубани» около двух недель назад. Первая часть беседы Сергея с нашими читателями и журналистами отдела футбола была опубликована в четверг, 20 августа.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

На «Прямой линии» в «Советском спорте» побывал Сергей Овчинников, покинувший пост наставника «Кубани» около двух недель назад. Первая часть беседы Сергея с нашими читателями и журналистами отдела футбола была опубликована в четверг, 20 августа.

«ДЛЯ ФАНОВ «ЛОКО» ВЫ — НОМЕР ОДИН!»

— Здравствуйте, Беликова Галина из Москвы беспокоит. Сережа, для нас, болельщиков «Локомотива», вы всегда Босс!

— Спасибо.

— Я на встрече фанов с игроками во всю ивановскую кричала, чтобы вы не уходили из «Локо» и оставались вратарем…

— Помню, помню.

— Вы из-за «Кубани» не переживайте! «Локо» — моя любовь, а вы наш кумир. Вернетесь к нам?

— У меня есть такое желание. Но его недостаточно. Юрий Палыч Семин сказал, что тренерский штаб уже укомплектован. И я его понимаю. Поэтому – насколько я нужен «Локо»?

— Как же не нужен?

— Это решают президент клуба и главный тренер… Будет предложение — я «за».

— А если позовут работать тренером вратарей?

— Это очень узкая специализация. Но если работать помощником главного тренера и заниматься с вратарями — почему нет?

— Знайте: для нас, болельщиков «Локо», именно вы – номер один!

— Спасибо. Очень приятно.

— Это Артем из Москвы, болельщик «Локо» с семилетним стажем. Что вам больше всего не понравилось в Краснодаре?

Жарко очень, — отшучивается Овчинников.

— Рискнули бы пойти работать в первый или второй дивизион?

Конечно. И риска здесь нет. Тренер – творческая профессия, пусть и ставится конкретная задача. Когда приходил в «Кубань», была задача не вылететь. Но едва ли не с первого тура началась истерия – мы вылетим, вылетим… Спрашиваю: «Почему?» Да, проиграли «Рубину», да, 0:3… Но ведь мы не топ-клуб. И я говорил руководству: будет трудно, но не вылетим, а в сезоне-2010 поборемся за место в еврокубках.

Мне отвечали: у нас суперкоманда, мы должны быть в пятерке, а занимаем 14-е место… Но мы еле состав набрали на сезон! Когда я пришел в команду, там было восемь футболистов, состав добрали к последнему сбору.

— И вы обратились в «Локо», чтобы там продали «Кубани» Хамину и Траоре?

— А откуда еще было брать футболистов, если не из родного «Локомотива»? – улыбается Овчинников. – И не продали, а отдали в бесплатную аренду. Поначалу был скепсис: мол, они не играли в «Локо»! Хорошо, удалось убедить руководство. Мне чисто по-человечески в «Локо» пошли навстречу.

— Олег из Москвы беспокоит. Почему «Кубань» играла на равных и побеждала ЦСКА, «Спартак» и «Локо», но проигрывала своим прямым конкурентам?

— Во-первых, для ребят московские команды — огромный раздражитель. Во-вторых, давление зрителей — в Краснодаре всем играть тяжело. В-третьих, без удачи не обошлось. Но победы были, конечно, громкими – тот же «Спартак» «Кубань» обыграла впервые за 80 лет, ЦСКА – впервые за 20 лет российской истории…

— Нигматуллин вернулся в большой футбол, Парфенов… Вы не собираетесь?

— Эх, я все-таки немножко постарше этих ребят… И комплекция немного уже не та. Но скажи Семин, что я нужен в воротах, через две недели все будет тип-топ! Я даже в Краснодаре играл в воротах на тренировке, чтобы кое-что подсказать защитникам – за 25 минут мне голов не забили. Играли в июне благотворительный матч на Восточной улице, тоже на «ноль» отыграл тайм. Так что надо будет – вернусь.

— То есть игрока в себе вы не убили?

— Нет, конечно. Не понимаю этого выражения. Как не понимаю и фразы «резать по-живому». Для меня это неприемлемо. Не надо убивать в себе игрока, это помогает в контакте с футболистами. Вот пример – Моуриньо, которого я хорошо знаю и с которым давно общаюсь, еще с тех времен, когда он в Португалии тренировал «Лейрию». Все футболисты говорят одно и то же: «Это человек, ради которого можно умирать на поле». А вы говорите – резать по-живому… Для того, чтобы быть жестким, необязательно кричать. Могу наказать очень сурово и делал это.

