Руководство мировой серии «Дакар» и промоутеры TCR приедут на первое Russian Autosport Show

13 октября на трассе Moscow Raceway в рамках первого крупного события Russian Autosport Show пройдет ежегодный Russian Motorsport Forum.

13 октября на трассе Moscow Raceway в рамках первого крупного события Russian Autosport Show пройдет ежегодный Russian Motorsport Forum, на котором выступят руководители известных международных гоночных серий. Об этом рассказала в интервью известный автоспортивный менеджер, телекомментатор Оксана Косаченко.

- Наша компания отвечает лишь за крошечный кусочек программы в рамках Russian Autosport Show, мы курируем сессию, которая называется «Россия и мировой автомобильный спорт». Довольно долго мы с организаторами форума обсуждали тему присутствия на нашей площадке разговоров о главном событии – «Формуле-1». И, как ни странно, пришли к единогласному решению - мы не будем обсуждать ее на форуме. У серии есть серьезная государственная и финансовая поддержка, а нам важно сфокусироваться на том, как привезти другие международные соревнования, как помочь российским спортсменам чаще выходить на старт знаковых автоспортивных событий. Поэтому на Форум мы пригласили руководителей, пожалуй, самого известного ралли-марафона «Дакар», где успешно выступали российские пилоты. С ними мы поговорим о том, как создать комфортные условия для массового возвращения россиян на «Дакар». Кроме этого, на Форум приедут промоутеры наиболее демократичного кузовного чемпионата TCR, о возвращении которого на наши трассы мы также будем говорить 13 октября. Эта серия уже дважды бывала в России в 2015 и 2016 годах, чемпионат молодой и России имеет смысл интегрироваться в него прямо сейчас. В текущем сезоне ТСR к нам не приехал, сменив сочинскую прописку на трассу под Тбилиси. Вот вместе с организаторами чемпионата мы попробуем разобраться, что надо сделать, чтобы яркие гонки ТСR на постоянной основе проводились в России. Тем более, что у нас с успехом проводится национальный чемпионат. На нашу сессию мы приглашаем к открытому диалогу команды, спортсменов, спонсоров и автопроизводителей.

Наличие таких трасс, как Moscow Raceway, может предполагать приход мировых серий или нужно что-то доказывать, чтобы проходили соревнования самого высокого уровня?

- Мы уже давно все доказали. Судите сами. Первое Гран-При, проходившее в Сочи в 2014 году, было признано лучшим событием сезона. Если Россия успешно проводит на протяжении 4 лет соревнования самой высшей категории, то почему мы не сможем провести соревнования в других классах, где требования намного более демократичные? Все наши умения доказал уже и Moscow Raceway, где на протяжении нескольких лет проходил второй по сложности кузовной чемпионат DTM. Вопрос не в наших навыках, мы однозначно обладаем высококлассной инфраструктурой и спортивным персоналом, подготовленным по самым высоким стандартам. Вопрос, который не позволяет приезжать известным гоночным сериям в Россию, связан со стабильным финансированием и господдержкой. Для «Формулы-1» нашлись компании, оплачивающие необходимые взносы за право проведения Гран-При, и берут на себя все прочие расходы, но для всех других гоночных категорий пока таких компаний нет. Появились деньги у одной из компаний, заинтересованной в развитии автоспорта, в Россию сразу приехали и TCR, и мировой туринг. Закончились деньги, исчерпалось терпение или просто были достигнуты поставленные цели и все – чемпионаты больше к нам не приезжают. Например, туринг поддерживался «Роснефтью», с этого года переориентировавшейся на национальный чемпионат. Вот и нет WTCC в России. То же самое произошло и с DTM, когда через несколько лет российские организаторы поняли, что чемпионат не приносит ожидаемой отдачи и от дорогостоящего проекта проще отказаться.

Вы два года назад привозили в Москву чемпионат «Формула-Е». Почему перестали проводить его у нас?

- Владельцам чемпионата интересен наш рынок, где представлены все автопроизводители, участвующие в «Формуле-Е». У серии есть четкий концепт, этапы электрической Формулы проходят не на стационарных гоночных трассах, а в центре городов. Поэтому для дебюта в России был выбран самый центр Москвы. После того, как «Формула-Е» выступила около Кремля, уезжать в район, скажем, ВДНХ – это некое понижение статуса. Существует четкий набор правил и требований, которые мы пока не можем удовлетворить. Нужно комбинировать не только финансовую составляющую, но и поддержку региональных властей, которые должны быть заинтересованы в приезде к ним интереснейших гоночных соревнований. А пока такого интереса не прослеживается. Сегодня Россия вполне может принимать 3-4 международные гонки за сезон. Требуется поднимать интерес среди зрителей, хочется, чтобы мы могли болеть за представителей России в крупных сериях, чтобы телевидение демонстрировало гонки не на кабельных, а в рамках тематических каналов. Вот по вопросу телевидения мы точно очень далеки от идеального сценария: во всем мире телекомпании платят за права показа гонок, а у нас наоборот.

