Форварды «Магнитки» братья Сергей и Федор Федоровы: Учимся друг у друга

Почти месяц прошел с того момента, как в магнитогорском аэропорту приземлился самолет с Сергеем Федоровым на борту. Спустя 20 лет один из самых титулованных игроков НХЛ вернулся на родину. Более того – в одну команду с братом Федором. О буднях хоккейной
news

ХОККЕЙ. КХЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Почти месяц прошел с того момента, как в магнитогорском аэропорту приземлился самолет с Сергеем Федоровым на борту. Спустя 20 лет один из самых титулованных игроков НХЛ вернулся на родину. Более того – в одну команду с братом Федором. О буднях хоккейной семьи, впечатлениях от Магнитогорска и российского хоккея Федоровы рассказали корреспонденту «Советского спорта».

Приезд Сергея Федорова нарушил межсезонное спокойствие Магнитогорска. Журналисты, болельщики и даже рядовые горожане только и делают, что обсуждают самый громкий трансфер лета. Сам Федоров на шумиху старается не обращать внимания. Да и некогда. Без малого месяц Сергей не просто работает – пашет.

Вот и первая часть нашей беседы состоялась по окончании очередной тренировки. На льду Федоров выкладывался на все сто. Много общался с главным тренером Валерием Белоусовым, постоянно что-то подсказывал партнерам. А в раздевалку отправился, только когда водитель заливочной машины гудком напомнил – тренировка 20 минут как закончилась.

– Замерз, наверное? – фирменной улыбкой начал разговор Сергей. – Извиняюсь, увлекся. Хочется от каждой тренировки взять максимум. И хоть их по две в день, все равно мало…

В МАГНИТКЕ БОЛЬШЕ СОЛНЦА, ЧЕМ В КАЛИФОРНИИ

– На то, чтобы посмотреть Магнитогорск, нашлась пара часов?

– Разумеется, уже выучил маршрут от дома до работы. Правда, в названиях улиц я пока не разбираюсь. Ребята из команды подсказывают, помогают. Где-то брат говорит, как проехать. В целом мне Магнитогорск понравился. В меру тихий, спокойный город.

– А он похож на другой промышленный город – Апатиты, где вы начинали карьеру?

– Я там так давно был… Два десятка лет прошло! Сейчас и время-то другое. Нельзя сравнивать. Но, по-моему, Апатитам не 80 лет. Там точно центр новее, чем в Магнитке. Здесь можно найти совсем старые районы. Они, кстати, подкупают… Я бы Магнитогорск назвал «солнечная Калифорния». Здесь постоянно светит солнце! Нигде раньше такого не видел. Такая погода очень бодрит по утрам!

– В общем, Магнитогорск ожидания оправдал?

– Вполне. В любом городе главное – это люди. В «Металлурге» работают настоящие профессионалы. Отсюда и комфорт, с которым для меня ассоциируется Магнитогорск.

– Кстати, о комфорте. Как вам новое жилье?

– Я не хочу делать из этой темы сенсации. Какая разница – в доме я живу или в квартире? Скажу только, что жилье очень удобное и уютное. Здорово, что брат рядом. И в быту проще и веселее…

– Как обычно дома проводите время?

– Отдыхаю от всего! Вчера телевизор первый раз за месяц посмотрел. Вместе с братом посмеялись над шоу «Комеди клаб». Было интересно.

– Недавно вы вместе с командой посетили металлургический комбинат. Как впечатления?

– Это фантастика! Нам показали стан 5000, новейший цех, его запустили пару недель назад. Огромный агрегат, длиной в несколько футбольных полей, управляется из кабины всего несколькими людьми. Они двумя кнопками прокатывают раскаленную заготовку, превращают ее в толстый лист железа. Потрясающее зрелище! А потом мы побывали на девятой и десятой доменных печах. Там раскаленный металл, шлак, все шумит, вертится… Завораживает! И вызывает уважение.

– Раньше нечто подобное доводилось видеть?

– Никогда. Заходил на разные фабрики, но на таком гиганте побывал впервые. И больше техники впечатлили люди. Как только можно в такой жаре работать?! А еще – не думал, что после столь долгого отсутствия меня будут в России узнавать в лицо. На комбинате многие обращались по имени, просили расписаться… Хоккей в этом городе по-настоящему любят.

– Но в том же Вашингтоне ритм жизни гораздо выше…

– Зато здесь – Россия. А средний темп и небольшие расстояния только на пользу – больше о работе думаешь.

ПЕЛЬМЕНЕЙ ХОЧЕТСЯ, А НЕЛЬЗЯ!

На этом разговор пришлось прервать. В столовой «Арены-Металлург» Сергея Федорова уже ждал горячий ужин. О вкусовых пристрастиях хоккеист рассказал на следующий день. В свой законный выходной, кстати, первый за все время, Сергей продолжил отвечать на вопросы корреспондента «Советского спорта».

– Сергей, акклиматизация завершилась, к городу привыкли. А традиционные уральские пельмени уже успели отведать?

