Алексей Бурдыко: Болельщик «Спартака» не отличается от болельщика Vega Squadron
Sovsport.ru поговорил с основателем организации Game Show Алексеем Бурдыко о новых проектах, игровом телеканале и о сходстве спорта и киберспорта.
От Techlabs Cup до Game Show
— Вы в киберспортивной среде уже долгое время. С чего всё началось для вас?
— Тут можно вернуться, наверное, лет на 16 назад. Тогда у нас была команда по Quake 3, мы участвовали в чемпионатах, тренировались, и я достаточно долгое время жил жизнью обычного киберспортсмена. Если же говорить о деловой составляющей, то первым масштабным проектом были мероприятия Techlabs Cup. На тот момент нас вдохновлял опыт World Cyber Games (серия турниров, являвшаяся, пожалуй, ближайшим аналогом Олимпийских игр в киберспорте - прим. редакции). Уже тогда киберспорт собирал большую аудиторию, и у нас было понимание того, какие игры мы хотим видеть на подобного рода чемпионатах. Мы не хотели формализировать ряд нюансов, ибо WCG был четко привязан к формату проведения во разных странах.
Так родился Techlabs Cup, при этом у нас была коммерческая инфраструктура во главе с рекламным агентством, которое на тот момент было моим основным бизнесом. Здесь грамотно совместились желание, предыдущий опыт, понимание и коммерческая составляющая. Ну и Techlabs Cup стал, можно считать, пионером формата киберфестивалей, которые потом стали проходить и в России, и в Украине, и в Казахстане и в Белоруссии. Естественно были и ошибки, но в целом нас можно считать первопроходцами и теми людьми, которые вывели киберспортивные фестивали на новый уровень. Высшей точкой Techlabs Cup считаю наше мероприятие в Минске в 2013 году. Во дворце спорта мы собрали 8 тысяч человек!
— Мероприятия вроде Techlabs Cup всегда ассоциировались с шоу-турнирами…
— Мы позиционировались, как киберфестивали, потому что у наших мероприятий было несколько составляющих: тут и киберспорт, как основная движущая сила, и выступления приглашенных артистов и развлекательная часть со множеством активностей от спонсоров. Ну и еще одним принципиальным моментом был бесплатный вход: мы не хотели проводить закрытые мероприятия с платой за посещение.
— Dreamhack Moscow и Game Show League — продолжение традиций Techlabs Cup или что-то принципиально новое?
— Новое. Мы прекратили проводить мероприятия под эгидой Techlabs Cup, потому что формат себя изжил. Рынок киберспорта очень сильно повзрослел. Аудитории уже нужен другой подход. Поэтому наши турниры проводятся на специализированных площадках с сидячими местами, и это уже полноценное киберспортивное мероприятие от и до. Мы стараемся опираться на мировой опыт таких турниров, как Intel Extreme Masters, Dreamhack.
— Последнее ваше мероприятие — Игромир-2015. Насколько успешно вы его для себя оцените?
— Нам очень приятно, что Game Show заняла своими проектами киберспортивную часть выставки. Мы не ставили в этом году какие-то большие задачи на Игромир, потому что всё это часть одной большой Game Show League. Всё, что мы планировали, мы реализовали на 100%. Мы провели квалификации в СНГ, к нам приехали все команды, которые должны были приехать. В целом нас радует, что аудитория Игромира растёт, и мы можем реализовывать свои проекты на таких хороших мероприятиях и площадках.
— Можете ли вы приоткрыть завесу тайны: что нас будет ждать на Dreamhack Moscow в декабре?
— Мы рассчитываем побить наш рекорд посещаемости, у нас будут играть практически все лучшие команды мира и состав участников финала будет впечатляющим. Также мы очень хотим привнести некоторые традиции шведского Dreamhack, который является по своей сути большой LAN-вечеринкой (Все участники играют в одном помещении - прим. редакции). Одна из нашей целей и задач - дать нашим зрителям возможность прочувствовать эту атмосферу.
— То есть можно будет взять на мероприятие свой компьютер и прийти поиграть?
— Мы хотим сделать именно так. Формат LAN-вечеринок интересен, но моя задача, как CEO проекта заключается в том, чтобы смотреть на любую идею с точки зрения бизнес-эффективности. В Швеции это собирает более 10 000 человек. Вот мне интересен ваш прогноз: сколько может собрать подобное мероприятие в Москве?
— Я думаю собрать до пяти тысяч может.
— Вы очень большой оптимист. Прогноз в полтысячи гораздо более реалистичен. Но при этом, мы считаем нужным дать попробовать нашей аудитории этот формат. Хотим попробовать и посмотреть на обратную связь.
Дела насущные:
— Не так давно Александр Кохановский (глава Natus Vincere - прим. редакции) разослал всем организаторам турниров письмо с требованиями к призовому фонду, условиям проживания. Пришлось ли вам делать какие-либо изменения в связи с требованиями?
