Встреча для вас. Четырехкратный чемпион Европы Евгений Плющенко: Мечтаю выучить все четверные прыжки
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
После победы в Турине на чемпионате Европы Евгений Плющенко, воспитанник Алексея Мишина, дал эксклюзивное интервью корреспонденту «СС». Спортсмен признал новую произвольную постановку «Крестный отец» лучшей в своем репертуаре.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОД СКРИПКУ СТРАДИВАРИ
– Помните свой первый чемпионат Европы?
– А как же! Это был 1998 год, Милан. Я замечательно откатался, выиграл серебряную медаль.
– Вам было 15. Не возникало ощущения, что все вокруг слишком взрослые?
– Никогда не чувствовал себя салагой в окружении звезд. И мне было обидно, когда говорили: «Спортсмен маленький». Маленьких спортсменов не бывает. Есть просто спортсмены. Когда выступал среди взрослых, порой прославленных соперников, мама говорила мне: «Ты не маленький. Ты такой же, как все». Поэтому я всегда хотел их сначала догнать, а потом обойти. Это получилось.
Я слушал своих близких и учился у воспитанников Мишина: Алексея Ягудина, Алексея Урманова, Олега Татаурова. Четверному прыжку учился у канадца Элвиса Стойко. Мы с мамой записывали его выступления на пленку и потом часами просматривали. Просто больше никто не прыгал четверной тулуп, и мне очень нравился его прыжок. Он тогда как раз сделал каскад из четверного и тройного тулупов на каком-то чемпионате мира и выиграл.
– Как возникла идея поставить произвольную программу, с которой вы выиграли чемпионат Европы в Турине?
– Это придумал Мишин – сделать сильную программу, ни на что прежнее не похожую. На «Крестного отца» очень тяжело отважиться, хоть мы давно приметили музыку Нино Роты. Ведь это не эксклюзив – великолепная композиция была в конце 90-х у француза Филиппа Канделоро и лучше, казалось, сделать было невозможно. Но когда наш приятель – известный венгерский скрипач Эдвин Мартон дал послушать уникальную обработку музыки, мы безоговорочно решили делать эту постановку. Теперь, думаю, она наилучшая в моей коллекции по всем компонентам – движениям, шагам, вращениям и т.д. И костюм мне нравится – яркий, выдержанный. Да, необычность заключается в том, что я танцую под живую музыку. Эдвин, расскажи, как мы работали над «Крестным отцом», – обращается спортсмен к Мартону.
Музыкант, надо сказать, вылитый Леонид Ярмольник в молодости. В России его нередко принимают за артиста и обращаются за автографами. Он охотно расписывается в блокнотиках, даже не подозревая о существовании того, кому обязан этой славой.
Мартон стоит рядышком, жмется от холода – легкий пиджачок не спасает от 10-градусного мороза.
– У меня нет теплых вещей – я с Кубы, – шутит он. – Если честно, просто не догадался захватить их. Думал: раз – Италия, значит, здесь жарко. Что касается нашей работы с Плющенко, то это был долгий процесс. Осенью по выходным Женя прилетал ко мне в Будапешт. Репетировал технические элементы по 5–6 часов и уползал из студии с квадратной головой от усталости. Я играл ему на скрипке Страдивари, каких всего восемь в мире, причем пять – в музеях. А свою «Золотую рыбку», как называют мой инструмент, я получил за победу на Всемирном конкурсе скрипачей. Звуки ее намного слаще, ярче голосов других скрипок. Даже непрофессионалы могут уловить разницу. Я 80 (!) раз переписывал музыку, пока она наконец не стала ритмичной, заводящей зал.
БОЛЕЗНИ СБИЛИ С РИТМА
– Женя, за месяц до Олимпиады в Солт-Лейк-Сити-2002 вы вынуждены были переделывать произвольную программу. Эта ситуация повторится перед Турином-2006?
– Нет, сейчас я спокоен, потому что у нас есть «Крестный отец». Попробуем, конечно, поискать что-то новое, например, есть идея обратиться к русской героической музыке. Но если не получится, оставим эту постановку.
– Разница между подготовкой к обычному и олимпийскому сезону существует?
