Жертва фигуры

null
news

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшей более десятка изданий за рубежом, но неизвестной нашему читателю. Сегодня мы на примере дебюта четырех коней расскажем об одном из самых зрелищных элементов игры, каким является жертва. (Об атаке на примере шотландской и итальянской партий см. «Советский спорт» от 16.01 и 30.01.03.)

ПАРТИЯ № 3

Контроль центра: косвенный метод. Нарушение симметрии в дебюте четырех коней.

Пути потери темпа: (а) выполнение хода, который заставит противника предпринять что-либо необходимое для него в любом случае; (b) размещение важной фигуры на поле, которое может быть атаковано.

Обмен для снятия сильной фигуры с доски. Сила коня на f5.

ЖЕРТВА

Одним из наиболее зрелищных элементов шахматной игры является жертва.

Еще более зрелищной является двойная жертва, когда в обмен на еще большее преимущество предлагаются две фигуры.

Жертва не может быть осуществлена спонтанно. Позиция должна созреть, то есть должно иметь место определенное преимущество в позиции игрока, предлагающего жертву, и некоторая слабость в позиции оппонента.

В данной партии, например, в позиции после 15-го хода белых черные достигли превосходства, тогда как фигуры белых располагались на таких полях, что не могли успеть на помощь к собственному королю.

Перед осуществлением жертвы важно, конечно, рассмотреть различные возможности продолжения атаки. Если у оппонента найдется хотя бы один путь к спасению, игрок, осуществляющий жертву, может сам найти минусы предпринятой акции (при отсутствии компенсации). Это особенно верно, если в ходе комбинации теряется инициатива, то есть энергия для создания угроз.

ДЕБЮТ 4 КОНЕЙ

Вариант с 4. Сb5.
Любитель          Мастер

1. е4 е5

2. Kf3 Kc6

3. Kc3. Здоровый ход, обеспечивающий развитие новой фигуры на центральное поле. Правда, этот ход не создает никакой угрозы в данный момент, но постепенное развитие фигур на центральные поля является началом концентрации энергии. В длительном поединке это может оказаться более важным, чем прямая угроза. Такой ход обеспечивает более медленное развитие инициативы, но не менее мощной в длительном поединке, причем белые ничем не рискуют.

3… Кf6 (см. диаграмму № 1)

Позиция крепкая, но несколько однообразная. Черные почти повторяют пассивный стиль белых, но для них это не важно, поскольку естественная задача черных состоит в удовлетворении действий белых без проявления инициативы до определенного момента.

В дебюте четырех коней одной из проблем второго игрока является вопрос развития инициативы в почти симметричной позиции. Это особенно важно, если черные играют значительно сильнее белых. Но на любом ходу есть возможность избежать абсолютной симметрии. В данной позиции, например, вместо 3… Kf6 можно сыграть 3… Сb4, хотя это и не сулит черным намного больше возможностей.

В представленной на диаграмме позиции белые имеют выбор между тремя вариантами дебюта 4 коней:

(а) Шотландский вариант, 4. d4, атакуя центр, как в шотландской партии (иллюстрация этого варианта будет представлена в партии № 4);

(b) Итальянский вариант, 4. Сс4.

Этот вариант часто предпочитают любители, но не всегда реализуют возможность, связанную с временной жертвой фигуры: 4… Ке4! Игра может продолжаться следующим образом: (b1) 5. Сf7+Kpf7 6. Ke4, и в данный момент позиция выглядит так, словно белые имеют преимущество: два хорошо развитых коня, да и позиция короля черных скомпрометирована. Но после 6… d5 7. Keg5+Kpg8 8. d4 h6 9. Kh3 Ch3 10. gh3 ed5 преимущество у черных из-за большей мобильности и возможности прямых действий против короля белых.

(b2) 5. Ке4 d5

(1) 6. Cd3 de4 7. Ce4 Cd6 8. d4 ed4 9. Cc6+bc6 10. Фd4, рекомендуемое теорией, что дает черным определенные плюсы благодаря двум слонам и большей свободе перемещения, несмотря на сдвоенную пешку. Как правило, это дает возможность развить атаку на короля. С другой стороны, если белые сумеют успешно защититься, в конце игры сдвоенные пешки черных могут сказаться (см. партию № 15). Но шансы в этом варианте можно считать равными.

(2) 6. Сb5 de5 7. Ke5 Фd5 8. Cc6+bc6 9. d4 c5, и черные снова имеют преимущество двух слов.

(3) 6. Cd5 Фd5 7. d3 Cg4, и черные имеют ясную, свободную игру.

(с) Испанский вариант, 4. Сb5, который рассматривается в данной партии.

4. Сb5. Белые атакуют коня с6 и косвенно воздействуют на центр, так как при определенных обстоятельствах они угрожают 5. Сс6 с последующим 6. Ке5. Например, 4… а6 5. Cc6 dc6 6. Ke5, а продолжение 6… Ke4 7. Ke4 Фd4 8. 0-0 опасно для черных.