— Какого-то дискомфорта мы не испытали по одной простой причине: мы изначально перевыполнили все требования, выдвигаемые союзом. В Вильнюсе мы командам бронируем пятизвездочную гостиницу, также мы арендовали конференц-залы, чтобы команды могли их использовать в качестве тренировочных комнат, а также чтобы играть другие соревнования в онлайне. Мы организуем игрокам экскурсию по Вильнюсу — хотим показать всю красоту этого города. Одним словом, делаем всё, чтобы игрокам было комфортно.
— Как вы вообще относитесь к такому союзу команд?
В целом мне понятны цели и задачи, которые ставит перед собой этот союз. Другой вопрос, и мы его обсуждали с другими организаторами, что этот союз не оформился юридически. Нельзя воспринимать это письмо как серьезный документ, скорее как набор пожеланий. Нам он помогает систематизироваться, но пока об этом можно думать только как об инициативе.
— На этой неделе пройдут финалы Game Show Open. Расскажите пару слов о турнире.
— Концепция лежит на поверхности. Мы все следим за матчами лучших киберспортивных команд, но при этом нет киберспортивных продуктов, которые позволяют социализировать всех играющих людей. Да есть, некоторое количество платформ, на которых можно найти себе оппонента и выиграть призы, но при этом нет, не побоюсь этого выражения, «национальной идеи» в нашем киберспорте в целом. Сейчас нет таких турниров, когда ты проходишь региональные отборы, играешь на финалах в Москве и берешь кубок, при этом ты знаешь, что на турнире нет профессионалов и ты сражаешься с себе подобными.
Не стоит забывать, что Game Show анонсировали запуск киберспортивного канала в конце года. Мы хотим сделать из этого телевизионную историю по поиску талантов в понятном формате. Для аудитории это возможность поучаствовать в масштабном мероприятии, а в будущем лучшим из них даже стать профессионалами и, кто знает, следующими чемпионами мира!
— Алишер Усманов и его фонд вложат 100 миллионов долларов в медиа-холдинг Virtus.Pro. С вашей точки зрения, хорошо ли это для рынка и не может ли быть рисков, связанных с тем, что вокруг таких больших денег образуется гигантский мыльный пузырь, который с треском лопнет?
— С точки зрения бизнеса, любые мыльные пузыри, которые надуваются, всегда лопаются и рынок расставляет все на свои места, и в этом нет ничего такого. Моё глубокое убеждение заключается в том, что это позитив для всего рынка в целом. Это разогревает интерес к рынку, открывает дополнительные возможности, заставляет обращать внимание других игроков. Игры сами по себе — новый вид медиа, и это движение вокруг него крайне положительное.
Другой вопрос, что аналитики фонда должны понимать, что такие инвестиции — заявка на проект мирового уровня, который должен будет приносить прибыль. Несмотря на то, что Virtus.Pro заявляют пока о проектах на внутреннем рынке, мы должны понимать, что цели и задачи распространяются на мир. Перед Антоном Черепенниковым и его командой стоит очень сложная задача — сделать то, что от него ожидают. Весь рынок будет смотреть за тем, насколько хорошо или плохо будет выходить у Virtus.Pro. Это очень большая ответственность, мы ждём больших анонсов от них. Будет интересно за ними пронаблюдать.
Киберспорт «созрел» для телевидения
— Вы анонсировали запуск игрового телеканала. Почему именно ТВ-формат, ведь большинство молодых играющих людей редко смотрят телевизор и вовсю пользуются интернетом?
— Телевидение по-прежнему является самым охватывающим видом медиа. Объем телеаудитории, и тут можно говорить и о России, и о США, и о Европе, гораздо выше, чем интернет-аудитории. На Игромире мы делали сравнение американских лучших кабельных сетей и сервиса twitch.tv и цифры были в 3 - 3,5 раза предпочтительнее у телевидения. У нас это незанятая ниша. Грамотный выбор контента, который пускается по телевидению — залог успеха канала. Мы тщательно подходим к выбору программ в своей сетке.
Нельзя объективно говорить, что молодежь сейчас не смотрит телевизор, мы можем судить по себе и своему окружению, но если возвращаться к цифрам и аналитике, то утверждение «никто из молодых не смотрит телевизор» по меньшей мере ошибочно. Гейминг - состоявшееся социальное явление. По различным оценкам, геймеров в России 46 миллионов человек! И я хочу еще раз подчеркнуть, что этот канал будет в первую очередь игровым. Киберспортивный контент будет присутствовать в нашей сетке, но не будет преобладать. Для такого широкого социального слоя мы и запускаем наш канал Game Show.
— Как будет поделена сетка канала между киберспортом и игровым контентом?
