Стальные кони перешли на галоп

В субботу и воскресенье в голландском Ассене пройдут два очередных этапа 38-го личного чемпионата мира по ледовому спидвею. Что же это за вид спорта? Попробуем разобраться вместе.
news

МОТОГОНКИ НА ЛЬДУ

 В субботу и воскресенье в голландском Ассене пройдут два очередных этапа 38-го личного чемпионата мира по ледовому спидвею. Что же это за вид спорта? Попробуем разобраться вместе.

ХОМИЦЕВИЧ ВПЕРЕДИ ВСЕХ

Ведущие мотогонщики мира оспаривают первенство планеты в личном зачете с 1966 года. Чемпион в этом сезоне определяется по системе совокупного начисления баллов на шести сдвоенных этапах финала. Всего к финальным гонкам допускаются 16 гонщиков плюс двое запасных, которые меняют двух худших по итогам предыдущего этапа, а также готовы в любой момент выйти на старт в случае травм и иных непредвиденных обстоятельств. Отбираются они долгим путем. Полуфиналы в этом году проходили в подмосковном Красногорске и немецком Инцеле.

В финалах за день каждый гонщик проводит по пять предварительных заездов, в которых успевает встретиться на дорожке со всеми его участниками. По результатам дня гонщиков разбивают на четверки, и они разыгрывают финальные очки, которые и начисляются им по итогам этапа. 25 получает победитель, затем соответственно 20, 18, 16, 14, 13, 12 и т.д.

В середине февраля в Саранске состоялись два первых этапа финала 38-го личного ЧМ. Следующие четыре пройдут 8—9 марта в Ассене (Голландия), а также 15—16 марта в Берлине. Особенность зарубежных гонок: они проходят на закрытых катках с искусственным льдом. К тому же овал дорожки там более вытянутый, чем в России, прямая на трассе длиннее (значит, и скорость выше) и более крутые закругления на поворотах.

Пока лидируют сразу шестеро россиян (см. таблицу). Трое из них — Виталий Хомицевич, Владимир Лумпов и Максим Захаров — в конце февраля в том же Саранске сумели отобрать у господствовавших год шведов звание чемпионов мира в командном зачете.

Хомицевич впереди и в личном зачете ЧМ. Вторым на промежуточном финише идет Александр Балашов, который победил в столице Мордовии в первый день заездов. Накануне второго дня у него «сгорел» двигатель, и трехкратный чемпион мира в личном зачете не сумел пробиться в главную финальную четверку. Однако Балашов, как и многие другие, не теряет шансов стать победителем ЧМ. Прошлогодний чемпион мира 55-летний швед Пер-Олаф Серениус, в жизни не оставляющий службу в пожарной части, в первый гоночный день спалил сразу три мотора (!). Благо проблем с ними у него нет. Да и вообще двигатель у скандинавского ветерана, как и весь мотоцикл, считается одним из лучших в мире. Сравниться с таким стальным конем в этом сезоне может, пожалуй, лишь мотоцикл немца Бауэра.

— Лучший мотоцикл все равно будет у нового чемпиона планеты, — считает трехкратный победитель первенств мира по мотогонкам на льду Кирилл Дрогалин. — Явных фаворитов на звание победителя в этом сезоне нет, — продолжает он. — Предпочтительнее всех выглядит сейчас, пожалуй, Хомицевич. Не случайно он и лидирует. Впечатляет талантливый 17-летний гонщик Коля Красников, за которым будущее ледового спидвея. Впрочем, никто из основной группы не потерял еще шансов выиграть чемпионат. Не потерял их еще и я. Хотя в этом году стать четырехкратным, видимо, не получится.

СМЕРТЬ НА ЛЕДОВЫХ ТРАССАХ

Стальные зубья ледовых коней нередко становятся для их владельцев причиной страшных аварий. Мотогонщики рискуют, невольно ставя свою жизнь на плаху. Ледовый спидвей — вид спорта для самых смелых мужчин.

В 1984 году зрители «Лужников» поистине пережили шок. У всех на глазах погиб Анатолий Гладышев из Иркутска. Шип от чужого мотоцикла вонзился ему сзади в шею. Гладышев в одном из заключительных заездов вел очную борьбу со шведом Эриком Стенлундом. Задача гонщика сборной СССР, к тому времени потерявшего шансы на итоговый успех, была одна: сбить скандинава, не допустив его к обладанию трофеем. Россиянин пошел на таран по внутреннему радиусу, ударив Стенлунда. Швед, лидируя, резко нажал на газ и сумел-таки удержаться. Когда Гладышев вылетел из седла своего мотоцикла и по инерции продолжил движение по центробежной к заградительным щитам, его настигло колесо отставшего австрийца… Лужа крови залила белое полотно, а комментатор на стадионе выдавал в эфир: «Анатолий — мужественный гонщик, сейчас он поднимется и вновь выйдет на старт...» В этот момент тот был мертв.

