Александр Елагин: Заснуть в эфире? Как это?

Комментатор «Матч ТВ» стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».
news

Комментатор «Матч ТВ», футбольный статистик, заслуженный артист России стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».

«Никогда и ничего не просите»

– Вы сейчас штатный сотрудник «Матч ТВ»?
– Был. Меня и еще ряд комментаторов вывели за штат, и мы сейчас работаем на гонорарной основе. Сколько проведем эфиров – столько и заработаем. Фактически все то же самое, но без социального пакета. Нет отпуска, больничного и так далее. Приглашенные люди. Но при этом комментаторы.

– Знаете свой календарный план на месяц?
– Нам обычно присылают расписание на неделю вперед. Ближайшая игра у меня 3 февраля: «Уотфорд» – «Челси» в чемпионате Англии.

– С кем комментируете?
– Один. А до этого работал на кубковой игре «Ливерпуль» – «Вест Хэм» вместе с Сашей Ширко. Сейчас есть такая практика - привлекать к эфирам бывших футболистов.

– Показалось, вы как-то спокойно воспринимаете свой перевод на гонорары. Хотя речь идет о понижении в статусе и в деньгах.
– А смысл волноваться? Разве это поможет? От меня ничего не зависит: поставили перед фактом и все. Ходить по начальству, умолять, просить бессмысленно. Как Воланд говорил в «Мастере и Маргарите»: «Никогда и ничего не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас». Вот и не прошу. Бизнес есть бизнес, глупо переживать.

– Вам хотя бы объяснили, что вы в профессиональном смысле делали не так?
– Разговор об этом вообще не шел. Нам сказали, что идет оптимизация канала, и группу людей нужно вывести за штат. Может, проблемы с финансами или с количеством сотрудников. Не знаю. В деньгах, конечно, мы значительно потеряем. Но зато нам теперь разрешено работать в других местах.

– Но вы же не могли не задать себе вопрос: «Почему именно нас выводят за штат?»
– Не имею понятия. Ни у кого не спрашивал, с начальством на эту тему не общался, да и не сказать, что она меня сильно интересует. Абсолютно никакой обиды с моей стороны нет.

«Начальству виднее»

– Человеку свойственно сравнивать себя с другими. Если вас выводят за штат, а кого-то нет, то в чем именно они лучше? Или, напротив, чем вы хуже? Неужели неинтересно?
– Ну а с кем это обсуждать? И зачем? Нас собрали, сказали: хотите – подписывайте, не хотите – уходите по сокращению. Уйти обиженным и гордым – значит, сжечь мосты. И кому я этим что-то доказал бы? Если бы работал плохо, меня вообще не звали бы в эфир. Сейчас пока зовут. Дальше посмотрим.

– Когда ясно, что делаешь не так, есть возможность исправиться.
– Мы общались не с теми, кто определяет, лучше ты или хуже, а с людьми из отдела кадров. Которые просто довели до нашего сведения чужое решение. Сами эти люди вообще не при чем.

 При первом, осеннем, подписании контракта с «Матч ТВ», вам дали, говорят, трехмесячный испытательный срок.
– Не только мне – всем сотрудникам.

– Получается, вы, занимавший три года подряд третьи места в зрительском рейтинге спортивных комментаторов «НТВ-Плюс», испытание не прошли.
– Получается так. В испытательный срок все это красиво и завернули. Но ведь такое нормально, разве нет? Начальству виднее. Никаких претензий с моей стороны.

– Когда-то уволенному комментатору было, куда податься. А теперь какие варианты?
– Сейчас некуда, монополия. Разве что позовут делать авторскую программу, скажем, на радио. А так все места заняты.

– Можете оценить «Матч ТВ», как зритель?
– Рад, что появился такой канал. Люди могут смотреть интересные спортивные трансляции. Это здорово! Некогда похожую футбольную отдушину давал канал «7 ТВ», где я работал. И был, похвастаюсь, первым, кто комментировал для российской аудитории матч с нового «Уэмбли».