– Для меня – нет. В следующем сезоне подготовка будет такой же, как в этом. Ведь поработал я ударно: восстановил четверной сальхов и разучил четверной лутц. Единственное – пневмония и отит (воспаление уха. – Прим. ред.), которые я перенес летом, сбили меня с ритма. Поэтому поздно я вошел в сезон. Врачи долго не разрешили летать на самолетах, так что я почти безвылазно сидел дома в Санкт-Петербурге.
– Как прошел первый после болезни перелет?
– Слава богу, без последствий. Я очень переживал, когда отправился на сбор в Испанию, – боялся, что вернется ушная боль. Она самая сильная. У меня были всевозможные травмы: я пробивал себе ногу, резал коньками руки. Но когда стреляет в ухе, на стенку хочется лезть от боли.
– А как поживает ваше больное левое колено, которое вы собирались прооперировать?
– До Олимпиады не хочу делать операцию. Мало ли что… Сегодня колено особых хлопот не доставляет. Но в начале января перед чемпионатом России я растянул левый пах, сделав волчок. Надеялся, что пройдет. Ничего подобного – в Турине боль только усилилась. Так что перед мартовским чемпионатом мира в Москве придется взять небольшую паузу, иначе не выдержу нагрузок.
АЖИОТАЖ ВОКРУГ ЖУБЕРА
– Новая система на первое место ставит чистое катание. Имеет ли смысл увеличивать технический потенциал?
– Честно? Нет! И, по-моему, это очень плохо, ведь уровень мужского одиночного катания падает. Если раньше делали два четверных прыжка, то сейчас достаточно одного. А у многих вообще его нет, но это не мешает им побеждать. Вот канадец Эммануэль Сандю выиграл у меня финал «Гран-при»-2004 без этого элемента. Правда, судьи меня тогда наказали, поскольку я сделал лишний каскад… Но лично я намерен усложнять программу, потому что у меня мечта – выучить все четверные прыжки. На тренировках я уже их делал. Кроме того, были попытки исполнить каскад из четверных акселя и тулупа. А, скажем, в шоу «Art on ice» за три выступления я выполнил 4 четверных тулупа и 12 тройных акселей.
– Вас не раздражает, что на чемпионате Европы француз Брайан Жубер устроил вам встряску, выиграв короткую программу?
– Жубер – хороший спортсмен. И я даже рад, что он появился, так как должна быть конкуренция. А то я слышал, что Плющенко уже надоел многим, мешает своими победами. Видел, какую шумиху раздули вокруг Жубера, за ним ходили телевизионщики, снимали на камеру. Но на меня это не действует – я опытный боец. Приходилось соревноваться с такими мэтрами, как, допустим, олимпийский чемпион американец Брайан Бойтано и многократный чемпион мира канадец Курт Браунинг. Поэтому я знаю, как преодолеть такой ажиотаж.
«Я – ПАРЕНЬ ПРОСТОЙ, НЕ ВЫСОКОМЕРНЫЙ»
– Тяжело тренироваться в Питере, где вы безумно популярны и всегда в центре внимания?
– Нет, не тяжело. Я парень простой. Не высокомерный. Никогда не чувствовал свою исключительность. Живу спокойной жизнью. И никто за мной не ходит, не бегает, не прыгает…
– Ваш телохранитель к вам никого и не подпустит, так? Почему наняли охранника?
– Сергей не охранник, он мой помощник. На самом деле он водитель. Работает с моей мамой – отвозит ее в школу за моей племянницей или в магазин, когда мой папа не может это сделать.
– Создается впечатление, что в последнее время Мишин немножко подавляет вас, и вы стараетесь вырваться из-под его контроля…
– Алексей Николаевич меня не подавляет. Мы большие друзья, даже праздники иногда справляем вместе. И благодаря этому у нас такие результаты. Я счастлив, что у нас такие отношения.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений ПЛЮЩЕНКО
Родился 3 ноября 1982 г. в поселке Солнечный Хабаровского края. Чемпион Европы (2000, 2001, 2003, 2005). Чемпион мира (2001, 2003, 2004). Серебряный призер Олимпийских игр (2002). Тренер: Алексей Мишин. Первый тренер: Михаил Маковеев. Хобби: компьютерные игры. Живет в Санкт-Петербурге.