«ПОЗОВУТ В «СПАРТАК» — ПОДУМАЮ»

— Дмитрий из Одинцова. Как к вам отнеслись в «Кубани»?

— В клубе изначально был стереотип. Мол, Овчинников — молодой тренер, которым можно управлять. Многого якобы не знаю. А когда выяснилось, что мы с помощником Андреем Семиным многое понимаем, управлять нами сложно, — начались трудности. Прогнись я там – быстро перестали бы уважать.

— Сергей из Фрязина. Что вам понравилось в работе с командой, а что нет?

— Мне хотелось создать в коллективе обстановку доверия. Сделать это удалось. Не понравилось то, что не все от меня в команде зависело. Не нравится, когда за меня принимают решения. Когда так происходит, то понятно, что во главе угла стоят деньги…

— Болельщик «Спартака» беспокоит. Почему вы так не любите нашу команду?

— А я не говорил, что не люблю «Спартак» — это принципиальный соперник, к которому отношусь с уважением. Но футбол – это шоу, и если мы выигрываем, то почему бы и не позлорадствовать? Для меня победы над этим великим клубом значили очень многое.

— Представьте, что вас зовут работать в «Спартак»…

— Рассмотрел бы предложение с удовольствием — начинаю потихоньку влюбляться в эту команду.

— С чего бы это?

— После того, как я закончил играть в футбол, болельщики «Спартака» оказывают мне всяческую поддержку. Где бы мы ни встречались! Вот недавно играли со «Спартаком» в «Лужниках». Они, конечно, скандировали известную кричалку обо мне. Я в ответ похлопал – и какую бурную овацию услышал в свой адрес! Так приятно! Наверное, люди понимают, что соперничество со «Спартаком» было очень острым и я не мог оставаться равнодушным. Да и надо же кого-то ненавидеть. Вот пусть меня и ненавидят.

— Вы еще говорили, что, кроме «Спартака», не любите хлебные крошки…

— Ну да, не люблю беспорядок на столе. Но сейчас купил доску и режу хлеб только на ней.

— Не хотелось бы вам попробовать себя в роли телекомментатора?

— Если только разово. Предложения были.

— А почему разово?

— Потому что, во-первых, у нас достаточно квалифицированные журналисты, и, во-вторых, когда я смотрю телепередачи о футболе и вижу, кто туда приходит, то поневоле вспоминаю старую футбольную шутку – все безработные в сборе… Но это шутка. Конечно, если позовут, приду.

«ХОТЕЛИ УВОЛИТЬ УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ»

— Что за люди руководят «Кубанью»?

— Главный руководитель – Олег Артурович Мкртчан.

— Вы с ним часто встречались?

— Три раза. Говорят, до меня он ни с кем из тренеров не встречался. Общался и с вице-губернаторами Краснодарского края.

— Получается, имея таких покровителей, вы могли себя чувствовать очень уверенно.

— Если бы… Каждодневные решения в клубе принимают другие люди. И им давно пора понять – увольнения тренеров по ходу сезона в премьер-лиге всегда, гарантированно, ведут к вылету. Может быть, пора было попробовать дать тренеру спокойно доработать сезон?

Как это ни абсурдно прозвучит, мы занимали свое место – 14-е. Заверши так сезон, все были бы счастливы. Смотрите, «Крылья», «Амкар», нальчикский «Спартак», «Химки» проигрывают часто. Но там нет истерик по поводу вылета – все поддерживают тренера и верят в него. А у нас постоянно шли разговоры о вылете… Паника! Меня, кстати, хотели уволить после первой недели работы…

— Вот так номер.

— Проиграли на сборах «Уралу», крепкой команде первой лиги – у нас не играло несколько основных игроков. Слышу: давайте его выгоним… Слава богу, выиграли следующий матч. Играем на сборах, вокруг только и говорят: играете со слабыми соперниками. Слабые – это узбекский «Бунедкор» с Ривалдо и бронзовый призер чемпионата Украины… Отлично, говорю, привезите нам «Барселону», мы с ней сыграем.

— Привезли?

— Увы… Наш гендиректор заставил играть два дня подряд. Первый матч выиграли у украинской команды. «Так, — говорят, — завтра играем с сильным соперником, «Анжи». А то что-то слабые соперники у вас». Ребята молодцы, сыграли вничью…

Уступаем в первом туре «Рубину» — опять начинается. Какие проблемы, «Рубин» вон сейчас всем почти по три забивает… Это вообще-то чемпион страны! Хорошо, выиграли потом у «Спартака».

