Мишину ближе бифштекс, а Урманову – бабочка. В среду и в четверг одиночники показывали короткую и произвольную программы
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ПРОКАТЫ В НОВОГОРСКЕ
Вчера в Новогорске закончились прокаты произвольной программы практически лучших сил в женском и мужском одиночном катании, которыми сегодня располагает Россия. Пожалуй, в отсутствие дисквалифицированного Плющенко все, за что эти силы в наступающем сезоне смогут бороться, – это европейский пьедестал.
Негусто. Мы избалованы. Мы привыкли к другому.
Алексей Мишин, чья знаменитая кепка выделяла его на тренерской скамейке с любой точки катка, высказался в разговоре со мной, как обычно, предельно жестко и остро:
– Если вам интересно мое мнение, то вот оно: сейчас нам надо сконцентрироваться не на тех людях, которые сегодня выглядят формально лучшими, а на тех, с кем в будущем может быть связано слово «Олимпиада». Мы же тратим деньги на людей, с чьими именами это слово не будет связано! Помните, какую оценку дал Олимпиаде в Ванкувере Дмитрий Анатольевич Медведев? «Были деньги, и какие деньги! Только тратились не туда!»
– Иначе говоря, Алексей Николаевич,предсезонные прокаты вас не впечатлили?
– По этическим соображениям я готов давать оценку только своим подопечным. Мне нравится, как выглядят Артур Гатчинский и Артур Дмитриев. Первый хорош эмоционально и технически, второй обладает уникальным талантом к прыжкам и катается с большим драйвом… Я вообще считаю, что сейчас у меня собралось созвездие, какого не было с девяностых годов, когда я работал с Урмановым, Татуровым, Ягудиным, Плющенко и мог с ними соревноваться со сборной мира. Помимо Гатчинского и Дмитриева, стоит упомянуть Стаса Тарасенко, победившего на Мемориале Станислава Жука в прошлом году. Я надеюсь, у него благополучно пройдет переходный возраст. По девочкам у нас тоже хороший состав, который возглавляет Лиза Туктамышева. Ее возможности очень высоки. Даша Медведева в прошлом сезоне показывала зрелое, завершенное катание. Маша Ставицкая, Арина Петрова…
– Почему, по вашему мнению, произошел такой большой разрыв между мировыми лидерами в мужском и женском одиночном катании и тем, что Россия выставляет на международную арену сегодня?
– Я инженер по образованию и отдаю себе отчет в том, что все явления в природе носят колебательный характер. Фигурное катание тоже подвержено этим волнообразным процессам. Причины разные, в том числе и демографические, но есть при этом просчеты в системе подготовки. Когда Ягудин и Плющенко заслонили нам весь небосклон, казалось, будто они будут жить и побеждать вечно. А жить и побеждать вечно не может никто.
Отстаем мы не во вращениях, мы отстаем в многооборотных прыжках. Прокаты наглядно это продемонстрировали. Очевидный провал. Игорь Москвин, Станислав Жук считали, что техническая составляющая сложности элементов – это тот бронебойный снаряд, который может привести к успеху. Шлифовка элементов неключевой сложности может происходить до сорока лет. А то зубило, которым можно проложить путь к золотым медалям, – это сложные, многооборотные прыжки.
– Но сейчас с точки зрения судейских оценок эти прыжки не дают никакого преимущества.
– Я прекрасно понимаю важность эстетической составляющей фигурного катания, уделяю ей много внимания. Но один журналист сказал, что многооборотные прыжки, прыжки в три с половиной и в четыре оборота являются самым «мужским» признаком мужского одиночного катания. Я разделяю эту мысль и думаю, что отточенные шаги и длительные вращения в красивых позах – это все гарнир. Основным является бифштекс, а не картошка и макароны.
– Вы очень красиво выразили свою мысль. Но не учитывать взгляда судей, которые оценивают это иначе, нельзя.
– А с чего вы взяли, что я об этом совсем не думаю? Мы приспосабливаемся! Но это не тот барьер, который нельзя преодолеть. Зато прыжок в три с половиной – четыре оборота превращается в современном фигурном катании в барьер непреодолимый. А это ключевая деталь, без нее не проживешь. И еще. Как только в Америке или Канаде появится фигурист, у которого многооборотный прыжок станет основным компонентом, барометр судейских воззрений сместится в сторону «ясно». Сейчас он показывает «туман».
– Есть ли рычаги, способные заставить этот барометр сместиться, не дожидаясь появления такого фигуриста?
– Сам я ни за что бороться не буду. Моя мама всегда говорила: «Леша, занимайся тем, что у тебя лучше всего получается!».
УРМАНОВ: ПРЫГАЙ ТАК, ЧТОБЫ ВСЕ ЗАДЕРГАЛИСЬ
Алексей Урманов, олимпийский чемпион Лиллехаммера, когда я отозвала его в сторонку, дождавшись пока откатается его последний ученик, согласился с мнением мэтра в том отношении, что основной акцент сейчас нужно сосредоточить на Олимпиаде в Сочи.
Только образу бифштекса ученик Алексея Мишина предпочитает образ бабочки. Рассуждая о прошедших прокатах и о будущем, он рассказал мне притчу:
– Молодой человек поймал бабочку, пришел к старцу и думает: «Сейчас я его обману!». И спрашивает: «Угадай: живая она или мертвая?». Старец сказал: «Все в твоих руках». Все мы можем. Даже сейчас. Макарова и Леонова и в прошлом году могли побороться за звание чемпионок Европы. И с азиатками на «мире» конкурировать могут. Надо делать дело. Когда один начинает прыгать, другой начинает дергаться. Это вечная история. Значит, надо прыгать так, чтоб все задергались.
– Кто понравился на предсезонных прокатах лично вам?
– Артур Гатчинский. Он очень прибавил. Аделина Сотникова в позапрошлом году была чемпионкой России, но в прошлом сезоне у нее, видимо, были какие-то сложности, под конец сезона она вообще нигде не выступала. Сейчас немножко реанимируется. Приятно на нее смотреть. Девочка чувствует лед, чувствует конек. Вот, пожалуй, этих двух я бы отметил. И еще – Лиза Туктамышева… Ее в Новогорске нет, она уже выезжает на турнир, но я смотрел на нее в Петербурге: ее прокат тоже выглядит очень достойно.