Александр Тукманов: Если в апреле не погасим долги, перспектив у «Торпедо» нет

Президент «Торпедо» стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».
news

Президент «Торпедо» стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».

«К СЕЗОНУ ГОТОВЫ НА ТРОЕЧКУ»

- 10 апреля зона «Центр» ПФЛ возобновляет сезон. Как вы оцените по пятибальной шкале готовность клуба «Торпедо» и команды «Торпедо»?
- В районе троечки. И то, и другое.

- Складывалось ощущение, что все гораздо хуже.
- Ситуация потихоньку выправляется. Но недостаточными темпами. Поэтому предпочту осторожность в оценках.

- Согласно сайту «Торпедо», в команде сейчас 19 футболистов. Хватит доиграть сезон?
- Да. Говорил с главным тренером Валерием Петраковым, он сказал: для девяти оставшихся матчей чемпионата этого достаточно. Тем более что нам запрещено дозаявлять новых футболистов из-за ситуации с долгами.

- Среди 19 фамилий есть громкие. Николай Погребняк, например.
- Да, брат Павла. Интеллигентный, спокойный парень, очень хочет играть в футбол, верит в себя и команду.

- Юрий Петраков.
- Игрок основы, техничный, смелый. Картины не портит. К сожалению, подвержен травмам.

- Это сын главного тренера. Есть ли тут конфликт интересов, по-вашему?
- Говорили с Валерием Юрьевичем на эту тему. С сына, кстати, он спрашивает строже, чем с остальных.

- Много заплатили за его трансфер?
- Петраков-младший пришел к нам свободным агентом.

- Сергей Шустиков.
- Сын и внук. Пережил большое горе, потерял отца. Уходят, к сожалению, футбольные люди. На днях вот умер Владимир Юрин, известный торпедовец. 69 лет ему было. Клуб в таких случаях принимает посильное участие, помогает.

- 9 матчей осталось — 9-е место занимаете. Существуют ли задачи на остаток сезона при таком раскладе?
- Цели вылезти из кожи вон и финишировать первыми не стоит. Планируем стабилизировать игру и набрать как можно больше очков. Не для повышения в классе — просто для себя.

«ДОЛГИ «ТОРПЕДО – 240 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

- Тогда все вопросы про ваш клуб можно свести к двум. Первый — на что живет «Торпедо»?
- На деньги главного акционера. Это «ЗИЛ». Команда вернулась на завод, который финансировал ее с первого дня существования. При этом завод является собственностью Москвы и не может без согласования с городом ставить каких-то серьезных задач. Потому что серьезные задачи подразумевают серьезные вложения. Сегодня, видимо, неподходящее для этого время.

- Был недавно на «ЗИЛе». Увидел разруху, склады, киностудии — что угодно, кроме футбола и выпуска автомобилей. Даже странно, что эта структура позволяет себе содержать профессиональный клуб. Много ли «ЗИЛ» вам дает?
- Порядка 70 миллионов рублей.

- Теперь второй вопрос: зачем живет «Торпедо»?
- А вот это сложный вопрос. Одному мне на него ответить непросто. Наверное, все-таки для того, чтобы не потерять своего болельщика, не зачеркнуть славную историю. Все-таки команда развивалась вместе со страной…

- Напрашивается продолжение: со страной и помрет. А если серьезно, верно ли говорить, что «Торпедо» живет надеждой на принца на белом «роллс-ройсе»?
- Надежда — основное, что питает сегодня клуб и команду. Но ждем не принца, а диалога с акционером. И не руководством завода, а с руководством города. Если команда нужна, нужно развивать инфраструктуру. Если не нужна, следует об этом честно сказать. «Спасибо, ребята, проект закрываем».

- Значит, вы планируете двигаться в сторону бюджетной и городской, а не частной команды.
- Безусловно. «Торпедо» родилось в Пролетарском районе. Сегодня это Южный округ с населением в 1,7 миллиона. Гораздо больше, чем в Ростове, Казани, Самаре, например. Так что команда действительно городская. И владеет ей город.