— Чувствовали себя временщиком?

— Месяца четыре жил на базе. Спрашиваю: а можно, мол, квартиру подобрать, семья у меня… Подожди, мне говорят, не торопись… Когда обыграли «Локо», сказали: поехали квартиру смотреть!

— Признали, что надолго приехал?

— Я знал, что развязка близка. Много вещей в Краснодар не брал – наготове всегда была спортивная сумка. Чтобы долго не собираться.

— Хорошая база у «Кубани»?

— Уютненькая, советского типа… Кормили футболистов очень сытно. Мы попросили сделать рацион легким. Добавили больше рыбы, свежих, а не замороженных продуктов. Больше зелени, убрали соки эти непонятные… В общем, азбучные истины, но и это было нелегко сделать.

— То есть Олег Мкртчан, который вас приглашал, далеко, а с местными работниками клуба вы просто не сработались?

— Понимаете, у него серьезный бизнес, а «Кубань» поручена помощникам. Информацию он получал от них.

— Быть может, стоило общаться с первым лицом почаще?

— При первой встрече я сказал Олегу Артуровичу, что с моей стороны работа будет честной и порядочной. Приложу все силы, все знания. Так и работал. Получалось, он верил другим…

— Уверены, что решение о вашем уходе принимал именно он?

— Не думаю, что такое решение может принять кто-то другой. Мкртчан – человек очень эмоциональный, именно поэтому меня и рассчитали сразу после игры с «Сатурном». Ночью. До утра не дождались, потому что опасались — владелец клуба может передумать. «Шеф сказал спасибо. Быстро-быстро все подписывай! Быстрее-быстрее», — говорили мне.

— Была проблема: вы – москаль, а в клубе все – местные?

— Кто там местный? Один из Полтавы, другой из Армавира… А в команде только один местный футболист – Топчу. Профессионализм работника клуба или футболиста оценивается не по месту жительства. Краснодарская пресса писала дикие вещи – мол, в «Кубани» уже семь чернокожих футболистов, больше всех в России! Постойте, отвечаю, но это все наши легионеры. Вы же пропагандируете расизм!

— Почему не удалось приобрести Евсеева?

— Он приехал к нам на сборы с лишним весом, после отпуска. Только приехал – все, не берем, он толстый. «Отвечаешь за него?» — спросили меня в клубе. Отвечаю, говорю. Но так и не купили. Ход чемпионата показал, что Евсеев бы нам обязательно помог. А Вадик свою состоятельность доказал – в «Сатурне», регулярно попадая там в состав. Полагаю, я неплохо подготовил Евсеева к сезону…

— Вы пригласили в команду португальского тренера Мариано Баррету, но позже он команду покинул. Почему?

— Ему предложили работу в другой стране. Но Баррету – это моя ошибка. Ему было неинтересно в «Кубани». Думал, что он поможет, а получилось, что Мариано скорее был наблюдателем. Как физически готовить команду к сезону, нам больше подсказывал тренер из киевского «Динамо» — Винченцо Пинколини, с которым мы постоянно были на связи.

— Вы нечасто высказывались о судействе, работая в «Кубани». Почему?

— Потому что изменить ничего нельзя. Проблема в судействе одна – доверие. Почему ошибки наших судей воспринимаются клубами так остро? Потому что нет уверенности в том, что эта простая ошибка, а не предвзятость. Проблема только в этом. А вообще-то у нас есть хорошие судьи – как правило, из числа бывших футболистов. Валентин Иванов, Лаюшкин… Не понимаю, как можно отстранять такого арбитра, как Егоров. Поверьте, это очень уважаемый человек. Уважают его за то, что он честен. И я мог рыкнуть на поле на судей, но только не на Егорова.

«Я УГРОЖАЛ, НО НЕ ШТРАФОВАЛ»

— Кто вас в Краснодаре поддерживал?

— Болельщики. Поддерживали вице-губернаторы Николай Долуда и Иван Перонко. Поначалу скепсис у них присутствовал, а затем отношение поменялось.

Мне не хватило опыта в общении с людьми, которые не являются в футболе профессионалами, а только считают себя таковыми. Теперь такой опыт есть. Сейчас понимаю, что мне надо было заручиться такой поддержкой у владельца клуба, чтобы никто другой не мог говорить обо мне гадости за спиной, чтобы было полное доверие и информация команде шла только из моих уст.