Сейчас испанский вариант считается самым сильным продолжением дебюта 4 коней, поскольку сохраняется напряжение, что находится в соответствии с современной концепцией открытых начал. Он не приводит к упрощениям, как в шотландской партии, и не допускает временных жертв, как в итальянской.

4… Cb4. Черные делают такой же ход, что и белые. Симметрия сохраняется. Но если черные будут продолжать симметричную игру, они постепенно столкнутся с серьезными проблемами, поскольку белые играют первыми.

КАК ИЗБЕЖАТЬ СИММЕТРИИ?

Черные могли бы избежать симметрии, сыграв 4… Kd4 (вариант Рубинштейна). Здесь белые имеют выбор между (а) практически форсированным вариантом после 5. Kd4 ed4 6. e5 dc3 7. ef6 Фf6 (7… cd2+ выигрывает пешку, но слишком рискованно: 8. Cd2 Фf6 9. 0-0, и преимущество белых в развитии подавляющее) 8. dc3 с равенством после 8… Фе5+, или (b) 5. Ke5 Фe7 6. f4 Kb5 7. Kb5 d6 8. Kf3 Фе4+ 9. Kpf2 Kg4+ 10. Kpg3 (безопаснее 10. Kpg1) Фg6 11. Kh4 Фh5 12. Kc7+ (лучше 12. h3) Kpd8 13. Ka8 g5, и черные имеют решающую атаку; или (с) 5. 0-0, но маловероятно, что в этом случае белые достигнут какого-либо преимущества.

5. 0-0          0-0

6. d3 — для построения крепкой позиции. Черные могли бы теперь нарушить симметрию путем 6… Сс3 7. bc3 d5 8. ed5 Фd5 9. c4 Фd6 10. Cc6 bc6 11. Cb2, и позиция белых вряд ли намного лучше, а после 11… е4 шансы будут почти равны.

6… d6

7. Cg5 (см. диаграмму № 2)

Теперь черные должны что-то предпринять, чтобы нарушить симметрию, иначе они будут нести потери. Например, после 7… Сg4? 8. Kd5 Kd4 9. Kb4 Kb5 10. Kd5 Kd4 11. Фd2, и белые имеют преимущество благодаря инициативе. Один из вариантов: 11…Cf3 12. Cf5 gf6 (12… Фd7 ведет к мату: 13. Ke7+Kph8 14. Cg7+Kpg7 15. Фg5+Kph8 16. Фf6Х) 13. Фh6 Ke2+ 14. Kph1 Cg2+ 15. Kpg2 Kf4+ 16. Kph1 Kg6 17. f4 ef4 18. Лf4, и нет защиты от 19. Kf6+.

В настоящей партии черные могли бы построить крепкую оборону путем 7… Сс3 8. bc3 Фe7 9. Лe1 Kd8 10. d4 Ke6, и шансы примерно равны. Вместо этого мастер нарушает симметрию ходом 7… Ке7.

Этот ход позволяет белым сдвоить пешки черных по линии f путем 8. Cf6 gf6. Однако не обязательно это принесет им преимущество, ибо черные могут получить шансы по линии g. Например, 8. Сf6 gf6 9. Kh4 Kg6, и у белых нет атаки: 10. Фh5 Cc3 11. bc3 Kph8 12. Kf5 Лg8 13. Kh6 Лg7, и неясно, чьи шансы лучше.

В любом случае 8. Cf6 давал белым лучшую игру, чем та, которую они получили в данной партии. Это же относится и к ходу 8. Kh4, который позволял бы открыть диагональ для ферзя белых и сделал возможным агрессивный освобождающий ход f2-f4.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ БЕЛЫХ

8. а3. Учебная ошибка любителя, приводящая к потере темпа. Во-первых, белым не следовало бы играть 8. а3, чтобы не заставлять черных меняться, поскольку их слон на ферзевом фланге не очень активен, тогда как конь белых может проявить большую активность в центре. Кроме того, после 8… Сс3 9. bc3 черные могут и должны отвечать 9… Kg6, избегая сдваивания пешек.

8… Сс3. Черные убирают важного коня, который мог бы стать фактором в будущих комбинациях, избегают сдваивания пешек по линии f и сами сдваивают пешки белых по линии с.

9. bc3 Кg6. Белые теперь не могут сохранить связку коня после h6, поскольку конь черных на g6 контролирует после h4.

10. Фе2? Это неудачное место для ферзя, поскольку здесь он может быть атакован конем с f4 (12-й и 13-й ходы). Лучше было сыграть 10. Фd2, чтобы освободить первую линию, или 10. Kh4, атакуя коня черных. Например, 10… h6. 11. Kg6 fg6, и после 12. Сd2 черные все же имеют лучшие шансы благодаря открытой линии f.

10… h6. Для того, чтобы избежать связки и поставить коня на f4.

Белые предпочитают потерять темп, чем дать черным развить ферзя, и поэтому играют:

11. Се3. После 11. Сf6 Фf6 почти та же позиция получалась постепенно (как после 14-го хода черных в этой партии).