- «Спартак» при рождении имел связь с Промкооперацией, а ЦСКА — с обществом любителей лыжного спорта. Но это ведь не значит, что их до сих пор должны финансировать указанные структуры?
- Наверное, могут появиться и частные инвесторы. Но для этого они должны увидеть перспективу. То есть свой стадион, своего болельщика, воспитанного на клубных ценностях. Именно этим путем развиваются нормальные российские и зарубежные клубы. У «Торпедо» сегодня такого нет.

- Поступали ли предложения купить клуб после попытки Александра Мамута?
- Никаких предложений не поступало.

- А как же крупная энергетическая компания?
- Это было параллельно с Мамутом. В судьбе «Торпедо» примерно год участвовал глава компании Михаил Пономарев, потом ему стало не очень интересно и он вышел из проекта.

- Вопрос радиослушателя. В 2014 году вы сказали, что покинете команду, если «Торпедо» вылетит во второй дивизион. Почему не ушли?
- В 2014 году этого быть не могло, не надо передергивать. Говорил такое раньше. Кроме того, команда вылетела не во второй, а в первый дивизион. После чего акционеры не выделили нужное финансирование и фактически сами настояли на втором дивизионе.

- Вопрос радиослушателя. Вы управляете клубом девять лет лет. Чего добились за это время?
- Того, что команда не исчезла с футбольной карты России и добивалась права выступать сначала в ФНЛ, затем в премьер-лиге. Результат, считаю, неплохой.

- Много ли долгов у «Торпедо»?
- К сожалению, много — порядка 240 миллионов. Было больше, постепенно гасим за счет средств акционеров.

- Должны в основном персоналу и футболистам?
- Текущей задолженности нет. А та, что есть, - перед футболистами, которые играли в премьер-лиге. Сумма порядка 60 миллионов рублей.

- Не из-за их ли жалоб «Торпедо» запретили дозаявку новичков?
- В том числе.

- И сколько эта ситуация может длиться?
- В апреле вопрос должен разрешиться в одну или другую сторону. Акционеры о проблемах уведомлены. Если долги не будут погашены, перспектив у команды не видно.

«ПЛАНИРУЕМ ИГРАТЬ В АКАДЕМИИ «СПАРТАКА»

- Теперь про стадион…
- Очень больная тема. Пока планируем играть на поле академии «Спартака» и ведем диалог с руководством стадиона имени Стрельцова, где хотели бы завершить сезон. Правда, есть два «но»: арена на Восточной не будет готова к апрельским матчам, поскольку не включен подогрев. А если включать подогрев, это, разумеется, скажется на стоимости аренды. Второе — стадион пока не может получить разрешение полиции на проведение наших домашних матчей.

- В чем проблема?
- В поведении болельщиков. Оно вызывает серьезные нарекания у органов.

- Неужели у полиции есть жесткий критерий, до какого уровня агрессии можно проводить матчи, а после какого нет?
- Когда слышна нецензурщина, оскорбления, когда жгут пиротехнику и выбегают на поле, это выходит за рамки приличий. Да еще техническое состояние арены не соответствует никаким нормам. Это полиция тоже учитывает.

- Раньше вы жаловались на дороговизну аренды стадиона имени Стрельцова.
- Действительно дорого. Да и неправильно это, когда бюджетная команда отдает последние деньги миллиардеру, владеющему старым стадионом.

- Вопросы радиослушателя. После одной из тренировок группа болельщиков подошла к команде поговорить. После объявили, что это и была запланированная встреча с болельщиками, другой не будет. Как так?
- Но ведь она действительно была. И если вы на ней отсутствовали, факта встречи это не отменяет.