«МЮ»  человек-невидимка»

 Как раз собирался перейти к Англии. Вы прочно ассоциируетесь именно с этим чемпионатом. А что составляло ваше футбольное меню до того, как стали комментатором?
– Я вообще-то старый футбольный коллекционер. Собирал справочники, другую литературу. С появлением интернета многое стало доступнее. Но не всё. В Англии, скажем, с 1968 года выходят безумно интересные справочные издания на полторы тысячи страниц. В свое время они были на вес золота. Большой дефицит. По итальянскому «кальчо» тоже выпускается потрясающая статистическая литература. Твердая обложка, мелованная бумага, фотографии. По каждому игроку, команде, по сборной. У меня есть большинство этих справочников. Исключительно полезны.

 Низшими английскими дивизионами интересуетесь?
– Когда позволяет время – конечно. Обожаю чемпионшип, стараюсь не пропускать обзоры, смотрю некоторые матчи. Особенно своего любимого «Лидса».

 Давайте поговорим об основных актерах английского футбольного театра. Что такое, на ваш эмоциональный взгляд, нынешний «Манчестер Юнайтед»?
– Человек-невидимка. К сожалению. Не сравнить с эрой Алекса Фергюсона, который для меня, не побоюсь этого слова, бог. И self made man. Мы говорим о его «МЮ», но порой забываем, что он сделал в Шотландии с «Абердином». Оттуда началось его восхождение. «Абердин» нарушил гегемонию «Селтика» и «Глазго Рейнджерс», стал трижды чемпионом, выиграл Кубок Шотландии и Кубок Лиги. Как апофеоз, взял Кубок Кубков УЕФА, обыграв в финале мадридский «Реал». Фантастика! Да, другое было время. И люди другие. Намного добрее, чем сейчас.

 Ну а ван Гал-то что?
– А что ван Гал? Тут надо определиться: шашечки или ехать. Голландец пришел, когда «МЮ» был на 7-м месте. Сказал, выведет команду в еврокубки. И вывел. Конечно, сейчас это не те брызги шампанского, что были при Фергюсоне. Коллектив другого статуса. До давайте опять отметим сэра Алекса! Старик-то молодец, очень вовремя ушел. Выжал из суперсостава максимум и бросил преемника Мойеса на растерзание. Дэвид попал как кур в ощип, я ему очень сочувствовал. Мало того, что лучшие годы Рио Фердинанда, Видича и многих других миновали, так еще и после ухода Карабаса-Барабаса наступил эмоциональный спад, команда почувствовала слабину. И покатилась вниз.

«Дедушка Гус знает толк в позитиве»

 Что такое «Лестер»? Выскочка? Калиф на час?
– Давайте заглянем в прошлый сезон. «Лестер» неплохо начал, разгромил «МЮ» со счетом 5:3, потом засели в подвале. Но команда была играющая. И потому выдала на финише фантастическую победную серию. Еще при старом тренере Найджеле Пирсоне. Он вынужден был уйти из-за нефутбольного скандала с сыном. Пришел Раньери, и тоже не с самой лучшей репутацией.

 В свое время итальянца не взяли в «Сатурн». И в «Монако» у него не слишком получилось.
– В сборной Греции тоже вышел провал, хотя и не по вине, подозреваю, тренера. Но опытнейший Раньери пришел в «Лестер» не на пустое место. К тому же он был первым тренером «Челси» при Абрамовиче, а это о чем-то говорит.

 В «Лестере» ему повезло с Марезом и Варди.
– Не только. Там великолепный вратарь Каспер Шейхель, замечательная оборона. На фланге прекрасно себя чувствует капитан сборной Австрии Фукс, успевающий страховать двух тяжеловесных центральных беков Хута и Моргана. Это слабое место. В целом же «Лестер» играет не примитивно, но просто, с упором на бегущие фланги. И это приносит плоды.

 В чем причина коллапса в «Челси», на ваш взгляд?
– Перелом произошел, думаю, в межсезонье. Что-то случилось. Непонятно, что, но наверняка имели место ошибки Моуринью. Уже в первом матче – ничья с «Суонси». Видно было: «Челси» не слишком готов к сезону. Португалец тут же вспылил, сказал, что готов поименно назвать игроков, не отдающихся футболу. И назвал: Фабрегас, Диего Коста, Иванович. Даже далекий от английского чемпионата человек согласился бы с тем, что на правом фланге Ивановича в первых турах было пустое место. Возможно, Моуринью перекрутил гайки. Или закрутил не в тех местах. Точный диагноз неизвестен, но надо отдать должное Абрамовичу, пригласившему Хиддинка. Нужно было успокоить команду, а дедушка Гус в этом большой дока. Авторитетный профи, излучающий позитив. И сейчас в восьми последних матчах во всех турнирах – четыре победы, четыре ничьи, разница 18:8.