– Пельмени люблю. Хорошая, мужская еда. Вот только сейчас я стараюсь избегать подобной пищи. В меню все темного цвета – макароны, хлеб, рис. А мучного в рационе – минимум. Оно чревато лишними килограммами, которые совсем ни к чему…

– По Магнитогорску вы передвигаетесь на подарке президента Дмитрия Медведева. Как впечатления от авто?

– Надежная машина. А так все, как всегда, – двигатель, четыре колеса. Комфортная, спору нет. Важно, что она получена за достижения в хоккее (за победу на ЧМ-2008 в Канаде все игроки и персонал сборной России премированы немецкими лимузинами. – Прим. ред.).

– Нравится водить?

– Несколько непривычно. Но расстояния по меркам того же Вашингтона в Магнитогорске смешные, поэтому устать невозможно. А вообще люблю ездить за рулем. Но и, когда брат садится на место водителя, приятно не меньше.

– Сотрудники ГАИ автографов не просят?

– А мы правила соблюдаем! Поэтому пока не останавливали. Если что непонятно, спрашиваем у ребят по команде.

– Российские дороги удивили?

– А чем они от американских отличаются? Такие же дороги. Где-то хорошие, а где-то – не очень.

– Уже появился любимый маршрут?

– В основном приходится ездить по центральным проспектам. Чистые, красивые улицы. Как-то проезжали мимо скверов. Большие зеленые парки с ухоженными аллеями в Магнитогорске прямо в центре города!

– А к суровой уральской зиме готовы?

– Мне говорили, что не все так страшно. Жду сухую и не очень многоснежную погоду. Но, даже если город завалит снегом, переживу!

ПЕРЕВОДЧИК ВАРЛАМОВ

– Первый предсезонный турнир «Металлург» провел. Как оцените свою форму по его итогам?

– Я ждал, что придется тяжелее. Сложно было в первую неделю сбора в Швейцарии. Во-первых, ощущалась горная высота, во-вторых, не давались некоторые упражнения. Только потому, что давно их не делал. Многое на льду не получалось. А после каждой тренировки тело болело ужасно! Но на сегодня форма удовлетворительная. Осталось почувствовать темп игры, который будет задавать тренерский штаб.

– Говорят, вы даже травму успели получить…

– В конце второй тренировочной недели поддернул паховые кольца. Пах сильно болел, потому пропустил две игры швейцарского турнира. Это даже и не травма. Скорее воспаление, которое стало следствием перенапряжения всех мышц. Но сейчас все в прошлом. Тело привыкло к нагрузкам.

– Как вам новый коллектив? Друзей в «Металлурге» завели?

– Стараюсь общаться со всеми. Но лучше получается с ветеранами. Молодежь какая-то не слишком разговорчивая. Сложно делать выводы через две недели, но в целом атмосфера в команде хорошая. Мне нравится, что здесь принято, чтобы каждый помогал каждому.

– Команда – это еще и юмор…

– О, да! Ребята постоянно шутят. С улыбкой ведь и работать проще!

– Сложно после Америки понимать русский юмор?

– Юмор всегда просто понять. Но в русском языке появилось множество сленговых словечек. Их мне «переводит» Евгений Варламов. Если что непонятно, я к нему обращаюсь. Однако, как правило, он отвечает: «Не парься, ты все правильно понял!».

– А вы взамен с английского переводите?

– Бывает, что просят тренеры перевести. Но в команде не один я знаю английский! Брат Федор хорошо говорит, тот же Евгений Варламов, Влад Бульин, Стас Чистов... Все вместе мы помогаем финнам. Они не должны скучать и общаться только друг с другом.

«Я ГОТОВ СТАТЬ ЛИДЕРОМ!»

– Экс-энхаэловской секции «по интересам» в «Металлурге» не возникло?

– Времени не было. Если серьезно, то группами здесь никто не общается. Очень приятно, что все ребята открытые и с уважением относятся друг к другу. Когда удается собраться вне тренировок, без общения не остается никто!

– Но такие моменты выдаются не часто…

– Да! У меня больше времени на данном этапе карьеры отнимают даже не сами тренировки, а подготовка к ним. Когда был молодой, приходил в зал и начинал заниматься. Сейчас годы дают о себе знать. Минут 20 приходится только входить в форму, делать растяжку. По-другому никак – можно заработать травму.

– Магнитогорская база сильно отличается от заокеанской?

– В общем, примерно одинаково. А вот баня в Магнитке лучше! Классные веники, очень холодная купель – за океаном вы это найдете только в элитных СПА-салонах. А здесь все «не отходя от кассы».

– Какую оценку поставите льду «Арены-Металлург»?

– На самой арене влажновато. Видимо, из-за того, что на улице жара. Но то, что лед в Магнитке в несколько раз лучше, чем в Вашингтоне, это факт!

– Переключиться на европейские площадки было сложно?

– Скажу честно – да. Приходится больше крутить головой – площадка шире на четыре метра, а это очень существенно. Пространства за воротами просто огромные. Приходится включать скорости. В Америке только разогнался, а уже надо тормозить или закладывать вираж, потому что соперник перед тобой и собирается прессинговать. В России от противника можно убежать…

– Это хорошо или плохо? – Пока не могу сказать. К скорости требуется виртуозное владение клюшкой. Нужно найти оптимальный баланс этих двух качеств. И это происходит дольше, чем хотелось бы.