В 80-х годах на сборах команды СССР на высокогорном катке «Медео» после столкновения сломал тазобедренный сустав и по дороге в больницу умер от болевого шока российский гонщик Василий Капташкин.

В 1990 году трагически погиб чемпион мира-89 Николай Нищенко из Читы. Он начал новую жизнь в Голландии, там и женился. Но нашел свою смерть в одном из заездов, врезавшись в бетонную опору.

В 1999 году на этапе «Гран-при» в голландском Ассене нога российского гонщика Кирилла Дрогалина при обгоне соперника попала в заднее колесо собственного мотоцикла. Стальные шипы вонзились в нее в семи местах. Однако Дрогалин, пролежав в больнице лишь несколько дней, мужественно встал на ноги, вскоре вернувшись на дорожку.

БЕЗ ТОРМОЗОВ

На мотоциклах для ледового спидвея, как и в любых трековых гонках, тормоза отсутствуют. Объем двигателя ограничен 500 куб. см. Колеса оборудованы металлическими шипами для устойчивости. По правилам их длина ограничена диапазоном 25—28 миллиметров. Вокруг каждого колеса установлена специальная предохраняющая стальная рама, которая лишь 20 см не достает до земли. При столкновении гонщиков это дает возможность избежать прямого контакта с металлическими «резаками». Однако падающий мотоцикл, на всех парах несущийся на упавшего гонщика, все равно представляет смертельную опасность. Порой мотогонки на льду сравнивают с корридой, где жизнь тореро висит на волоске. В стане профессионалов эти состязания называют «гонками на ручных бензопилах».

ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

1. Хомицевич — 41 (16+25), 2. Балашов — 36 (25+11), 3. Красников — 34 (18+16), 4. Лумпов — 32 (14+18), 5. Захаров — 31 (11+20), 6. Поликарпов (все — Россия) — 28 (20+8). 7. Бауэр (Германия) — 26 (12+14), 8. Дрогалин (Россия) — 21 (8+13), 9. Клатовски-мл. (Чехия) — 20 (10+10), 10. Никулин (Россия/Германия) — 19 (7+12), 11. Базеев — 19 (13+6), 12. И.Иванов (оба — Россия) — 16 (9+7), 13. Аакко (Финляндия) — 15 (6+9), 14. Серениус (Швеция) — 10 (5+5), 15. Свенссон (Швеция) — 4 (4+0), 16. Хенрикссон (Финляндия) — 4 (0+4), 17. Ф.Цорн (Австрия) — 3 (3+0), 18. Симон (Австрия) — 3 (0+3).

КСТАТИ

В заезде по ледовому овалу участвуют четыре гонщика. Стандартная внутренняя дорожка равна 400 метров. Победитель определяется по итогам четырех кругов. За победу в заезде гонщик получает три очка, пришедший вторым — два, третьим — одно.

ЛЮБОПЫТНО

Стоимость современного мотоцикла для ледового спидвея составляет около 20 тысяч долларов. Часто обслуживание стального коня превышает его начальную стоимость. Титановые сплавы в ледовом спидвее строго запрещены. Механикам гонщиков для увеличения скорости и срока эксплуатации приходится использовать исключительно тюнинговые детали, которые в 3—4 раза дороже обычных.

НАШИ — ЧЕМПИОНЫ

Рекордсмен по числу побед в личном зачете чемпионатов мира — Габдрахман Кадыров из Уфы (шесть). Он выиграл на первом в истории мотогонок на льду ЧМ-66, а также в 1968—1969, 1971—1973 годах. В активе Сергея Тарабанько из Новосибирска четыре триумфа (1975—1978). Трижды чемпионами становились россияне Юрий Иванов (1986, 1987, 1992), Александр Балашов (1994, 1996, 1998) и Кирилл Дрогалин (1997, 2000, 2001). По два раза — Анатолий Бондаренко (1979, 1980), Сергей Казаков (1982, 1983), Владимир Фадеев (1993, 1999), а также шведы Эрик Стенлунд (1984, 1988) и Пер-Олаф Серениус (1995, 2002).