— Может, не стоило и идти в «Кубань»?

— А как не идти? Это же премьер-лига. Юрий Палыч сказал: хоть все ненадолго, но идти надо. И мы с Андреем (Семиным. – Прим. ред.) жили и дивились: надо же, полгода уже поработали, потом семь месяцев, восьмой… Били рекорд за рекордом!

— Самый нелепый упрек, услышанный вами в Краснодаре?

— Почему мы не прессингуем и мяч у нас не ходит, как у «Барселоны»?

— Что в Краснодаре нужно поменять?

— Прослойку менеджмента между владельцем клуба и тренером. В офисе клуба нужен человек, который бы не себе зарабатывал деньги, а помогал клубу развиваться.

— Почему «Кубани» часто забивали на последних минутах?

— Важен опыт, которого у нас не было. Не хватало концентрации. В Химках мы получили гол уже в добавленное время, когда, ведя в счете, побежали забивать еще один гол. В игре с Нальчиком защитник соперника Джудович с мячом уже в раздевалку шел, но в результате мы пропустили гол… Кто-то поскользнулся. Спрашиваю защитников: вы почему в бутсах с 13 шипами играете? Выкиньте эти бутсы, защитник должен играть на шести!

Приходилось объяснять, что и тренироваться надо в щитках. Привожу пример из моей карьеры в «Порту». Ответственный матч в Лиге чемпионов, Деку на тренировке перед игрой в квадрате бегает без щитков. Ему случайно ударили щипами в голень. Надкостница воспалилась, началось заражение, и на месяц мы потеряли ведущего футболиста.

— Пример подействовал?

— А как же? Правда, я еще сказал, что за выход на поле без щитков – штраф 500 долларов. Все стали надевать. Но я, как Юрий Палыч, угрожаю, но не штрафую. По игрокам «Кубани» я должен сказать следующее: каждый из них прибавил за этот год.

— Вас не удивила реакция прессы на вашу отставку? Коллеги, за редким исключением, не поняли увольнения из «Кубани».

— А что в этом удивительного? Журналисты просто написали то, что на самом деле черное – это черное. Кстати, спасибо Юр Санычу Севидову – он поддержал. А после моего увольнения не написал, что из вратарей тренеры не получаются.

— Кто вас поддержал после отставки?

— Звонил Костя Сарсания. «Спасибо, говорит, «Кубани» за твое увольнение. Теперь мои «Химки» точно останутся в премьер-лиге». Из «Локо» многие звонили.

— Что будет с «Кубанью»? Она вылетит?

— Переживаю за ребят, желаю команде успеха. Вылетит ли команда? Если об этом постоянно говорить, то вылетит обязательно…

— А если позовут обратно, пойдете?

— Такой вариант, учитывая обстановку в «Кубани», не исключен. Позовут – вернусь. Мешали ведь мне не намеренно, просто не все в клубе понимают футбол… Футбольный клуб – не завод, здесь все равно главный — тренер.

В Турции как-то начальник команды попросил купить билет игроку. «Ты что, опух?» — спрашиваю. «Как вы со мной разговариваете? Я — начальник». Говорю ему, когда сезон начался, что он мне на скамейке не нужен. Отвечает: «Вас, тренеров, здесь много перебывало. А я сидел и сидеть буду». Ох, и тяжко же мне было этого «начальника команды» выгнать из команды…

— То есть вариант «тренер-менеджер», как в «Спартаке», выглядит идеальным для нашей премьер-лиги?

— Очень рад за Валеру и желаю ему всего самого лучшего. Он великий игрок, который взял на себя громадную ответственность. Удивляют разговоры, что, дескать, он захотел потренировать от нечего делать… Какое нечего делать, ребята? Проиграй Валера две игры, его бы разменяли – и с тренерством было бы покончено! Он искренний человек, который видел проблему «Спартака» — класс есть, но есть и безволие… И Карпин знал, что делать, и сделал это.

Знаете, кого он мне напоминает? Франца Беккенбауэра. Он ведь тоже, когда возглавил сборную Германии, не имел тренерской лицензии. Но блестяще себя проявил. А возвращаясь к вашему вопросу – для некоторых клубов России такое совмещение постов великими в прошлом игроками — это выход.

Записал Сергей ЕГОРОВ