— Мы будем отталкиваться от пожеланий нашей аудитории. Если говорить о времени, то киберспорт будет скорее в вечернее время.
— На какого зрителя вы рассчитываете, когда будете делать контент? Кто вас будут смотреть: казуальные геймеры или хардкорщики?
— Мы рассчитываем на разную публику, будем передачи делить на блоки, но основной упор, конечно, будет на казуальную аудиторию ввиду массовости.
— Ставите ли вы своей целью изменение отношения к геймерам в России? Будут ли на вашем телеканале передачи для старшего поколения, для мам и пап геймеров?
— Безусловно. Вместе с тем у нас сейчас нет иллюзий относительно того, что хардкорные геймеры тотчас же побегут за телевизорами, чтобы смотреть наш канал. У нас есть понимание, что у телевидения есть пласт молодежной аудитории, среди которых и геймеры, и мы хотим наладить контакт с ними. Естественно, что и со старшим поколением нам будет легче контактировать именно через телевидение. Те же бабушки могут попадать на наш канал, потому что он будет у них в пакете, поэтому большая доля сетки будет уделена программам, которые смогут смотреть и геймеры и их родители. Наша цель - сделать так, чтобы наши передачи были интересны и тем, и другим, и в таком случае будет выполняться и просветительская функция для старшей аудитории.
— Для казуальной аудитории нужны будут медийные личности? Будут ли известные люди работать у вас?
— Мы работаем над этим. Вместе с тем хочется отметить, что мы не хотим переупаковывать интернет-контент в новую обертку и пускать его по телевизору. Те люди, что занимаются ТВ-каналом большую часть своей жизни работали на телевидении и у них есть колоссальный опыт и понимание того, как должен выглядеть телеканал с учетом геймерской специфики. Поэтому Андрея Малахова мы не обещаем, но медийные личности будут.
— Наталья Чайковская - бывший руководитель КХЛ-ТВ и генеральный продюсер вашего канала. Можно ли утверждать, что концепция канала Game Show будет очень похожа на концепцию спортивных каналов? В чем будут заключаться сходства и различия в работе?
— Киберспортивная составляющая практически идентична спортивному контенту. Здесь принципиальных отличий нет. С игровыми передачами будут значительные отличия — гейминг позволяет придумать множество интересных форматов, способных удовлетворить как и обывателя, так и хардкорного любителя поиграть.
Киберспорт - это спорт?
— Спортивные СМИ во всю уже либо пишут, либо начинают писать о киберспорте. У вас есть «спортивные» люди в команде телеканала. Киберспорт — это спорт?
— Если киберспорт освещается такими порталами, как sovsport.ru, то это уже не косвенный, а самый прямой признак того, что киберспорт — это спорт. Вопрос злободневный, можно долго на него отвечать, но это спорт. Здесь есть команды, здесь есть международные турниры, здесь есть правила, здесь есть инфраструктура. Единственное, здесь не хватает регулирования рынка. В моем понимании наличие этих пяти факторов позволит считать киберспорт спортом без всяких «но».
С точки зрения правового регулирования, единственная загвоздка состоит в том, что игра — своеобразный снаряд — принадлежит частным компаниям. Но я отмечу, что уже сейчас киберспорт, на мой взгляд, безоговорочно является спортом. Отсутствие регулирования — проблема, которая, возможно, тормозит развитие рынка и выход на полноценный уровень большого спорта. Вы пишите о киберспорте, другие СМИ начинают писать о киберспорте, мы запускаем телеканал — всё движется, потому что есть аудитория и всё это востребовано.
— Наш традиционный вопрос: нужна ли киберспорту интеграция в олимпийское движение?
— Если мы говорим о том, что киберспорт — это спорт, то ответ однозначен: «Да!». А если говорим о развлечении, медиа, шоу-бизнесе — тогда это совсем другой разговор. Я убежден, что вся та киберспортивная медийность сродни медийности большого спорта. И Олимпийские игры — то, что нам нужно.
— В киберспорте есть еще вопрос с непривычными обывателю названиями команд. Известно, что в League Of Legends есть команда футбольного клуба Бешикташ. Стоит ли российским командам и спортивным организациям, таким как «ЦСКА», «Динамо», приходить в киберспорт?
— Для маркетинга, грамотного взаимодействия со своей лояльной целевой аудиторией однозначно стоит. Я могу ответить встречным вопросом: «Чем болельщик Спартака отличается от болельщика Vega Squadron или Na`Vi?» Я думаю, что ничем: есть те же самые атрибуты, есть те же самые соревнования и люди также переживают и болеют. Напрашивается еще один вопрос: «А болельщик ЦСКА не может еще быть и геймером?» С учетом пересечения двух рынков, вполне может.
— Какие пожелания вы можете оставить для наших читателей?
— Играйте в Dota 2, приходите на Dreamhack Moscow, читайте про киберспорт — за ним будущее!