Елена Чайковская: Бутырская ушла по-английски

null
news

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

С 21 по 24 ноября в Москве пройдет пятый этап серии «Гран-при» по фигурному катанию – Кубок России. В состязаниях примет участие новая ученица Елены Чайковской и Владимира Котина 17-летняя Людмила Нелидина. В этом сезоне Люда прославилась тем, что на турнире «Скейт Америка» исполнила аксель 3,5 оборота, став, таким образом, третьей одиночницей в мире, кому покорился чисто мужской прыжок.

ЖЕНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

— Нелидина давно владеет тройным акселем, но прежде никогда не исполняла его на престижных соревнованиях, — сказала Чайковская в эксклюзивном интервью корреспонденту «Советского спорта». — Люда произвела фурор уже на тренировках, когда поначалу никто толком и не понял, что это был аксель 3,5, а не 2,5. Вообще взрыв был необыкновенный, это было главное событие турнира. Честно, потому что все спрашивают: «Это что, революция в женском одиночном катании? Людмила за собой всех поведет?»

— Все-таки вы сомневались, идти в этом сезоне на аксель 3,5 или нет?

— Мы решали другой вопрос: выполнять ли четверной тулуп, который Нелидина уже прыгала летом. Но рассудили так, что не нужно торопиться и форсировать элементы ультра-си.

— Вы готовите четверной прыжок в пику американке Саше Коэн, пытавшейся сделать аналогичный сальхов еще в прошлом году?

— Нет. Дело в том, что Люда имеет склонность к подобным элементам. Природа уродила ее такой прыгучей. Если бы она испытывала проблемы со сложными прыжками, я бы не настаивала ни на 3,5, ни на 4 оборотах.

— Не боитесь, что ваша ученица увлечется ультра-си и потеряет в артистичности?

— Абсолютно не боюсь, поскольку Нелидина – творческая личность. С четырех лет посещает кружок изобразительного искусства при Пушкинском музее, замечательно рисует. У нее богатый внутренний мир. Просто надо чуть-чуть «расплескать» это наружу.

ТАЙНЫЙ ПОБЕГ

— Елена Анатольевна, в минувшем сезоне, когда стало известно, что уйдет ваша основная ученица — чемпионка мира 1999 года Мария Бутырская, вы уже вели переговоры с Нелидиной о сотрудничестве?

— Это было спонтанное решение, которое я приняла в апреле. И очень рада, что наш альянс состоялся.

— В принципе вы держали эту спортсменку в поле зрения?

— Эту – нет. Я даже ее не знала. Она сама ко мне обратилась. Пришла и сказала: «Возьмите!»

— Правда, что вы расстались с Бутырской не по-дружески?

— Я всегда расстаюсь со спортсменами по-дружески. Просто в марте Бутырская взяла и уехала с чемпионата мира (после короткой программы. – Прим. авт.). А я осталась со своим литовским танцевальным дуэтом Маргаритой Дробязко – Повиласом Ванагасом.

— С тех пор вы не пробовали связаться с Бутырской?

— Конечно, нет. Это же она убежала, а не я. Я себя виновной не чувствую.

— У вас остались претензии к Маше?

— Ну что вы! Никаких претензий! Спортсменка захотела досрочно завершить карьеру. Это ее судьба.

— Сожалеете, что Бутырская, из которой вы вылепили звезду, так поступила?

— У меня и в мыслях не было грустить. Я сейчас нахожусь на эмоциональном подъеме, увлечена работой с Нелидиной. И обожаю в себе это состояние.

— К вам просилась медалистка чемпионатов Европы Виктория Волчкова. По каким причинам вы отказались взять ее?

— Ко мне многие обращались, в том числе и Вика. Но на тот момент у меня уже была Нелидина, поэтому вопрос о наборе учеников был закрыт. Я не буду сталкивать спортсменов лбами. У меня не бывает в группе соперников и на протяжении всей моей тренерской карьеры не было: одних выпускаю, других беру. Сегодня у меня уже нет выбора.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАСФАСОВКА

— Вы взялись помогать танцевальному дуэту Татьяне Навке и Роману Костомарову. Но фигуристы и их тренер Александр Жулин живут в Нью-Йорке, а вы – в Москве. Как планируете строить свои консультации?