- У «Торпедо» три года подряд темно-синяя форма. Нет 70 тысяч рублей, чтобы купить экипировку традиционных цветов?
- Цвета согласовываются с командой. А если вы знаете историю, то должны помнить: у «Торпедо» в свое время резервная форма была темно-синей, сам в такой играл.

- Игрок «Торпедо» может себе позволить после феерической игры подарить футболку болельщикам?
- Конечно. И дарят.

- Что делает в команде начальник команды Николай Кузьмин?
- Он торпедовец, сам воспитал многих футболистов, пользуется уважением в команде. Вот и ответ.

- Почему мэр Москвы не помогает «Торпедо»?
- Встречи с представителями мэрии у меня не было. Не нашлось у них такой возможности.

«НЕ СТОИЛО БОРОДЮКУ УХОДИТЬ»

- Почему ушел Александр Бородюк?
- Для меня это тоже стало неожиданностью. Много раз встречались после этого, сохранили товарищеские и даже дружеские отношения. Пришли к общему мнению: не стоило Бородюку тогда поддаваться порыву и уходить. Лучше было переосмыслить ситуацию.

- Вопрос от радиослушателя. Зачем вы натравливаете полицию на болельщиков? Когда она ведет себя неправомерно, то говорит: такой была установка от клуба.
- Вы сами-то верите, что я командую полицией? Вот вы можете дать ей какую-то команду?

- Сотрудники всегда ссылаются на вас.
- Это не так. Полицию ни на кого не натравливаю, но и беспорядков стараюсь не допустить. Если вы с разрешенным баннером, без недозволенных предметов и в адекватном состоянии, кто вам может запретить поход на стадион?

- Что должно произойти, чтобы вы ушли из «Торпедо»?
- Приходите завтра в офис, с удовольствием передам вам ключи.

- Слышали такое. Есть люди, готовые поддержать «Торпедо». Но они не хотят иметь с вами дело, потому что вы не держите слово.
- Я за свои слова отвечаю. И приглашаю вас вместо себя на работу. А вы назовите хоть одного человека, согласного инвестировать деньги в «Торпедо». Не надо давать их Тукманову. Пусть придут к акционерам и предложат им свою помощь.

- Существуют четыре версии года основания «Торпедо»: 1916-й, 1924-й, 1930-й и 1936-й. Какой для вас правильный?
- 1924-й, когда появилась команда «Пролетарская кузница».

- Сколько штрафов в прошлом сезоне заплатило «Торпедо»?
- На сумму порядка 3,5 миллиона рублей. И несколько матчей провели без зрителей, что тоже ощутимо.

- Велик ли доход с одной игры?
- Не очень. Миллион-полтора. Билеты дешевые, трибуны неполные.

- Вы входили в совет директоров «Торпедо» и были вице-президентом РФС, когда Михаил Прохоров купил клуб «Торпедо-ЗИЛ» и стадион. Не смогли или не захотели этому помешать?
- Сделка была между «Норильским никелем» и правительством Москвы. У меня не было возможности влиять на этот процесс. Но в душе понимал, что это неправильно.

- Кто-то обращался к собственникам стадиона с просьбой привести его в порядок?
- Говорят, есть проект по застройке территории и реконструкции арены. Когда это случится, не знаю. Но пока стадион в плачевном состоянии.

- Особенно если сравнить его с коммерческой недвижимостью Михаила Прохорова в Бруклине.
- Когда совершалась сделка по продаже арены, покупатель обещал, насколько я знаю, обеспечить достойное финансирование команде и стадиону. Потом городская власть поменялась, и договоренности, видимо, канули в Лету.

- В «Торпедо» работает едва ли не член книги рекордов Гиннеса: администратор Александр Петров. В прошлом году исполнилось 40 лет его карьеры в клубе. Как поздравили?
- Традиционно: цветами, шампанским и словами благодарности.

- Вопрос от радиослушателя. Вы ночью нормально спите?
- Сплю хорошо.

Новости. Футбол