Черные теперь имеют возможность атаковать слона е3 путем 11… Kg4, но для них важнее поставить коня на f4. Кроме того, после 11… Kg4 белым нет необходимости убирать слона; они скорее сыграют 12. Сс4, поскольку 12… Ке3 13. fe3 улучшает возможности белых благодаря открытой линии f.

11… Kh5. Для того, чтобы с темпом пойти на f4.

Поскольку конь черных на h5 не защищен, белые должны рассмотреть хорошо известный маневр с выигрышем пешки путем 12. Ке5 с последующим 13. Фh5. Это было бы реально, если бы ферзь оставался на d1, но вследствие того, что на поле е2 он может быть атакован конем с f4, 12. Ке5 чревато потерей фигуры после 12… Кhf4 13. Сf4 Кf4, и после отхода ферзя 14… dе5.

12. d4. Для достижения контроля над центром и соединения ферзя со слоном на одной диагонали.

12… Khf4

13. Сf4. Белые меняются отчасти из-за малой активности своего слона, а также для исключения, по крайней мере, одного из коней черных. В частности, конь на g6 мог играть важную роль в атаке. Более того, если бы белые ответили 12. Фd2, черные оказались бы в лучшем положении после 13… Сg4 или 13… Фf6.

13… Kf4

14. Фd2. Несколько лучше 14. Фе3, поскольку конь белых, как мы увидим, в некоторых вариантах будет нуждаться в защите. Но это не очень грубая ошибка.

14… Фf6. Защищая пешку е5, которую белые атаковали дважды, и подготавливая 15… Фg6, откуда ферзь одновременно угрожает матом, и 16… Фе4.

15… Крh1? (см. диаграмму № 3)

Необходимо было 15. Ке1 для защиты пешки g2. Ход в тексте позволяет осуществить изящную жертву коня. Черные могли бы сейчас выиграть пешку путем 15… Фg6 16. Лg1 Фе4 17. Лае1 Фd5 18. с4 Фе6 19. dе5, но в этом случае инициатива неожиданно переходила к белым. Поэтому жертва коня дает значительно лучший результат.

ПЛОД СОЗРЕЛ!

15… Кg2! Эта жертва возможна вследствие следующих обстоятельств: (а) королевский фланг белых плохо защищен; (b) черные контролируют большую территорию с помощью ферзя и слона; (с) жертва лишает короля белых пешечного прикрытия; (d) фигуры белых не в состоянии прийти на помощь королю.

16. Крg2. Сравнительно лучше было бы 16. Се2, но в этом случае черные вдобавок к крепкой позиции имели бы пешку вкупе с атакующими возможностями против ослабленного королевского фланга.

Благодаря относительной незащищенности коня белых черные теперь могут временно пожертвовать слона.

16… Сh3+!

17. Крg3. Чтобы защитить своего коня. Нельзя 17. Крh3 Фf3+ 18. Крh4 g5+, и белые должны отдать ферзя, чтобы избежать мата.

17… Сf1. Черные обыгрывают качество, что является только частью пожертвованного материала, и готовят следующую комбинацию с помощью ферзя и пешки f.

18. Лf1. Из-за открытой позиции короля белых ход 18. Сf1 мало что меняет.

18… Фg6+

19. Крh3 (см. диаграмму № 4)

Несмотря на открытое положение короля, ход 19. Крh4 сделал бы задачу черных более трудной. Если тогда 19… Фе4+ 20. Крg3 Фg6+ 21. Крh4 (если 21. Крh3 f5, как в партии) 21 …Фg2 22.Фе3 g5+ 23.Кg5 (вынужденно) hg5+ 24. Фg5+ Фg5 25. Крg5 Крg7 (или Крh7), и черные имеют лишь качество.

19… f5. Угрожая матом. Если 20. еf5, то 20… Фf5+, выигрывая коня.

20. Лg1 Фh5+. Если теперь 21. Кh4 g5 22. Лg3 Фh4+ 23. Крg2 f4 24. Лf3 Фg4+, черные выигрывают ладью.

21. Крg2 Фg4+

22. Крf1 Фf3. Черные теперь имеют качество и пешку и близки к победе, но любителю кажется, что он имеет шанс добиться ничьей с помощью резких средств. (cм. диаграмму № 5)

23. Фh6. Например, если 23… Лf7, то 24. Лg7+Лg7 25. Cc4+Лf7 26. Фg6+Kph8, и белые имеют, по крайней мере, ничью.

Однако белых ожидает сюрприз, поскольку их ферзь после исчезновения ладьи оказывается незащищенным.

23… Фd1+

24. Kpg2 Фg1+, и белые сдались, поскольку после 25. Kpg1 gh6 черные имеют подавляющее материальное преимущество.

Поражение белых обусловлено целым рядом слабых ходов: (а) 8. а3, 10. Фе2 позволили черным сосредоточить ферзя, коня и слона против одинокого коня белых. Ход 14. Фd2 снял защиту с коня f3 (основного стража королевского фланга белых) и после 15. Kph1 стала возможной решающая партию жертва.

Новости. Шахматы