Что нужно для того, чтобы вырастить собственных топовых пилотов?

- Пожалуй, каждый начинающий гонщик мечтает о «Формуле-1», но она не резиновая и не в состоянии вместить всех желающих пилотов, это элитарный вид автоспорта, где право выходить на старт получает только двадцатка лучших. Помимо «Королевских гонок» есть масса интересных и достойных чемпионатов. Не стану в очередной раз говорить, что нужен гоночный талант и деньги, ведь автоспорт очень затратный. Для подготовки пилотов просто необходимо создавать школы, гоночные академии, а сделать это правильно невозможно без создания государственной системы подготовки. Мы же научились готовить теннисистов, гимнасток, и даже футболистов. По этой части автоспорт сейчас находится на минус первом этапе. В основном автогонками занимаются дети, родители которых могут позволить потратить кругленькую сумму на детское увлечение. Начинать надо с картинга, причем лучше сразу в Европе, ну а дальше уже надо переходить в младшие гоночные категории. На этом этапе обычно подростки уже могут определить, с каким видом автомобильных гонок они хотели бы связать свою судьбу, а менеджеры уже четко видят, выйдет ли толк из юного дарования. А когда нет денег, но есть талант, то можно попытаться попасть под крылышко какой-то компании, финансирующей автоспортивные проекты. Те, кому не повезло, часто переключаются на что-то другое, или просто развлекаются преподаванием в прокатном картинге.

Какие главные потрясения ждут болельщиков "Формула-1" в следующем году?

- Главное потрясение, которого ждут все российские болельщики, – это решение судьбы Даниила Квята. Скажем честно – это то, о чем все говорят и думают. Останется ли Даниил на следующий год в «Торо Россо» или найдет себе место в другой команде, а может, и вовсе окажется за бортом. Что касается календаря чемпионата, то он уже сформирован, так что тут больших потрясений не будет. К сожалению, календарь покинет «Гран-При Малайзии», изменены даты проведения некоторых этапов. Например, азербайджанская гонка будет проходить перед майскими праздникам, а вот российский этап переезжает на последние выходные дни сентября. Вот, пожалуй, основное, что ждет нас в следующем году.

В чем отличие трассы в Сочи от других в Сузуке или Бельгии, к примеру?

- Сочи автодром – это классическая европейская трасса с той только разницей, что она вынужденно вписана в ландшафт Олимпийского парка. Создатели и архитекторы были ограничены существующими, либо строящимися Олимпийскими объектами. Именно поэтому в некоторых местах трасса получилась чуть уже чем можно было, да и вышла она довольно протяженной. Длинна классической трассы составляет 3,5-4 км, мы же имеем практически 6 км, хотя Сочи предоставляет достаточное количество мест для обгонов. Одной из особенностей нашего автодрома является то, что он очень плоский и чуть менее сложный, чем упомянутая Вами трасса Спа-Франкоршам, где перепады составляют 70-80 метров, или Сузука, завернутая «восьмеркой».

Расскажите о нынешней роли Берни Экклстоуна, как распределяются доходы после смены владельца?

- О доходах говорить еще слишком рано, потому что LibertyMedia выкупила коммерческие права только в сентябре прошлого года, а завершилась сделка и вовсе в январе этого года. Покупка за 8,2 млрд долларов не может за полгода принести весомую прибыль, так что пока для глобального владельца - это история затратная. Новые руководители сейчас пересматривают контракты с автодромами и телевизионными компаниями, меняя, в том числе, и коммерческие условия сотрудничества. Как они будут распределять возможные доходы, а главное, когда они появятся, не понятно. Что касается Экклстоуна, то он по сути отправлен на пенсию и выполняет роль почетного президента, а такая роль не предусматривает никакого участия в принятии ежедневных решений. Сам Берни теперь крайне редко появляется на гонках, фактически оставаясь интереснейшим медийным персонажем. Проще говоря, с 23 января 2017 года Берни отношения к «Формуле-1» практически не имеет.

 Есть ли понимание как «Формула-1» собирается завоевывать молодую аудиторию?

- Первое и очень важное это то, что в отличие от Берни Экклстоуна люди, управляющие процессом, разделили функционал. Если раньше ситуация требовала, чтобы Берни единолично решал спортивные, финансовые, маркетинговые и спонсорские вопросы, то сейчас функционал строго разделен между несколькими менеджерами, являющимися профессионалами высокого уровня в своей сфере. Это позволило сильно поднять маркетинговую составляющую с приходом Liberty Media. У новых владельцев есть собственные СМИ, они умеют оперировать социальными медиа и диджитал, которые «пустили» в спорт. Теперь активно используются все каналы SMM, а пару месяцев назад «Формула-1» объявила о создании собственного киберканала. В свою очередь, коммерческий директор «Формулы-1» Шон Братчес недавно сказал, что пока что владельцы коммерческих прав только пытаются нащупать свой путь. Интересно посмотреть, каким путем пойдет обновленная «Королева автоспорта».