Химия и слезы. Как плакала на родном льду железная Юлия Липницкая
Евгения Медведева выиграла короткую программу на чемпионате России. Елена Радионова заняла второе место. Но главной героиней этого вида соревнований, при всем уважении к потрясающему (здесь можно вставить любой другой превосходный эпитет) катанию чемпионки и вице-чемпионки финала «Гран-при» нынешнего сезона, стала идущая на промежуточном третьем месте Юлия Липницкая.
Жажда Юли
Липницкая выдержала не только накал борьбы в состязании, которое по уровню мастерства его участниц, возможно, не уступало ни одному в истории чемпионату мира. Она справилась с сумасшедшим психологическим давлением домашних стен. И она, конечно, справилась с драматичной сменой тренера, произошедшей всего лишь месяц с небольшим назад.
После внезапного перехода Юли от Этери Тутберидзе к Алексею Урманову фигуристку закрыли от посторонних глаз на замок. Ответственные за связи с прессой на запросы об интервью мягко отказывали словами «пока не будем», новый тренер олимпийской чемпионки благодарил за интерес, но ничего не рассказывал, да и бывшая наставница Липницкой расставание со своей ученицей не комментировала. Все это понятно почему: никто не хотел выносить лишние подробности на публику.
Но, честное слово, меньше всего хотелось спрашивать Юлю о смене тренера и о ее переезде в Сочи после того, как она вышла в смешанную зону после проката короткой программы на чемпионате России. Двумя минутами раньше она плакала прямо на льду! Представляете? Олимпийскую победу Липницкая восприняла куда хладнокровнее.
Что произошло? Почему Юля так эмоционально отреагировала на чистый прокат короткой программы, которую она уже исполняла в нынешнем сезоне без ошибок? Причина, как мне кажется, заключается в слове, которое очень любят употреблять некоторые специалисты. И это слово — «химия».
Если кратко, применительно к фигурному катанию оно характеризует особый эмоциональный настрой, который возникает, когда спортсмен или спортсменка исполняют свою программу не автоматически, а от души. Естественно, чисто — это обязательное условие, ошибки лишают выступление всякой «химической» ауры. Эту «химию», причем, чувствуют и сам фигурист, и все, кто находятся вокруг. Именно эта «химия» превращает фигурное катание в нечто среднее между спортом и искусством. Именно эта «химия» заставляет плакать людей на трибунах — и, как видите, даже самых железных спортсменов, которой всегда слыла Юля.
Причина же возникновения такой «химической реакции» в данном случае совершенно понятна. Плакатами с изображением сочинской принцессы — причем уже в прямом смысле сочинской, после того, как она переехала на Черноморское побережье — увешан весь Екатеринбург. Люди, второй день подряд заполняющие почти до отказа дворец спорта «Уралец», тепло встречают всех участников чемпионата России — но жаждали увидеть они только одну фигуристку. Свою землячку Липницкую. И, к счастью, эта жажда превратилась для фигуристки в позитивную энергию. Бывает и наоборот.
Акт устрашения
Состязания чемпионата России в женском одиночном катании перед его началом называли разными жесткими словами. Например, драка, битва и даже бойня. Эпитеты, совершенно несовместимые с понятиями красота, грация и нежность — которыми можно охарактеризовать каждую из участниц. Но, увы, это правда. На три места в сборной претендовали, по самым скромным подсчетам, минимум шесть фигуристок, каждая из которых способна выиграть и чемпионат Европы, и чемпионат мира.
Главной жертвой битвы стала действующая чемпионка мира Елизавета Туктамышева. Ее основное оружие, сложнейший прыжок тройной аксель, на официальных тренировках срабатывало примерно в 50 процентах попыток. В боевом прокате получилась осечка в виде падения. Но это еще полбеды. Главная ошибка Лизы — она сдвоила первый прыжок в каскаде, чем обнулила его стоимость. И в итоге оказалась только на девятом месте с отставанием от тройки в десять с лишним баллов. Как раз той самой суммой, которую получила бы за каскад.
Олимпийская чемпионка Аделина Сотникова — еще одна претендентка на место в команде, которая сорвала прыжок. Она упала с флипа, но фатальной этот промах не стал. Даже с шестого места Аделина может запрыгнуть в тройку — если в произвольной программе запрыгает без ошибок.
Ну а пять прокатов этой короткой программы можно без преувеличения называть выдающимися. Первый еще в самом начале соревнований выдала Анна Погорилая. И ее не то чтобы максимальные баллы — лишь следствие того, что судьи оставляли запас для выступающих позднее фигуристок. Второй была победительница недавнего финала юниорского «Гран-при» Полина Цурская. Но она по молодости еще не борется за путевку во взрослую сборную — из-за ограничений ИСУ.
Третьим стало выступление Елены Радионовой. Это вновь были слезы на льду. Потому что на обеих тренировках в Екатеринбурге бронзовая медалистка чемпионата мира-2015 боролась с собой. То выдавала невероятной чистоты сложнейшие каскады — то срывала обычные для нее прыжки. Взрыв эмоций у Лены — как раз оттого, что она справилась с этой борьбой. И ее второе место — отличная заявка на место в команде.
Ну а вишенкой на торте стал прокат Евгении Медведевой. Если честно, по моим ощущениям, он был великолепным и, да, выдающимся — но не столь же фантастически вдохновенным, как в Барселоне. Безумная сумма баллов, которую поставила Медведевой судейская бригада в Екатеринбурге, стала, конечно, не мировым рекордом (на внутренних соревнованиях он не фиксируется), а, скорее, данью уважения и благодарности нынешнему лидеру российского женского одиночного катания. И неким актом устрашения для фигурного катания мирового. Которое Женя, если будет умницей, должна уже в этом году окончательно покорить.
Но все-таки в этот день покорила всех Липницкая. Обвиняйте в пристрастности — но внутреннее ощущение не обманешь.
Чемпионат России
Екатеринбург
Женщины
После короткой программы
1. Евгения Медведева — 79,44
2. Елена Радионова — 76,69
3. Юлия Липницкая — 73,77
4. Анна Погорилая — 71,22
5. Полина Цурская — 70,53
6. Аделина Сотникова — 69,47
7. Алена Леонова — 66,15
8. Мария Сотскова — 66,14
9. Елизавета Туктамышева — 63,68