Илья Авербух: Женя Медведева — лицо России. С ее помощью я говорю с миром
В прошлом году Илья Авербух поставил Евгении Медведевой шедевральную произвольную программу, с которой юная россиянка выиграла все главные старты. В нынешнем сезоне Авербух стал автором обеих программ Медведевой. Первый фурор уже есть — на прошедших в выходные контрольных прокатах в Сочи.
«НОВАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЖЕНИ ДОЛЖНА ЧИТАТЬСЯ КАК КНИГА»
- Илья, этим летом, в
отличие от предыдущего, вы работали уже
не просто с талантливой спортсменкой,
но и с чемпионкой мира. Это наложило
какой-либо отпечаток на творческий
процесс?
- Главное, что я хотел
бы отметить — Женя, как показывают
прокаты в Сочи, входит в следующий после
чемпионского сезон в блестящей спортивной
форме. И Жене, и ее тренеру Этери
Тутберидзе, удержавшей ученицу голодной
до побед, большое за это уважение. Идти
к чемпионству и отстаивать чемпионство
— это, конечно, две разные истории. Но
я могу сказать, что в Жене в плане
характера ничего не поменялось. Она
такая же целеустремленная, для нее
главное — это Олимпиада. Конечно, на
Женю теперь смотрят другими глазами и
предъявляют к ней другие требования. В
плане ее осознания своего чемпионства
предстоит большая работа. Я считаю, оно
еще до конца к ней не пришло. В ее катании
присутствует некий переходный период,
который, думаю, мы пройдем.
- В чем этот переходный
период заключается?
- В подаче своего
катания. Посмотрите как катается Аделина
Сотникова — у нее настоящая, чемпионская
подача. На данный момент из наших девушек
она есть, на мой взгляд, только у нее.
Жене в этом плане еще предстоит работа.
- Можно ли стиль новых
программ Медведевой назвать продолжением
стиля ее предыдущих программ?
- Отвечу так. Здесь не
показательные выступления, здесь требуют
результат. А результат приходит от
органичного исполнения элементов. Мы
пробовали с Женей разные образы. И образ
танцовщицы танго, и образ космической
дивы из фильма «Гравитация». Но пришли
к тому, что в данный момент Женя органична
в своих нынешних образах. Она чувствует
себя комфортно, и идут прыжки. Да, все
хотят постоянного перекрашивания
красок. Но я не считаю, что если надеть
костюм другого цвета и взять веселую
музыку, то это будет гармоничное
изменение. К этому надо прийти. Да, на
данный момент это некое развитие того
направления, которое было задано Женей
в прошлом году. Но программы, на мой
взгляд, сложнее и интереснее по
насыщенности. Конечно, произвольная
программа прошлого года висит над нами
дамокловым мечом, потому что она стала
очень большим успехом, была признана
всеми. А после успеха входить в ту же
реку сложно. В этом смысле хорошо, что
сейчас предолимпийский сезон, и у нас
есть возможность экспериментировать.
- В чем сложность новых
программ?
- Прошлогодняя произвольная
программа по драматургии была чуть
проще. Там ярким началом была задана
тема — Женя выпускает из себя музыку,
которая жила в ней, и дальше шел танец.
Но мы не задавали сюжетную линию в этой
истории. Девушка рассказывала на льду
о своих переживаниях, а мы на это смотрели.
Сейчас же в произвольной программе есть
драматический сюжет. Женя, помимо
исполнения прыжков, должна нам рассказывать
историю из трех частей. Она должна
читаться как книга. Это намного сложнее.
«ПОПРОСИЛИ ПОМОЧЬ КОВТУНУ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ»
- О чем эта книга?
- Первая музыкальная
часть — из американского кинофильма о
терактах 11 сентября 2001 года под названием
«Жутко громко и запредельно близко».
Символично, что это интервью я даю тоже
11 сентября, но я не хотел бы посвящать
программу именно этой трагедии. В этой
программе — атмосфера, в которой мы
живем, в которой мы беззащитны. Недавно
были и катастрофа с нашим самолетом в
Египте, и трагедии во Франции, и в других
странах. Мы не знаем, придет ли близкий
человек вечером с работы. Эту историю
и рассказывает Женя. Он уходит, забыв
какую-то вещь, она показывает ему на
нее, но оставляет у себя, зная, что вечером
он придет. В середине программы Женя
слышит смесь звуков, она в смятении. Под
эту часть поставлена дорожка шагов.
Третья часть — она верит, что ее любовь
и желание вернуть своего близкого
человека сильнее. Но телефонный звонок,
который раздается в конце — это звонок
неопределенности. Мы не знаем, что ей
скажут — либо то, что этого человека
больше нет, либо это звонит он и говорит,
что с ним все хорошо. Я специально не
ставил тяжелую драматическую точку.
- Короткая программа
по драматургии проще?
- Я назвал ее «прощанием
с детством». Что, собственно, с Женей и
происходит. Она пришла сфотографироваться,
увидела эту фотографию, улыбнулась
самой себе. В середине программы она
снова на эту фотографию смотрит — и
понимает, что в ней что-то изменилось.
Ей больше не интересны прыжки со
скакалкой, другие детские развлечения.
И фотография улетает с ветром. Этот
образ более понятный. В произвольной
программе все сложнее, и понятно, что в
сентябре ее готовность не может быть
стопроцентной. В дорожке шагов у Жени
больше акцентов на элементы, но я верю,
что с каждым новым стартом программа
будет становиться понятнее.
- Евгении не тяжело
переживать в катании трагические эмоции?
- Ей интересно, мы
разговаривали на эту тему. На самом
деле, это не дуэтный номер, одиночнику
всегда тяжело. Ей надо погрузить зрителя
в особое состояние, одновременно делать
прыжки и держать публику в напряжении.
Вот программа, которую я поставил в этом
году Максиму Ковтуну, проще. Был найден образ человека, который ловит машину.
Она проехала мимо, он пошел по улице, и
идти он может какой угодно — кривой или
косой, веселый или задорный. А в конце
он снова встает ловить машину. Это
программа понятная. У Жени тема сложнее.
- Вы в своей карьере
с Ириной Лобачевой тоже исполняли
программу на тему 11 сентября.
- Да, но тогда мы катались
с этой программой буквально через
несколько месяцев после трагедии, на
Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, когда все
обсуждали именно этот теракт. Сейчас
мне хочется говорить на более общую
тему. Женя Медведева — лицо России, и
мне хочется через нее говорить с миром.
Это язык, который должен быть понятен
всем. Люди всего мира поймут, что нас
всех заботит одно и то же. Нас пытаются
различными искусственными вещами
отгородить — история с паралимпийцами
тому пример, но мы живем в том же мире и
нас заботит одно и то же.
- С Максимом вы начали
работать в критический момент его
карьеры, когда он поменял тренера и
находится на перепутье...
- Была сложная ситуация
— он опаздывал в подготовке к сезону,
и меня попросили помочь с короткой
программой. Я поэтому не стал ставить
целью сделать что-то сложное. Единственное,
что хотел — чтобы в программе было
больше органики от самого Максима. Чтобы
я не надумывал ему своих движений, а
«отпустил» его, естественно, корректируя.
Но Максим — фигурист-загадка. То, что
он блестяще откатал короткую программу
на прокатах — еще не гарантия успешного
сезона. Но я в него верю.