– Следствие повышенных скоростей – большие нагрузки. А потом – и усталость…

– После такой подготовки я об утомлении вспомню не раньше февраля! Если играть в четыре звена, то нагрузка не покажется столь серьезной…

– Главный тренер «Металлурга» Валерий Белоусов любит играть в три пятерки.

– Мне такой стиль даже больше импонирует! Все три звена в ритме. Хорошо чувствуется игра, да и физически расслабиться некогда.

– Как оцените потенциал вашей новой команды?

– Трудно сказать, ведь настоящего боя еще не было. Показательными станут первые 10–15 матчей. Ниже третьего места занимать нельзя. А вообще нас собрали здесь для победы.

– Совершенно гипотетическая ситуация. «Металлург» встречается с вашим прежним клубом «Кэпиталз». Кто выиграет?

– А на каком поле?

– На европейском!

– Тогда преимущество у «Металлурга». Я хорошо знаю «Вашингтон», у многих защитников возникли бы проблемы. Причина – глубокие углы «коробки» и большее пространство. «Кэпиталз» смогли бы ответить острыми атаками по флангам – у них классные крайние нападающие – и силовым хоккеем. Но не факт, что это сработало бы.

– Игровое сочетание с братом и Станиславом Чистовым вас устраивает?

– Да, мне очень нравится выходить с Федором и Стасом. Надеюсь, и защитников нам не поменяют. Мы нашли общий язык с Евгением Бирюковым и Владимиром Маленьких. У них классное чувство первого паса, а это 50 процентов атаки. В свою очередь, мне нравится играть чуть сзади и страховать защитников.

– Вы готовы взять на себя роль звена-лидера?

– Не буду говорить за других, но лично я – да!

ФЕДОР ФЕДОРОВ: «БРАТ МЕНЯ БОЛЬШЕ СЛУШАЕТ»

Лучший друг в «Металлурге» у Сергея все же его брат Федор. На тренировках, в автобусе, в свободное время братья Федоровы неразлучны.

– Мне Магнитогорск нравится, – вступает в разговор Федор. – Хороший, рабочий город. Все просто и удобно. Дворец есть, церковь рядом. Все под рукой!

– Есть поговорка: «В одну реку дважды не входят». Тем не менее вы снова выбрали «Металлург»…

– Не знаю такой поговорки… Скажу одно – у меня осталось много хороших связей здесь, в Магнитогорске. Мне нравится, что команда постоянно стремится быть лидером. Я нуждался в подобной мотивации.

– Но ведь именно тот сезон, который вы провели с «Металлургом», для клуба стал одним из неудачных…

– Это так давно было! Пять лет назад. Я про все забыл. А спортивной злости во мне всегда хватает. Так что реванш за тот год возьму обязательно!

– Плечо брата в команде ощущаете?

– Здорово, что семья рядом. Сергей – еще и хороший хоккеист. Все это только на пользу.

– В игровом плане Сергей чему-то учит?

– Мне очень нравится действовать в одной связке с Сергеем и Станиславом Чистовым. Не знаю, что они думают по этому поводу, но я чувствую, что с каждой тренировкой у нас получается лучше и лучше.

– Авторитет брата не давит?

– На самом деле Сергей меня больше слушает. Он давно не играл в России. С тех пор здесь многое изменилось. Брат помогает мне в плане взаимодействия в звене, я же подсказываю некоторые тактические вещи…

– Такая же ситуация и вне хоккея?

– Абсолютно! Сергей если и бывал в России, то в Москве. Считай, в другой стране. Приходится объяснять, как здесь живут люди, что принято, а что нет. Бывает, даже некоторые слова поясняю…

– Вы попали в расширенный список кандидатов на первый этап Евротура. Однако позже тренеры сборной передумали и решили вас не вызывать. Похожая ситуация сложилась перед чемпионатом мира-2008 в Канаде, когда вас «отцепили» в последний момент.

– Сложно поставить себя в «тренерские ботинки». Я не знаю планов тренеров. Тогда, в Квебеке, было обидно. Но у нас работа такая, ничего не поделаешь. Для меня большая честь играть за сборную. Постараюсь пробиться в нее!

– А в «Металлурге» перед собой какие задачи ставите?

– Я не люблю прогнозов. Буду выкладываться в каждой игре. Цель одна – победа в каждом матче.

– У вас номер 81, у брата 18. Сам Сергей признался, что узнал об этом совпадении случайно. А вы верите в подобную «магию чисел»?

– В магию не верю. Что касается чисел, я начинал выступать под 18-м номером. Но потом его стали забирать более опытные игроки. Пришлось перевернуть. А Сергей берет 18-й в честь великих советских хоккеистов, у которых он учился играть в хоккей (в ЦСКА под 18-м номером выступал уникальный технарь Владимир Викулов. – Прим. ред.).

– Сергей сказал, что готов играть в лидерском звене. Теперь слово вам.

– Я тоже готов! На все сто процентов!

Новости. Хоккей