Олег Васильев: Секретная расшифровка
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Самой большой сенсацией пятого этапа серии «Гран-при» — Кубка России, завершившегося на днях в Москве, стала победа бронзовой медалистки чемпионатов Европы Виктории Волчковой в женском одиночном катании. Вика обрела второе дыхание под руководством нового наставника, олимпийского чемпиона, представителя тренерского совета Международного союза конькобежцев (ИСУ) Олега Васильева.
ЖЕНСКИЕ ФОРМЫ
— Признаться, я сомневался в том, брать Волчкову или нет, — сказал Васильев в интервью корреспонденту «Советского спорта». — С одной стороны, с девочками работать всегда сложно, и не только в фигурном катании. Но с другой — я знал, как нужно тренировать конкретно Вику. И когда мы с ней поговорили, расставили точки над «i» и выяснилось, что наши мысли практически совпадают, то сомнений не осталось.
— Двадцатилетняя Вика немножко округлилась, приобрела женские формы. Это создает трудности с техникой катания?
— У Вики великолепная фигура. Она даже похудела. Вы бы видели ее пять месяцев назад, когда президент Федерации фигурного катания России господин Писеев прислал мне ее в Чикаго без программ, костюмов и абсолютно не в форме. Потихоньку она обретала физическую мощь.
Сейчас никаких трудностей с элементами у Волчковой нет. Мы очертили круг определенных задач, которые надо выполнить. К примеру, представить на соревнованиях каскад из двух тройных прыжков, который спортсменка в принципе делает на тренировках, на этот раз мы просто решили не включать его в программу. А вот тройной аксель и четверной прыжок мы планируем подготовить к следующему сезону. Над этими ультра-си работа пока не началась. Вика умеет прыгать очень хорошо, ведь она прошла школу знаменитых специалистов, таких как, скажем, Виктор Кудрявцев. Однако Волчкова испытывает проблемы с психологической устойчивостью, потому что в последние два года у нее было много неудачных стартов. И мне даже больше приходится работать как психологу, нежели как тренеру.
— Ваши воспитанники — серебряные призеры чемпионата мира в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин тепло встретили Волчкову?
— Первый месяц у них с Викой были сложности, причем вполне ожидаемые, потому что Тотьмянина — Маринин не привыкли, что рядом с ними тренируется фигуристка экстра-класса. Но мы нашли компромисс: разделили время занятий. И недовольство улетучилось. Таня в нормальных отношениях с Викой. Девочки дружат. И Максим пытается с ней подружиться. Втроем они проводят все свободное время.
— Тотьмянина и Маринин тренируют четверную подкрутку, как это делают их основные соперники китайцы Сюе Шэнь — Хонбо Чжао?
— Нет, я противник развития парного катания в сторону технического усложнения. Это лишит наш вид хореографических возможностей. А моя функция, в частности, состоит в том, чтобы состязания спортивных пар были привлекательны для зрителей. Китайцы делают сумасшедшие элементы, но на это просто страшно смотреть.
ДОЛОЙ ГЛАСНОСТЬ
— Олег, как бы вы оценили новую систему судейства, когда голоса арбитров выбирает компьютер?
— Пока я не вижу минусов этого новшества. Точнее, так: здесь минусов не больше, чем в предыдущей системе.
— Почему, как вы считаете, наблюдается огромный разброс в оценках?
— Это свидетельствует о том, что с арбитров снята персональная ответственность. ИСУ не может проверить, какой судья что поставил. Никто этого не знает! Вот, допустим, я президент какой-либо национальной федерации, не дай бог, а вы судья. Я вам скажу: «Нашего спортсмена надо поддержать и поставить ему такую-то оценку». А вы отвечаете: «Я ставлю то, что нужно». Но я же не смогу это проконтролировать.
— В апреле 2003 года компьютерную деятельность должны расшифровать.
— Верно, только ее не представят широкой общественности. Секретная информация будет обсуждаться на заседании ИСУ. Сперва хотели проводить такие «слушания» раз в год, но, видимо, будут делать это чаще — каждые два-три месяца, потому что разница в оценках действительно очень велика.