— Таня и Роман долго будут находиться в России, выступят сперва на Кубке России, а затем на национальном чемпионате. Потом мы в составе российской команды отправимся в Америку на сбор перед мартовским чемпионатом мира в Вашингтоне.

— В ближайшее время Навке – Костомарову реально выбиться на ведущие позиции?

— Ну, иначе для чего мне было брать этот дуэт?

— Почему, на ваш взгляд, Татьяна и Роман проиграли на «Скейт Америка» украинцам Елене Грушиной — Руслану Гончарову, допустившим грубую ошибку?

— Украинцы не выиграли по катанию, это ясно. И их произвольный танец мне крайне не понравился. Но понимаете, такое было всегда. Ну что мы сейчас будем говорить о судьях? Новая система судейства настолько несовершенна, что я не могу передать словами, что там творилось. Если уж быть до конца откровенной, то Нелидина, занявшая на «Скейт Америка» пятое место, должна была стать по меньшей мере второй, потому что остальные падали и срывали элементы. То есть такова была общая «расфасовка» – тянуть вперед тех, кто имеет более высокий рейтинг. Я на это не обращаю внимания. Нелидина – совсем молоденькая девушка, пусть знает, что бывает и так.

— Думается, Навка — Костомаров грамотно поступили, обратившись к вам за помощью. Одно дело, когда у бортика стоит Жулин, а другое — когда Чайковская, наставница с мировым именем.

— Вы знаете, если у тренера потрясающий авторитет, но спортсмен ничего не выкатывает, то ничего не получается. Мы, конечно, имеем вес. Слава богу, за столько лет его обрели. Но я всегда подчеркиваю, что спортсмены – главные действующие лица, им все карты в руки.

— По-вашему, какое направление будет доминировать в танцах в сезоне 2002/2003?

— Сейчас прослеживаются лишь отдельные наметки. Давайте подождем чемпионата Европы и финала «Гран-при». Пока что, как мне видится, дуэты тянут свой вид в разные стороны. Поэтому на состязания танцоров любопытно смотреть. Мне, например, понравился американский дуэт Игоря Шпильбанда (Белбин – Агосто. – Прим. авт.). Правда, я не очень за, когда построение в танце идет на партнера. А в этом дуэте подобный акцент преобладает, видимо, вынужденно, потому что мальчик намного сильнее. Вот это меня немножко покоробило.

ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА

— Елена Анатольевна, вы заметили, что нынешняя система судейства, когда голоса арбитров выбирает компьютер, далека от идеала. Что не устраивает лично вас?

— Первое впечатление: старые люди окунулись в новые правила, а принципы подхода к оценкам остались прежними, несмотря на компьютеризацию процесса судейства. Ну не могут лидеры получать оценки от 4,3 до 5,7. Это слишком уж большой разброс! Если разница составит 0,5 балла, то это уже, считайте, некомпетентные судьи. А тут между одной оценкой и другой – целая пропасть. Причем на тех же этапах «Гран-при» мы видели такое несоответствие сплошь и рядом. Вот это нас поразило. Получается, все одно и то же. Как работает компьютер, чьи судейские голоса он выбирает – тайна мадридского двора. Мы будем вынуждены работать по новым условиям «игры» весь сезон. И только в апреле представители ИСУ вскроют кассету с расшифровкой деятельности компьютера.

НАША СПРАВКА

Елена Чайковская. Заслуженный тренер страны по фигурному катанию. Родилась 30 декабря в Москве. Среди ее учеников олимпийские чемпионы Людмила Пахомова и Александр Горшков, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, чемпионы мира Владимир Ковалев, Мария Бутырская, призеры чемпионатов Европы и мира Владимир Котин, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас и многие другие. Тренирует в Москве. Имеет собственную школу фигурного катания.

Новости. Фигурное катание