Николай Наумов: «Локомотив» может повторить судьбу «Торпедо»

О том, что грозит «Локо», и о базовых принципах его существования обозревателю Sovsport.ru рассказал бывший президент железнодорожников.
news

О том, что грозит «Локомотиву», и о базовых принципах его существования обозревателю Sovsport.ru рассказал бывший президент железнодорожников.

РЕКЛАМА РЖД СТОЛЬКО НЕ СТОИТ

- Вы понимаете, что сейчас происходит, если говорить о возросшем внимании ФАС к клубу?

- Прекрасно понимаю. И для меня это не новость. Ожидал такого еще в 2013 году. Тучное время закончилось, наступила эпоха экономии, да и в РЖД с показателями роста не все ладно. Так что ФАС рано или поздно озвучила бы нынешние требования. Вы знаете, что РЖД много раз судился с налоговой инспекцией?

- Понятия не имею.

- Когда с клубом заключался спонсорский контракт, деньги платились, как за рекламу. Но налоговая выдвигала претензии к РЖД: не может реклама столько стоить. Фактически, все сделано наоборот. В экономике сначала рассчитывается выгода от рекламы, затем суммы, которые надо потратить. Здесь же целью было вложить в клуб 5,5 миллиардов и подогнать их под рекламу. А в двери уже стучит УЕФА со своими лекалами. И говорит: ребята, эта услуга столько не стоит. У нее просто другая цена.

- Тогда почему «Локомотив» уже не попал под удар финансового «фэйр плей»?

- УЕФА мягко относится к этому делу. Дали клубу срок на исправление. Но потом обязательно придут.

- Допускаете, что есть сторонние компании, вовлеченные в отношения клуба и РЖД? И что это помогает сопротивляться давлению «фэйр плей»?

- Слышал. Ввела это Ольга Смородская. Разумное решение, помогающее уйти от санкций УЕФА. В свое время я предлагал совсем другую схему. И когда ее полностью отвергли, написал заявление об уходе.

ХОТЕЛОСЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

- Что за схема?

- Предлагалось сделать из клуба ОАО и передать ему непрофильные спортивные активы РЖД. По стране их около 300. Была идея объехать, посмотреть и выбрать, что нужно, а что нет. Применительно к футбольному клубу это 27 гектаров черкизовской земли, базу в Баковке, пансионат в Хосте, площади в Новокосино и так далее. А параллельно следовало насытить новое ОАО рентабельными объектами. Именно по такому принципу в свое время создавался сам РЖД.

- Кто же вам отдаст рентабельное?

- Не надо отдавать: был проект строительства таких объектов. Хотели восстановить аквапарк в Черкизово — эксперты не одобрили. Сломали. Запланировали строительство 30-этажного отеля со спа-салонами, бассейнами и прочей досуговой инфраструктурой. Архитектура Москвы дала добро. Плюс торговый центр типа «Атриума» на месте нынешнего бара «Кружка», ледовый дворец для игр и концертов, 6 кортов, детские площадки, малая арена, ряд мелких объектов. Все это должно было дать миллиард рублей чистого дохода.

- Для содержания топового клуба маловато.

- На эти деньги планировалось содержать школу и молодежный состав. Если РЖД по каким-то причинам переставал платить зарплату игрокам первой команды, клуб все равно оставался бы рентабельным и занимался бы детьми. А параллельно искал бы спонсоров. Возможно, большой футбол пришлось бы на время свернуть и распродать игроков. Но найти новых владельцев для главной команды с такой инфраструктурой было бы куда легче. Фактически, мы обретали независимость, как спортивное учреждение. И параллельно пускали в открытую продажу акции клуба, привлекая к владению им болельщиков. Сейчас же вторгаться в отношения РЖД и клуба другим инвесторам невыгодно. Какой смысл вкладывать в чужое?

- Никакого.

- Договорился я, допустим, с автомобильным гигантом временно переименовать арену за 10 миллионов. РЖД говорит: «Нет». А при моей схеме это было реально. И РЖД, кстати, вполне мог бы быть оставаться спонсором новой структуры, вкладывая в рекламу разумные деньги.

«ВАМ ДАЮТ ДЕНЬГИ, ВОТ И ИГРАЙТЕ»

- Какова судьба вашего проекта?

- Было сказано: «Головная боль. Вам дают деньги, вот и играйте». Я разозлился, расстроился и все бросил. Хотя программа была рассчитана на 4 года. Уже в 2013 году мы не боялись бы никакого «фэйр плей». А сейчас в РЖД пришел новый руководитель. Видит убыток в 44 миллиарда. При этом компания берет у государства 80 миллиардов инвестиций, и 5 из них уходят в карманы футболистов. Какой в этом смысл? Даже не знаю, как сейчас выкрутиться из ситуации. Очень тяжелый вопрос. Если только не найдется человек, который купит клуб.

- А что покупать-то, если объекты не принадлежат «Локомотиву»?

- Стадион и база в Баковке на балансе Московской железной дороги. Это главное. Думаю, малая арена тоже. А у клуба — бренд, автопарк, компьютеры. Может, недвижимость передадут клубу? Тогда шансы есть.

- Сами-то в это верите? Как и в то, что вам в свое время подарили бы 27 гектаров жирной московской земли со стадионом?

- Не верю. Но я говорю о пользе дела, а не о чьих-то карманах. Когда пришел в клуб, сразу сказал Владимиру Якунину: хочу сделать как надо, а не как есть. Делить деньги РЖД между агентами, игроками, тренерами мне неинтересно. Было желание сделать настоящий клуб. Но когда начал, понял: гром еще не грянул, мужик не перекрестится.

- В каком смысле?

- Взять зарплаты игроков. Не раз поднимал вопрос: почему мы платим их в долларах, имея финансирование в рублях? В РФС меня высмеяли. А теперь столкнулись с проблемой во весь рост. Беседуют с игроками, уговаривают…

ПОКУПАТЬ ТАМ НЕЧЕГО

- Что ждет «Локомотив», по-вашему?

- Страшно за клуб. Вполне может повторить судьбу «Торпедо».

- Вам не кажется, что возможен другой сюжет? Никто землю клубу не отдаст, она дороже любви к футболу. Вместо этого «Локомотив» юридически рассуют по дочкам РЖД и продолжат по-тихому содержать.

- Так, наверное, и будет. Уже сейчас главный акционер «Транстелеком». И знаете почему?

- Поясните.

- Когда «Транстелеком» возглавлял Сергей Липатов, эта богатая компания покупала футболистов. Перед ней возникли 1,5-миллиардные долги. Чтобы не отдавать деньгами, была сделана допэмиссия, и с «Транстелекомом» расплатились акциями. Ничего другого покупать в «Локомотиве» все равно нечего. В российских клубах даже футболисты не стоят на балансе, представляете? Им платят деньги, но как основное средство производства, имеющее стоимость, футболисты не учтены. Потому что люди, а не станки. Экономический нонсенс. Но таковы наши законы.

- Как их изменить?

- Считать игрока носителем рекламы. Тогда его можно ставить на баланс и учитывать ежегодную динамику стоимости. В противном случае имеем профанацию.

Новости. Футбол