«Капитализм с социалистическим лицом»

 Когда-то вы называли чемпионаты Англии и России небом и землей. А сейчас?
– В ряде матчей наши команды демонстрируют просто потрясающий футбол.

 А антураж?
– Это уже не от футболистов зависит. У нас нет стадионов и нет английской атмосферы. «Динамо» с «Кубанью» не так давно встречались на стадионе «Родина» в «Химках». Я сам, помню, играл там на первенство Москвы в какие-то лохматые годы. Ну куда это годится?

 Думаете, на новых российских аренах заведется английский антураж?
– Не знаю, но надеюсь. Колоссальной ошибкой, с моей стороны, было строить в России стадионы без раздвижной крыши. Один раз вложились бы, но получили бы действительно всесезонное качество. Неспроста в союзные времена сезон в Москве начинался в мае. А сейчас играем ранней весной и поздней осенью по колено в грязи. Ну какой может быть футбол и антураж?

 Замечаете изменения в чемпионате России, связанные с экономической ситуацией и финансовым «фейр-плей»? Сами собой формируются базовые клубы сборной. Куда более редкими становятся полноценные трансферы: в основном аренда или переход свободных агентов.
– Большие деньги всегда накладывают свой отпечаток. Представьте, что «Газпром» уйдет из «Зенита». Что будет с командой? Тревожный момент. У нас пока получается капитализм с социалистическим лицом. Название новое, методы старые. С другой стороны, начинают появляться частные клубы, как у Галицкого.

 Который тоже не знает, что будет с «Краснодаром», если он уйдет.
– Все так. В Англии, казалось, ситуация благостнее. Там владельцы чуть ли не в очередь выстраиваются, чтобы приобрести клубы. Но посмотрите: среди акционеров почти не осталось англичан! Американцы, арабы, русские… В любом случае Россия небезнадежна в футбольном смысле. Нужно просто навести порядок, избавиться от прилипал и всякой шелухи. И толковые люди есть, и команды тоже.

«Смоктуновский  гениальный Гамлет»

 Когда-нибудь засыпали в прямом эфире?
– Заснуть? Как это? Я ведь готовлюсь, волнуюсь. Каждый матч для меня – экзамен. После первого удара по мячу волнение проходит, но драйв-то остается!

 Вы сейчас задействованы в театре?
– Играю в пяти спектаклях «Театра у Никитских ворот» Марка Розовского. «Анна Каренина», «Дядя Ваня», «Гамлет», «Вишневый сад», «Харбин-34».

 Правда, что каждый актер одержим мечтой сыграть когда-нибудь Гамлета?
– Я-то играю Клавдия – Гамлета по-возрасту поздновато. И у меня такой идеи не было. Когда в 1960-е годы посмотрел эту роль в исполнении Смоктуновского, для меня даже Лоуренс Оливье отошел на второй план, хотя он считается классическим Гамлетом. То, что Смоктуновский сделал в фильме Козинцева, – это гениально. В «Короле Лире» его не было – и уже не то.

 А Высоцкий?
– Это совсем другое. Это театр, во-первых. Во-вторых, я не сторонник подобных экспериментов. У барда и потрясающего актера Высоцкого – не мой Гамлет.

 Самый сложный ваш матч в карьере комментатора?
– Уже рассказывал про игру Кубка Англии «Хошем» – «Суонси». Седьмая лига с третьей. Час лил дождь, матч не начинали, а мне нужно было что-то рассказывать. Обрушил на зрителей все заготовки, а подготовился я солидно, справился. И сама игра вышла грандиозной. В Англии футбол низших дивизионов вообще классный. Стадиончики на полторы-две тысячи, туда приходят с грудными детьми. И пиво пьют, представьте, и курят. Для них это праздник общения. А у нас почему-то все заорганизовано. Или вот Алекс Фергюсон в перерыве уходит под трибуны. «МЮ» проигрывает. Но к нему кидается мальчик – и сэр Алекс прямо в тоннеле дает автограф. Потому что они боготворят своего зрителя. Они играют для зрителя!